Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования дать всестороннюю характеристику формы государства.
Цель определяет задачи исследования:
рассмотреть понятие, сущность и виды формы государства;
выявить факторы, влияющие на выбор и установление формы государства;
дать развернутую характеристику элементов формы государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 4
2. ФАКТОРЫ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА 7
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 10
3.1.Формы правления государства и их характеристика 10
3.2. Форма государственного устройства 19
3.3. Политический режим государства 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

формы государства.docx

— 55.03 Кб (Скачать файл)

- ликвидация или полный  упадок сословных представительных  учреждений;

- юридически неограниченная  власть монарха;

- наличие в его непосредственном  подчинении и распоряжении постоянной  армии, полиции и развитого  бюрократического аппарата;

- власть в центре и  на местах принадлежит чиновникам, которые могут назначаться и  увольняться монархом.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная  монархия возникает в период становления  буржуазного общества. Формально  она не утратила своего значения в  ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.)15.

Республика. В современном мире наиболее оптимальной принято считать форму государственной власти, при которой высшие органы исполнительной и законодательной власти избираются. Как известно, выборная форма правления называется республикой. Согласно справочникам16, только слово республика входит в официальное название 128 государств из 220 существующих, но кроме официального названия выборные органы власти есть еще в 80 государствах, независимо от официальных названий: конституционная монархия, королевства, княжества и герцогства.

Несмотря на то, что выборные органы власти были сформированы в  разных странах в разное время  и существуют различные названия и формы государственного устройства: заморские владения и департаменты европейских стран, США Канады и  Австралии; самоуправляемые территории «свободно присоединившиеся» и «свободно ассоциированные государства» под всеми этими различными названиями просматривается одна тенденция – государственность во всем мире принимает модель государственного устройства, при которой исполнительная и (или) законодательная власть выбирается всем населением.

В XIX-XX вв. наряду с традиционными  формами правления появились  совершенно новые формы путем  соединения, совмещения и появления  новых признаков, причем эта тенденция  постепенно набирала силу - чистых и  традиционных форм становится все меньше и меньше. Речь идет о появлении  нетипичных или смешанных форм правления, когда воедино сливаются черты  республики и монархии, абсолютной и конституционной монархии и  т.п.17.

Создание смешанных и  гибридных форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, что создает известную  неопределенность в его положении.

По мнению Чистякова В.Е., эти модификации обусловлены  несколькими причинами:

Во-первых, практика последних  десятилетий показала, что для  эффективного управления государством важно не только соблюдение принципа разделения властей и системы  сдержек и противовесов, обеспечивающих демократизм и исключающих концентрацию власти в руках одного органа или  человека, но и установление необходимых  взаимосвязей, взаимообусловленности, согласованности в работе высших органов государства.

Во-вторых, «чистые» формы  правления имеют свои недостатки из-за односторонности, однобокости. К  примеру, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, президентско-монократических республик в Африке. В парламентарной республике, как и в парламентарной монархии, утрата поддержки парламентского большинства ведет к выражению вотума недоверия и частой смене кабинета министров. Создание смешанных, «гибридных», нетипичных форм правления позволяет устранить недостатки отдельных форм правления и объединить их позитивные, положительные стороны.

В-третьих, возникновение  нетипичных форм государства связано  с распространением и влиянием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, гуманистических  идей и институтов. Под их влиянием были приняты Конституции в Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ и Саудовской Аравии, где абсолютная монархия как  форма правления превалирует  по сей день18.

И, наконец, изменения в  форме правления связаны с  борьбой, давлением прогрессивных  сил. Это и фактическое изменение  формы правления в Иордании в 90-х годах при сохранении власти прежнего монарха, и появление новой  Конституции Непала в 1990 г.

В настоящее время известны следующие виды нетипичных форм правления.

1) Смешанные и гибридные  формы монархии

Гибридные формы правления  модифицируют базовые принципы классической формы монархии. Так появились  республиканская монархия и монархическая  республика.

Выборная или  республиканская монархия. Глава государства в монархии является наследственным и пожизненным. Выборы монарха проводятся в том случае, когда прекращается династия.

Монархическая республика. В условиях тоталитаризма появились республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Часто это происходит тогда, когда диктатор (он может называться как угодно - вождем, президентом и т.д.) захватывает власть в результате государственного переворота. В результате форма правления официально может провозглашаться республикой, но вся демократическая суть выхолащивается. Власть узурпируется на неопределенное время. Так поступил А. Пиночет в Чили в 1973 году. Именно эту форму республики называют монархической19.

Коллективная  монархия – это форма монархии, которая сложилась в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь Высший совет эмиров - субъектов федерации - обладает всей полнотой власти вплоть до законотворческой деятельности. Несмотря на то, что и здесь раз в 5 лет избирается монарх, высшие полномочия остаются у Высшего совета. Поэтому ОАЭ является коллективной монархией.

Патриархальная  монархия - особый вид монархии, сложившийся в Свазиленде, где король, по существу, является вождем племени.

Квази-монархия. Особо выделяют квази-монархию в Британском Содружестве (Commonwealth) - Австралию, Канаду, Новую Зеландию - главой которого является британская королева, представленная генерал-губернатором, но фактически все функции государства осуществляются правительством.

Теократическая  монархия - это форма монархии, при которой высшая политическая и духовная власть сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства. Теократической монархией является государство Ватикан, где Римский Папа является главой католической церкви и государства.

