Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является всесторонний анализ таких понятий как форма правления, форма территориального устройства и политический режим. К задачам данного исследования можно отнести:
- анализ понятия формы правления как элемента формы государства;
- определение признаков монархической формы правления;
- определение признаков республиканской формы правления;

Содержание работы

Введение 3
1. Форма правления 5
1.1. Монархия как форма правления 5
1.2. Республиканская форма правления 12
Выводы к первой главе: 25
2. Форма территориального устройства 27
2.1. Унитарная форма государственного устройства 27
2.2. Федеративная форма государственного устройства 29
Выводы ко второй главе: 37
3. Форма государственного (политического) режима 39
3.1. Авторитарный режим 39
3.2. Демократический режим 46
Выводы к третьей главе: 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

Файлы: 1 файл

тгп.формы государства.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается прежде всего потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе.

Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

Таким образом, экономическую  основу либерализма составляет частная  собственность. Государство освобождает  производителей от своей опеки и  не вмешивается в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. На поздних стадиях либерализма правомерное государственное вмешательство в экономические и социальные процессы приобретает общественно-ориентированный характер, что обусловливается многими факторами: необходимостью рационально распределять экономические ресурсы, решать экологические проблемы, участвовать в мировом разделении труда, предотвращении международных конфликтов и т.д. Либеральный режим допускает существование оппозиции, более того, в условиях либерализма государство принимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти интересы, создает специальные процедуры учета этих интересов. Плюрализм и прежде всего многопартийность – необходимые атрибуты либерального общества. Кроме того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секций, клубов, объединяющих людей по интересам. Возникают организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, религиозные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности.

Эти объединения составляют фундамент гражданского общества и  не оставляют гражданина лицом к  лицу с государственной властью, которая обычно склонна к навязыванию  своих решений и даже к злоупотреблению  своими возможностями.

При либерализме государственная  власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных  кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей.

Система «сдержек и противовесов»  способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные  решения принимаются, как правило, в правовой форме.

В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Не следует апологизировать либеральный режим, т.к. и он имеет свои

проблемы, главные среди  них – социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п.

Использование этою режима наиболее аффективно становится возможным  только в обществе, отличающемся высоким  уровнем экономического и социального  развития.

Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического

режима.

Либерально-демократический  режим основан на идеях и практике народовластия, системе разделения властей, защиты прав и свобод личности, при которых важную роль играет судебная власть. При этом формируется уважение к суду. Конституции, правам и свободам других индивидов. Принципы самоуправления и саморегулирования пронизывают многие сферы жизни общества.

К либерально-демократическому режиму примыкает еще одна разновидность демократии. Это гуманистический режим, который, сохраняя все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его тенденции, устраняя его недостатки. Правда, гуманистический режим, преодолевая противоречия, сбои, только складывается в некоторых странах, выступая идеалом, целью политического развития современного государства.

Его правовая форма ориентируется  не вообще на личность, на индивида, а  на

обеспечение здоровья, безопасности, благосостояния, конкретную социальную защиту, поддержку конкретной семьи и личной жизни каждого члена общества. 14

Выводы к третьей главе:

 

Политический режим  – это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления  политической власти. Как писал Д. Истон, «это правила и цели политического взаимодействия». К ним относятся:

  • ценности – жизненно важные, желаемые цели и события;
  • нормы – правила, на основе которых организуется жизнь государства, взаимодействие граждан. При этом нормы могут быть обычными – формироваться постепенно, как бы сами собой, в ходе накопления политического и исторического опыта, передаваться от поколения к поколению, и легальными, т.е. специально установленными государством и зафиксированными в официальных документах (конституциях, кодексах, уставах и т.д.);
  • авторитет – желание и способность граждан действовать в рамках принятых правил и ценностей, подчиняться системе действующей государственной власти. От содержания и соотношения вышеназванных компонентов зависят типы политических

режимов:

  • демократические – когда обеспечивается право па участие народа в решении государственных дел, уважаются и охраняются права человека;
  • авторитарные – когда функции управления обществом сосредоточиваются в одном лице или узком социальном слое;
  • тоталитарные – когда отрицаются или значительно ограничиваются права и свободы личности, жестко контролируются авторитарным государством все стороны жизни общества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Категория формы государства  показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Однако исходной информации в то время было недостаточно и  потому исследования носили в основном описательный характер, что не мешает использовать их результаты и в настоящее  время.

Научное исследование различных  аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004.
  2. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. В. О. Черниловского. М.: Юристъ, 2000.
  3. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д. А. Ковачев. М.: Волтерс Клувер, 2005.
  4. Нерсесянц В. С. Государственная идеология и кризисы легитимности. М.: Норма, 2004.
  5. Нерсесянц В. С. Философия права. М.: Норма, 2000.
  6. Салыгин Е. Н. Монархические формы правления. М.: Юридическая литература, 1989.
  7. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А В. Малько. М.: Юристъ, 2003.
  8. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Бабаева. М.: Юристъ, 2003. 
  9. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. А. Б. Венгерова. М.: Юрайт, 2002.
  10. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. В. А. Лебедева, Е. А. Киреевой. М.: Изд-во МГУ, 2003.
  11. Философия науки: Учебник / Под ред. Н. И. Лешкевича. М.: Юнити, 2006.

1 Салыгин Е. Н. Монархические формы правления. М.: Юридическая литература, 1989. С. 125.

2 Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д. А. Ковачев. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 122.

3 Нерсесянц В. С. Государственная идеология и кризисы легитимности. М.: Норма, 2004. С. 97.

4 Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. В. О. Черниловского. М.: Юристъ, 2000. С. 17.

5 Нерсесянц В. С. Философия права. М.: Норма, 2000. С. 66.

6 Гаджиев К. С. указ. соч. С. 377.

7 Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 376.

8 Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. В. О. Черниловского. М.: Юристъ, 2000. С. 265.

9 Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Бабаева. М.: Юристъ, 2003.  С. 456.

10 Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. В. А. Лебедева, Е. А. Киреевой. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 245.

11 Философия науки: Учебник / Под ред. Н. И. Лешкевича. М.: Юнити, 2006. С. 356.

12 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. А. Б. Венгерова. М.: Юрайт, 2002. С. 345.

13 Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. В. А. Лебедева, Е. А. Киреевой. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 563.

14 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А В. Малько. М.: Юристъ, 2003. С. 453.


Информация о работе Формы государства