Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 11:23, контрольная работа

Описание работы

При рассмотрении данного вопроса, прежде всего, необходимо определить понятия «форма правления», «форма государственного устройства» и «политический режим», которые являются составными частями формы государства.

Файлы: 1 файл

ИГиПЗС.docx

— 38.67 Кб (Скачать файл)

Итальянская Конституция 1947 г. -- это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ. В ней нет отдельной преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в соответствующих разделах самого конституционного текста. Конституция состоит из вводного раздела "Основные принципы", двух главных частей "Права и обязанности граждан" и "Устройство Республики" и переходных и заключительных постановлений. Всего в Конституции 139 статей. Переходные и заключительные постановления имеют свою особую, римскую нумерацию (всего XVIII статей).

Она провозгласила Италию демократической парламентской республикой, «основанной на труде»; суверенитет в республике принадлежит народу; «республиканская форма правления не может быть предметом конституционного пересмотра» (ст. 139). Законом воспрещалось восстановление в какой - либо форме фашистской партии История государства и права зарубежных стран./К.И. Батыр и др. М.: Проспект, 2008. стр.458..

В Конституции подчёркивается важность общедемократических принципов - более трети (54) статей посвящены правам и свободам гражданина таким, как свобода союзов, собраний, вероисповедания, слова, печати; утверждались принципы равноправия граждан; провозглашались право на труд, на отдых, на образование и социальное обеспечение.

В итальянской Конституции, хотя она и не содержит отдельного упоминания о принципе разделения властей, проводится четкое различие трех основных государственных функций: законодательная функция принадлежит Парламенту и областным coветам в пределах их компетенции; исполнительная власть является прерогативой президента Республики, министров и органов исполнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию различных судебных органов, включая Конституционный суд.

Парламент определён Конституцией как высший законодательный орган Итальянской республики. Президент республики может перед обнародованием закона потребовать его пересмотра в парламенте, но если последний и во второй раз одобрит закон, он входит в силу и без какого - либо вмешательства главы государства. В полномочия парламента включено также принятие актов, изменяющих Конституцию. Парламент объявляет состояние войны или мира; ратифицирует международные договоры; утверждает бюджет; формирует или принимает участие в таких важнейших органов государства, как Конституционный суд; избирает президента республики. В его функции входит контроль за формированием и деятельностью правительства, которое ответственно перед парламентом и само существование определяется вотумом доверия последнего.

Президент является главой государства и воплощает национальное единство. Согласно конституции президентом может быть избран «любой гражданин старше 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами» Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Конституция Итальянской республики от 22 декабря 1947 г. ст. 84. стр. 577.. Он избирается парламентом сроком на семь лет.

Согласно Конституции 1947 г., провозгласивший принцип широкой автономии областей и местного самоуправления. Италия - унитарное, децентрализованное государство; страна поделена на 20 областей, 95 провинций и 8068 коммун.

Итальянская Конституция имеет жесткий характер. Ее пересмотр возможен исключительно в рамках особой процедуры и при наличии в обеих палатах Парламента расширенного, так называемого "конституционного большинства".

Таким образом, Конституция Итальянской республики 1947 г. установила форму правления - парламентская республика. Форма государственного устройства Италии - унитарное децентрализованное государство. Имеет демократический политический режим.

Япония: Конституция 1946 г. и её особенности

Действующая в Японии конституция была принята парламентом в октябре 1946 г., вступила в силу 3 мая 1947 г. Она представляет собой компромисс, затрагивающий интересы достаточно широкого спектра политических сил как внутри страны, так и вне её.

Устанавливалась либерально - демократическая парламентарная монархия в её наиболее чёткой и последовательной форме. Сохранение монархии предполагало вместе с тем радикальное изменение роли и места императора в государстве. Он рассматривается как «символ государства и единства народа». «Его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть» История государства и права зарубежных стран./К.И. Батыр и др. М.: Проспект, 2008. стр.468.. В соответствии со ст. 2 Конституции, императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым парламентом.

Император формально наделялся обширными полномочиями, включая право: по представлению парламента назначать премьер - министра; по представлению кабинета объявлять всеобщие выборы, созыв парламента; осуществлять промульгацию (официальное опубликование) поправок к конституции, всех иных законов, международных договоров, а также реализовывать многое другое, являющееся прерогативой главы государства. Но все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты и приобрести законную силу не иначе как по совету и с одобрения Кабинета министров, который несёт за них ответственность перед парламентом.

Парламент провозглашается высшим органом государственной власти. Конституция закрепила структуру парламента, состоящего из двух палат - палаты представителей и палаты советников, члены которых избираются на основе всеобщего избирательного права, определила статус парламента (ст.ст. 15, 41-43), коренным образом изменила компетенцию императора, установила новый порядок формирования правительства. По конституции премьер-министр выдвигается парламентом из числа депутатов: руководимый им кабинет министров (правительство) несет ответственность не перед императором, а перед парламентом. В основном законе был закреплен принцип разделения властей, предохраняющий от сосредоточения государственной власти в одних руках. Конституция содержит широкий перечень прав и свобод граждан, которым посвящена глава третья (ст.ст. 10-40). Парламент формируется путем всеобщих и прямых выборов. Японии свойственна долгосрочная связь депутата со своим избирательным округом. Зачастую округ передается по наследству. Поэтому для Японии характерно многократное избрание депутата, а лицам со стороны довольно трудно попасть в ряды депутатов.

Главной задачей Парламента является принятие законов и государственного бюджета. Парламент наделен исключительными полномочиями по распоряжению государственными финансами: "Никакие государственные средства не могут быть израсходованы, и никакие государственные денежные обязательства не могут быть приняты иначе как по решению Парламента" Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Конституция Японии 1947 г. ст. 85. стр. 688.. Парламент также осуществляет контрольные функции за деятельностью правительства. Кабинет министров Японии по вопросам проводимой политики должен иметь поддержку Парламента.

В Конституцию включена специальная глава, посвящённая правам и обязанностям народа, где, помимо традиционного перечня основных прав и свобод, говорится об отказе в признании пэрства и других аристократических институтов. Провозглашаются демократические принципы юстиции: никто не может быть принуждаем давать показания против себя; никто не может быть осужден в случаях, когда единственным доказательством против него является его собственное признание.

Таким образом, Конституция Японии 1946 (1947 г.) установила форму правления - парламентская монархия. Форма государственного устройства Японии - унитарное государство. Имеет либерально - демократический политический режим.

Список литературы

1. Закон XII таблиц.

2. История государства и права  зарубежных стран: учеб. / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов (и др.); под  ред. К.И. Батыра. М.: Проспект, 2008.

3. Конституция Итальянской республики  от 22 декабря 1947 г.

4. Конституция Французской республики 1958 г.

5. Конституция Японии 1947 г.

6. Теория государства и права/ В.Я. Любашиц, М.Б. Смоленский, В.И. Шепелев.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7. Хрестоматия по истории государства  и права зарубежных стран: учеб. пособие / сост. В.Н. Садиков М.: ТК Велби, Изд - во Проспект. 2008.

 


Информация о работе Форма государства