2) смешанные и гибридные  формы республики

Число республик в «чистом» виде чрезвычайно мало. На их месте  возникают полупрезидентские и  полупарламентарные республики, вследствие чего широко разрабатывается концепция  «рационализированного парламентаризма» с целью ограничения власти парламента и усиления исполнительной власти, и концепция «ответственного  правительства», которая усиливает  уклон в сторону парламентарной республики.

Главный приоритет президентской  республики - это объединение исполнительной власти в лице президента и правительства  и невозможность увольнения правительства  парламентом по причине политической борьбы партийных фракций. Важнейшее  преимущество парламентарной республики - это ответственность правительства  перед парламентом, обязывающее  учитывать общественное мнение.

С другой стороны президентская  республика имманентно тянется к  авторитаризму, тогда как правительство  парламентарной республики слабо и  нестабильно (так, в Италии за полсотни послевоенных лет сменилось больше полсотни правительств, не проработав на своем посту даже года).

Вследствие этих причин объединение  признаков президентской и парламентарной республики обусловило появление совершенно новой, не существовавшей ранее смешанной  республиканской формы правления. Впервые такая форма республики была установлена в 1958 г. во Франции  по инициативе Шарля Де Голля, стремившегося  к сильной президентской власти, но учитывавшего традиции парламентаризма  в своей стране.

В других странах смешанная  республика была создана иными способами.

Во-первых, использованием вотума недоверия - ФРГ, Франция. В первой из них вводилось ограничение вотума недоверия, во второй - ограничение  формы вотума недоверия. В Германии предусматривался «конструктивный  вотум недоверия»: недоверие канцлеру считается принятым, если при внесении резолюции о недоверии указана фамилия его преемника.

Во-вторых, установлением  ответственности в президентской  республике некоторых министров, но не главы правительства, которым  часто de-facto и de-jure был президент. Эта  тенденция нашла отражение в  конституционном праве стран  Латинской Америки: Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Коста-Рика и др.

В-третьих, созданием особой должности административного премьер-министра - Египет, Перу, Турция. Фактическим  руководителем правительства оставался  президент, который председательствовал  на его заседаниях. В обязанности  административного премьер-министра входило ведение оперативной  деятельности правительства и неофициальных  заседаний. В итоге, при сложившемся  впечатлении о якобы полном подчинении правительства парламенту через  премьер-министра, в неприкосновенности оставался фактический руководитель в лице президента20.

В результате были образованы смешанная полупрезидентская или  полупарламентарная республика.

В отличие от полупрезидентской  в полупарламентарной республике правительство  слишком зависит от партийной  борьбы, которая при множестве  партийных фракций в парламенте не позволяет создать парламентское  большинство, а вместе с ним и  стабильное правительство.

Монократическая республика - республика, в которой в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашается пожизненным президентом, хотя парламент реальных полномочий не имеет (страны Африки).

С президентско-монократическими республиками не следует смешивать суперпрезидентские республики - это республики на территории Латинской Америки и Африки, объединенные в отдельную группу в связи со специфичностью их происхождения. Из-за частых переворотов и контрпереворотов вопрос о форме государства приобретает здесь особое значение по сравнению с другими странами. Несмотря на то, что президентская форма республики была перенята у США, она приобрела здесь особое внешнее выражение в сверхцентрализации власти, приоритете армии в политике, преобладании насильственных методов достижения власти. По словам О.А. Жукова «реальной формой политического властвования в Латинской Америке в XIX веке стали диктаторские режимы»21. Суперпрезидентская республика отличается от монократической тем, что в пожизненное правление президента было предусмотрено в Конституции последних.

Теологическая республика - это республика, при которой высшая политическая и духовная власть сосредоточена в руках религиозного служителя, который одновременно является и главой государства.

Также к нетипичной форме  правления относится социалистическая республика. Социалистическая республика – особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и согласно марксисткой теории должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся, во главе с рабочим классом.

Вместе с тем на практике республика Советов, существовавшая в  России на протяжении более 70 лет, отличалась жесткой диктатурой пролетариата, отсутствием  разделения властей при полновластии Советов, жесткой иерархией, правом отзыва избирателями депутатов до истечения  срока их полномочий. Крах социалистического  строя СССР привел к утверждению  в России смешанного типа республиканской  формы правления.

Таким образом, подверженная постоянному влиянию и воздействию  тех или иных факторов, форма правления  государства продолжает эволюционировать, что приводит к появлению новых  разновидностей республиканской и  монархической форм правления (в  частности, таких, как выборная монархия, монократическая и суперпрезидентская республики и др.). Поэтому «классические» виды форм монархического и республиканского правления эволюционируют под влиянием различного рода факторов22.

 

3.2. Форма государственного  устройства

 

Форма государственного устройства - система территориальной организации  государства. Территориальное устройство считается необходимым квалифицирующим  признаком государств23 (за исключением «карликовых» государственных образований поселенческого типа).

Поэтому в современные  представления о государстве  допущение наличия местности, не разделенной на территориальные  единицы, укладывается с трудом. Тем  не менее, существование территории, на которую распространяется государственный  суверенитет, но которая находится  вне каких бы то ни было внутригосударственных  территориальных образований, вполне возможно. Причем это утверждение  относится не только к самоочевидным  примерам (водным пространствам, морским  и воздушным судам), но и к сухопутным местностям.

Например, в США такие  территории именуются «неоформленными», или «неурегулированными» (буквально - неорганизованными) территориями. Наибольшее необустроенное пространство в пределах США имелось в начале XIX в. - в первые десятилетия после приобретения у Франции Луизианы, когда площадь «неорганизованных» земель достигала 2 млн. кв. км. В настоящее время неорганизованной территорией в составе США является необитаемый Атолл Пальмира.

Информация о работе Формы государства