Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

В Конституционном праве, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства. Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Целью данной работы как раз и является рассмотрение различных форм правления, государственного устройства и государственных режимов с современной точки зрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...……3 1. Понятие формы государства……………………………………………………..4
2. Форма правления: понятие и виды………………………………………………5
2.1 Монархия………………………………………………………………………5
2.1.1 Абсолютная (Неограниченная)………………………………………….6
2.1.2 Ограниченная……………………………………………………………..6
2.2 Республика…………………………………………………………………….8
2.2.1 Президентская…………………………………………………………….9
2.2.2 Парламентская…………………………………………………………..10
2.2.3 Смешанная………………………………………………………………10
3. Форма государственного устройства: понятие и виды………………………..12
3.1 Унитарное государство……………………………………………………...13
3.2 Федерация……………………………………………………………………14
3.3 Конфедерация………………………………………………………………..16
3.4 Империя………………………………………………………………………17
4. Государственный (политический) режим: общая характеристика…………...19
4.1 Демократический…………………………………………………………….20
4.2 Недемократический (антидемократический)………………………………21
4.2.1 Тоталитарный…………………………………………………………...21
4.2.2 Авторитарный…………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………..…..25

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 57.01 Кб (Скачать файл)

Эти признаки указывают на то, что конфедерация не является государством, это временное и нестойкое  образование,  которое со временем перерастает федерацию или распадается.

Конфедерация часто рассматривается  как промежуточное звено на пути перехода государства к федерации.

 

3.4 Империя

Также выделяется еще одна форма государственного устройства –  это империя, которой на сегодняшний момент не существует.

Империя  - это сложное  государство, которое создается  насильственным путем присоединения  к территории соседних государств или  заморских территорий.

Империи возникали в разные эпохи во многих цивилизациях. Они  обладали разными специфическими чертами.

Империи характерны признаки:

    • большая территориальная основа;
    • сильная центральная власть;
    • отсутствие у входящих в империю образований единого государственно-правового статуса;
    • разнородный этнический и культурный состав;
    • подчиненность интересов разных социальных групп общим политическим проектам;
    • ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и провинциями, метрополией и колониями.

Империи можно разделить  на континентальные (Российская, Германская) и межконтинентальные (Великобритания).

 

 

4. Государственный  (политический) режим: общая характеристика

 

Политический режим –  это совокупность приемов, методов  и способов, с помощью которых  осуществляется государственная власть [10, с.52].

Это важная для всей политической жизни общества динамичная категория, некоторые юристы и политологи склонны  отождествлять ее с формой государства  вообще.

Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период времени. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.

Изменение политического  режима отражается на ведении внешней  и внутренней политике государства. Поэтому политический режим связан не только с формой власти, но и с  самой ее сущностью.

Признаки политического  режима:

    • Степень, с которой участвует население в формировании политической власти;
    • Избирательная система, правила избрания кандидатов в высшие органы власти;
    • Способы принятия политических решений;
    • Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
    • Гарантия прав и свобод личности;
    • Взаимоотношения граждан и власти и другие.

В зависимости от этих признаков  государственные (политические) режимы делятся на демократические и недемократические (антидемократические).

 

4.1 Демократический

Демократический режим основан  на признании принципа свободы и  равенства всех граждан.

Для демократического режима характерны признаки:

    • Конституционное закрепление и осуществление прав и свобод граждан;
    • Равноправие всех граждан;
    • Существование нескольких политических партий;
    • Выборность и сменяемость органов государственной власти;
    • Гласность в деятельности государства;
    • Народовластии, т.е. народ единственный источник власти в стране.

Демократический режим так  же делится на три вида: либеральный, либерально-демократический и демократический режимы.

Либеральный режим – предполагает высокую правовую культуру и развитое правосознание всего населения  [10, с.53].

Либерально-демократический  режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В политической сфере это предполагает многопартийность, широкий спектр общественных объединений. В экономическом – многообразие форм собственности и свобода выбора любой из них [10, с.53].

Демократический режим состоит из признания равенства всех граждан. Этот режим основан на максимальном использовании демократических институтов [10, с.53].

На сегодняшний день в  Российской Федерации продолжается процесс формирования нового политического  режима. В соответствии с ч.1 ст.1 Конституции РФ, Россия – демократическое федеративное правовое государство. Носителем власти является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3 Конституции РФ), власть осуществляется непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч.2 ст.3 Конституции РФ). Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы (ч.3 ст.3 Конституции РФ).

