Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизировать и обобщить современные взгляды на проблему классификации государств по трем различным признакам: форме правления, форме государственного устройства и государственному режиму.

Файлы: 1 файл

Теория государства и права (курсовая работа).doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Характерной чертой  смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является  двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия). В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

 

Глава III. Форма государственного устройства


Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, его административно-территориальную организацию, т.е. способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его  составных частей, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах. 

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди  них являются унитарная (единые государственные  образования)  и федеративная (союзы  относительно самостоятельных в  правовом отношении государственных  образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.). Третья форма - конфедерация, но она встречается намного реже. Но существуют также и другие формы государственного устройства.

Унитарная форма

Унитарное ( от лат. «унус» – один) - простое, единое государство, части которого являются  административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. В нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система), как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными – Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными – Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в  ведение центральными органами вопросы. В ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (к примеру, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).

Признаки унитарного государства:

- единый властный «центр»  - единая, общая для всей страны  система высших и центральных  органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

- одна конституция,  единая система законодательства, единая судебная система, одно  гражданство;

- единая денежная система,  одноканальная система налогов;

- территориальные элементы  унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов.

Федерация

Федерация (от лат. «федус» – союз ) – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с  высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют и высшие органы и законодательства субъектов федерации, как, например,  в Германии, Индии, Мексике, Канаде. Федерации могут быть построены по территориальному (США), либо национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена лишь с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая субъектов федерации, третья – совместной компетенцией союза и его членов.

Признаки федерации:

- территория федерации не представляет единого целого в политико-административном отношении; во многих федерациях ее субъекты не обладают правом выхода (право сецессии) из союза;

- субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, в пределах установленной компетенции издание законодательных актов, иметь собственную правовую и судебную систему;

- для федерации характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента (бикамерализм)8.

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для  крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации.

Конфедерация  

Конфедерация (от лат. «конфедерацио» – сообщество) - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов государственный аппарат и единая система законодательства. Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.

Признаки конфедерации:

- создается для достижения  определенных целей, отвечающих  интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);

- создание конфедерации  закрепляется, как правило, договором;

- каждый субъект конфедерации  полностью сохраняет свой суверенитет;

- члены конфедерации  обладают правом выхода из  конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации;

- неустойчивость, переходный  характер;

- есть свои органы  управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции,  у нее нет единых законодательных  органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы9.

Исторический опыт показывает, что  конфедеративные объединения имеют  нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства - США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

Другие формы государственного устройства.

В последние  десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером является  СНГ (Содружество Независимых Государств), Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него и к федеративному всеевропейскому государству.

История знает самые  замысловатые формы государственного устройства, самый широкий диапазон принципов межгосударственного  единения и союзов публичного права: личная и реальная уния, вассалитет и сюзеренитет, содружества наций и государств, отношений доминионов и метрополий т.п.

Кроме вышеназванных  форм в истории имели место  и некоторые другие   специфические формы – империи, протектораты и прочее.

Так, империи выступают «государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются  обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения». Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, что как правило ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.

 

Глава IV. Политический режим


С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Политический режим - это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Признаки политического режима:

- политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть; если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим; когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается антидемократический режим;

- в каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил; в странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим, в противном случае политический режим постоянно изменяется.

Существенное влияние  на вид политического режима оказывают  исторические традиции страны, международная  обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Исследование политических режимов, динамики их развития в современном мире является одной из важных функций политической науки, имеет не только большую теоретическую, но и практическую значимость. В современном мире, в начале  ХХI века, шли интенсивные процессы превращения тоталитарных и авторитарных режимов в демократические, переплетения элементов традиционных и современных форм государственных режимов на путях формирования новой человеческой цивилизации10.

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими  - авторитарными, тоталитарными и фашистскими. Основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. 

Демократический политический режим

Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие  социально-политические и экономические права граждан, независимо от пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.

Демократический государственный  режим может предусматривать  прямое участие населения в решении  государственных вопросов (прямая, непосредственная демократия) или участие  в принятии политических решений  с помощью выборных государственных органов (парламентская, представительная демократия).

Демократический государственный  режим означает гарантированность  провозглашенных прав и свобод, прочную  законность и правопорядок, существование  различных форм собственности и  плюрализм мнений.

Антидемократические политический режим

Отличаются  большим разнообразием антидемократические политические режимы, но самыми распространенными являются авторитарный, тоталитарный и фашистский. Однако содержательная сторона данных режимов во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения, одной «официальной» идеологии, одной формы собственности, сведение к минимуму или ликвидация каких-либо политических прав  и свобод, резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам, низкий экономический уровень жизни основных слоев населения, акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.

Авторитарный режим - государство, в котором государственная власть, не имеющая непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом, но произвольно осуществляется ограниченным кругом властвующих органов и лиц с помощью прямого использования управленческого административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений. Право и права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе, их функции ограничены требованием соблюдения действующих норм и законов. В недемократическом, авторитарном государстве и обществе, как правило, имеется официальная идеология, которая проникает практически во все сферы жизни данного общества.

Информация о работе Форма государства