Формы (источники) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы. Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория формы (источники) права. Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен.

Содержание работы

Введение
Понятие формы (источника) права…………………………стр.5-7.
Виды форм (источников) права……………………………...стр.8-13.
Правовые обычаи……………………………………....стр.9.
Юридический прецедент………………………………стр.9.
Правовые договоры……………………………………стр.10-11.
Международные договоры…………………………….стр.12.
Правовые доктрины……………………………………стр.13.
Правовой обычай, как источник права………………………стр.14-15.
Юридический прецедент……………………………………..стр.16-17.
Нормативный акт……………………………………………..стр. 18-22.
Заключение……………………………………………………….стр. 23-24.
Список использованных нормативных актов и литературы……..стр.25-

Файлы: 1 файл

Курсовая работа тгп.docx

— 39.38 Кб (Скачать файл)

       Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником права. Однако следует отметить, что вопрос о судебной практике как об источнике права является далеко не новым для белорусской правовой действительности. Он неоднократно ставился и обсуждался как на общетеоретическом уровне, применительно к источникам советского, а затем – постсоветского белорусского права, так и на уровне отдельных отраслевых дисциплин.

       Прецедент как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве прецедентов выступали, например, устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих магистратов, их принявших, и в течение срока (как правило, один год) пребывания их у власти.

       Однако постепенно многие, наиболее удачные с точки зрения интересов господствующего класса рабовладельцев положения эдиктов одних магистратов повторялись в эдиктах вновь избранных магистратов и приобретали, таким образом, устойчивый характер. В частности, решения и правила, сформулированные преторами в разное время, постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.

        В тех правовых системах, где прецедент традиционно признается, он пользуется, по заверению западных авторов, неизменным уважением, а в случае нарушения содержащихся в нем предписаний обеспечивается государственным принуждением.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                            

 

6. Нормативные акты.

        Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.

        По сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.

         Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-первых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественно-политических движений).

      Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления..

        В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной  процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.

       В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия.

         В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.

         В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.

         Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты - это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными.

         Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

         В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, т.е. обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок. 

         Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретационных актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От нормативно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.

         Нормативно-правовой акт - понятие собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативно-правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.

         По юридической силе различают: законы - акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты - акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия. Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы - организации и лиц, независимо от их трудовой и служебной деятельности.

        Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления.              Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующими в их рамках, предписания, применяемые только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера и т.д.).

        По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты, последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной власти, Президента, органов управления, должностных лиц государственных и негосударственных организаций. Виды нормативно-правовых актов, определяемых субъектами правотворчества, довольно изменчивы и зависят от существующей на тот или иной момент структуры государственных органов.

         При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами.

       Последний вид нормативно-правовых актов принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства безопасности по борьбе с преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сохранности грузов и др.

       С нормативно-правовыми актами тесно связано понятие законодательства, которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная практика, трактуя его содержание весьма неоднозначно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Написав курсовую работу на тему: «Формы (источники) права», сделаем выводы.

      Под формой (источником) права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. На протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе.

      Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.

       Наиболее известные формы существования государственно-признанных норм следующие: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой договор, правовая доктрина, принципы международного права, нормативный правовой акт.

       Нормативный правовой договор - это совместный юридический акт, выражающий взаимное изъявление воли правотворческих органов, которым образуется правовой акт. Это такой документ, в котором содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства.

      Формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно, готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

       Необходимо определиться в отношении к таким источникам права как обычай, а главное юридическому прецеденту.

       При принятии любых источников права необходимо полное соблюдение принципа «верховенства закона» и признание всех нормативно-правовых актов противоречащих Конституции ничтожными.

 

 

 

 

 

Список использованных нормативных  актов и литературы:

1. Александров Н.Г. Понятие источника права.//Ученые труды ВИЮН.

 вып.VIII, М.,1946.

2. Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 37. Ст.772.

3. Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М., 1988. С. 80-103.

4. Зивс С.Л. Источники права. М.,1982; Государство и право в развивающихся странах.// Источники права. Сб.ст. М.,1985.

5. Зивс С.Л Развитие формы права в современных империалистических государствах. М.,1960; Шебанов А.Ф. Форма советского права. М.,1960.

6. Зивс С.Л. Источники права. М.: Наука, 1981,С.143

7. Зивс С.Л. Источники права. М., 1981. С.152-181.

8. Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине. //Сов. государство и право. 1981. N 3. С.128.

9. Источники права. М., 1985. С. 65-83.

10. Источники  советского трудового права. М.,1975; Поленина С.В.

11. Кечекьян С.Ф. Указ.соч. С.3.

12. Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М.: Исток, 1994. С.23.

 13. Мицкевич А.В. Акт высших органов Советского государства. М.,1967;

14. Муромцев Г.И. Указ.соч. С.25.

15. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы).//Правоведение, 1992 г., N 2, с.23.

16. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.251.

17. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.258.

18. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.254.

19. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.254-255.

20. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.255.

21. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.248.

22. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.249.

23. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.260.

24. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.311.

25. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.313.

26 Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.323.

27. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.338.

28. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.262-263.

29. Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.264.

30. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература, 1987, с.327.

31. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература,1987, с.329.

32. Проблемы теории государства  и права. М.: Юрид.литература, 1987, с.351.

33. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература, 1987, с.330.

34. Пяткина С.А. О теории источников права в английской юриспруденции.//Ученые записки ВНИИСХ. 1969. Вып.19; Смолярчук В.И.

35. Сюкияйнен Л.Р. Доктрина как источник мусульманского права.

36. Теоретические проблемы системы советского законодательства1979, и др.

37. Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общества.//Советское государство и право. 1991. N 8. С.25.

 38. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.621.

 

 

 

 

 

6.05.2011                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формы (источники) права