 

 4.2 Антидемократический (недемократический)

Для антидемократического режима характерны признаки:

    • Тотальный контроль государства над всеми сферами государственной жизни;
    • Огосударствление всех общественных организаций, они наделяются специальными государственными функциями;
    • Личность во многом лишена субъективных прав, хотя в конституции они могут быть провозглашены;
    • Верховенство государства над правом;
    • Всеобщая милитаризация общественной жизни;

Особенности религиозных  убеждений населения не учитываются.

К числу антидемократических  режимов относятся:

    • Деспотический
    • Тиранический
    • Авторитарный
    • Тоталитарный
    • Фашистский
    • Мафиозно-криминальный и др.

Среди этих режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный режимы.

 

4.2.1 Тоталитарный

Тоталитарный режим –  это всепроникающая, всеохватывающая, все контролирующая власть, перед  которой человек чувствует себя беззащитным и беспомощным.

Тоталитарному режиму характерны признаки:

    • Одна официальная идеология;
    • Нетерпимость к инакомыслию;
    • Монополия государства на информацию;
    • Одна правящая партия;
    • Подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения;
    • Жестокая централизация власти;
    • Упразднение местного самоуправления;
    • Доминирует государственная собственность.

Тоталитаризм имеет три  разновидности: левый (коммунизм), правый (фашизм) и религиозный (фундаментализм).

 

4.2.2 Авторитарный

Авторитарный режим в  отличие от тоталитарного может быть основан на морали или праве, но народ, тем не менее, становится бесправным. Этот режим считается более мягким по сравнения с тоталитарным режимом.

Главная специфика этого  режима состоит в том, что государством правит узкий круг лиц – правящая элита, которая пользуется привилегиями и льготами.

Для авторитарного режима характерны признаки:

    • Власть элиты не ограничена законом;
    • Народ отстранен от управления государством и не контролирует деятельность правящей элиты;
    • Допускается многопартийность, но оппозиционные партии не допускаются;
    • Приоритет интересов государства перед личными интересами;
    • Имеют сферы, свободные от политического контроля – экономика и частная жизнь;
    • Применяется принуждение и насилие в отношении открытых противников режима.

Авторитарный режим является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимом, и может перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от правящей элиты и ее лидеров.

Деспотический режим –  это режим, при котором власть осуществляется карательными методами и негуманными средствами. Характерными чертами является крайний произвол правителей и полное бесправие подданных [10, с.55].

Тиранический режим –  это режим, при котором власть осуществляется методами физического и морального насилия, построена на жестокости и произволе лица, которому принадлежит власть [10, с.55].

Фашистский режим – это одна из крайних форм тоталитаризма. Национализм становится государственной политикой [10, с.55].

Мафиозно-криминальный режим проявляется в осуществлении власти в условиях полного беззакония с помощью криминальных структур террористически-уголовными методами [10, с.55].

 

 

 

Заключение

 

В данной работе, были рассмотрены три стороны формы государства: форма правления, форма государственного устройства, государственный режим. Все эти стороны, само собой, отличны друг от друга, но, несмотря на это, они взаимосвязаны, взаимообусловлены в признаках между собой.

На основании проведенной работы, конечно же, нельзя выявить лучшую форму правления, государственного устройства или режим, так как каждый из них имеет как свои минусы, так и свои плюсы которые мы как раз и рассмотрели. И по сей день, в мире имеют место практически все перечисленные формы государства в различных их сочетаниях. И однозначно сказать нельзя, насколько зависит, например, уровень жизни или экономическая успешность государства от существующей в нем формы государственного устройства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ – М, 2000

Научная литература

2. Алексеев С.С. и др. Теория государства и права – 1998.

3. Борисов А.Б. Большой  юридический словарь – М, 2010 –  878с.

4. Масликов И.С. Юридический словарь – М, 2008 – 320с.

5. Общая теория государства и права./Под ред. В.В. Лазарева – М, 1996 – 472с. http://www.kursach.com/biblio/0010007/121.htm

6. Певцова Е.А. и др.

7. Перевалов В.Д. Теория государства и права – М, 2012 – 415с.

8. Смоленский М.Б. Теория государства и права – М. 2009 – 320с.

9. Теория государства  и права./Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова – М, 2002 – 616с.

10. Чистяков Н.М. Теория государства и права – М, 2010 – 288с.

11. Юридическая энциклопедия./Под  ред. М.Ю. Тихомирова – М, 2002 – 972с.

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1. Форма государства – система организации государственной власти (основные характеристики).



Информация о работе Форма государства