Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса.

Содержание работы

1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА 3
1.1 ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 3
1.2 ПРОБЛЕМА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 4
1.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО, КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 4
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ЕГО ВИДЫ 5
2.1 УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО 6
2.2 ФЕДЕРАЦИЯ 7
2.3 КОНФЕДЕРАЦИЯ 7
2.4 ОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 8
3. ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ 10
3.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ 10
3.2 ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 11
3.3 РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ 12
3.4 РАВНОПРАВИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ 12
3.5 РАВНОПРАВИЕ СУБЪЕКТОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 13
4. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

      Юридические признаки единства  системы государственной власти заключаются в том, что совокупная компетенция этих органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одновременно одни и тем же субъектам при одних  и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные  государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а так же государственные органы всех субъектов Российской Федерации.

    1.   Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти  и органами,  государственной власти субъектов федерации
 

    Система органов государственной власти основана на принципе разделения властей не только по горизонтали, то есть между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали - разграничения предметов ведения и полномочий различных видов органов федерации и ее субъектов. Реализуя принцип разделения властей по вертикали, свойственный сегодня практически всем демократическим государствам, и признавая при этом в достаточно широком масштабе права на самостоятельность субъектов Федерации, то есть создана система, в которой каждый орган осуществляет государственные полномочия по строго определенному кругу вопросов, и только вся система в своей совокупности реализует государственную власть в целом. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что разграничение компетенции между органами власти федерации и ее субъектов базируется на добровольном признании субъектами федерации приоритета ее задач и целей, а следовательно, на ограничение субъектов в их правах.

    1. Равноправие и самоопределение  народов
 

    В Российской Федерации народы пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Право народов на самоопределение может осуществляться в самых различных формах. Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., такими формами являются: создание суверенного государства; свободное присоединение к независимому  государству или объединение с ним; установление любого другого политического статуса. Однако выбор народом одной из форм самоопределения не может вести к разрушению государственного единства и ущемлению прав человека.

      В Декларации подчеркивается недопустимость использования ссылок на самоопределение для подрыва государственного и национального единства. Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства и страны.

    1. Равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной  власти
 

    Это равноправие означает, что все  субъекты, федерации обладают одинаковыми  правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако из такого равноправия не вытекает, что все субъекты федерации имеют одинаковые права. Так, например, республика в составе Российской Федерации является государством, и она, конечно, не может иметь одинаковые права, скажем, с автономным округом. Вместе с тем, равноправными между собой являются все республики в составе Российской Федерации; все области и края; города федерального значения; все автономные округа.

  1. Особенности Российской Федерации
 

      Российская Федерация характеризуется  рядом особенностей, существенно  отличающих ее от других федераций.  Федерация обычно образуется  путем объединения двух или  несколько государств в единое  союзное государство. Однако образование  Российской Федерации (сначала РСФСР) шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как объединения несколько государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а так же национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

    Порядок образования Российской Федерации  свидетельствует о том, что с  момента своего возникновения эта федерация носила договорно-конституционный  или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила конституция.

    Не  обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

    Ныне  Российская Федерация в большей  мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник - РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

    Российской  Федерации, как и любая другая федерация, является не союзным государством, а единым государством. Поэтому находящиеся  в ее составе государства - республики не могут заключать с ней  межгосударственные договора на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело - многосторонние и двусторонние соглашения Российской Федерации и ее субъектов о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Договор то 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации.

    Сегодня этот договор в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, наряду с ней лежит основе отношений Российской Федерации с республиками, подписавшими этот договор. Однако их цель состоит не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный Конституцией Российской Федерации, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации государственных полномочий как Федерацией, так и ее субъектами. Они позволяют  повысить уровень взаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку.

    В настоящее время Российская Федерация  имеет в своем составе три  вида субъектов - государства в составе  Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик; государственно-территориальные образования - края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации; национально-государственные образования - автономная область и автономные округа. Таким образом, и сейчас сохраняются традиционно свойственные Российской Федерации субъекты - автономные образования. 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы: 

 Алексеев  С.С./ Теория Государства и права./ М., 1985 г.

 Лазарев  В.В./ Теория Права и Государства./ М., 1997 г.

 Конституция Российской Федерации./ М., 1983 г.

      Кутафин О.Е./ Государственное право  Российской Федерации./ М., 1996 г. 

      Петров В.С./ Сущность, содержание  и формы государства./ М., 1971 г.

      Теория Государства и права./ Учебник./ М., 1987 г. 
     
     
     
     
     
     
     
     

31 марта 1999 г.                                                      = Юркевич Ю.В.=

Информация о работе Формы государственного устройства