Форма государства: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности и форм государства. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие государства
- изучить типологию политических режимов
- рассмотреть виды территориального устройства
-дать характеристику основным формам правления изучить элементы триады, составляющей форму государства.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Понятие государства
1.1 Определение государства
1.2 Соотношение понятий государство и страна
1.3 Функции государства
1.4 Государства мира
Глава 2 Форма правления
2.1Монархия
2.2 Республика
2.2.1 Парламентская республика
2.2.2Президентская республика
2.2.3Полупрезидентская республика
2.2.4 Социалистическая республика
Глава 3 Формы государственного устройства
3.1 Унитарное государство
3.2 Федеративное государство
Глава 4 Государственно-правовые режимы
4.1 Демократический режим
4.2 Авторитарные режимы
4.2.1 Деспотический режим
4.2.2 Тоталитарный режим
4.2.3 Иммитационная демократия
4.2.4 Анархия
4.2.5 Чрезвычайные государственно-правовые режимы
Глава 5 Изменение формы государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

3.2 Федеративное  государство

Федеративное государство  – это сложная территориально-государственная структура, имеющая в своем составе несколько государств или государственных образований, основанная на принципах целостности государства, обладающих определенным объемом полномочий и суверенных прав.

Наряду с федеральными органами параллельно существуют аналогичные властные структуры субъектов федерации, сосуществуют две системы законодательства(федеральное и субъекта федерации), а так же наряду с федеральным существует гражданство субъекта федерации. Субъекты федерации имеют право самостоятельно решать некоторые вопросы, относящиеся к их компетенции, формируют собственный бюджет и налоговую систему.

Государства, входящие в  состав федерации образуются по территориальному, национальному либо смешанному (территориально-национальному) принципу. Право выхода из состава федерации отсутствует.

Принято так же разделять  симметричные и ассиметричные федерации. В первом случае все субъекты равноправны, ассиметричные федерации содержат в своем составе субъекты статус которых различен. К числу ассиметричных федераций относится Российская Федерация.

Некоторые авторы относят  к числу видов государств так  же конфедерации и содружества государств, однако все эти образования являются именно объединением суверенных государств, а не государствами.

 

 

 

Глава 4 Государственно-правовые режимы

Третьим компонентом  формы государства является государственно-правовой режим. Данная характеристика государства  является наиболее динамично меняющейся, из всех составляющих формы государства.

Государственно-политический режим – это «совокупность приемов, способов и средств осуществления власти в государстве»[2].

В зависимости от особенностей функционирования государственного механизма  выделяют две группы: демократические  и авторитарные (недемократические) режимы.

Классифицируют режимы по ряду признаков

  1. Соблюдение прав человека
  2. Участие населения страны в формировании органов власти
  3. Разделение власти
  4. Положение оппозиции
  5. Положение СМИ
  6. Законность

4.1 Демократический  режим

Демократия - государственно-правовой режим, основанный на принципах народовластия.

Признаками демократического режима являются:

  1. гарантированное осуществление прав человека, их приоритет над другими интересами государства;
  2. возможность реального влияния населения на характер государственной деятельности;
  3. наличие оппозиции, политический плюрализм;
  4. Идеологический плюрализм, наличие независимых СМИ;
  5. Независимость ветвей власти между собой.
  6. Равенство граждан перед законом и законность в государственной деятельности

Демократия делится на прямую и представительную. Прямая демократия – это форма организации общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами. На сегодняшний день прямая демократия, как форма государственно-правового режима в чистом виде существовать не может.

Представительная демократия – государственно-правовой режим, при котором управление государством делегируется различным представительным органам. Как отдельный вид государственно-правового режима существует в ряде развивающихся государств, в большинстве стран она сочетается с элементами прямой демократии.

Так же существует деление демократических режимов на либерально-демократические и социально-демократические.

4.2 Авторитарные  режимы

Недемократические режимы характеризуются следующими признаками:

  1. приоритетом государственных интересов над всеми другими интересами и ценностями, в том числе правами человека;
  2. полное отсутствие выборов или их фиктивность;
  3. отсутствие разделения властей;
  4. однопартийная система;
  5. отсутствие легальной оппозиции;
  6. несоблюдение законов властью, неравенство перед законом;
  7. монополизацией СМИ;

Существует множество  видов недемократических режимов, отличающихся друг от друга по степени  вмешательства власти в жизнь  человека, идеологии, положению правителя (группы лиц, управляющих страной). Выделяют:

  • Деспотизм
  • Тиранию
  • Плутократию
  • Диктатуру
  • Олигархию
  • Охлократию
  • Фашизм
  • и пр.

4.2.1 Деспотический  режим

Деспотизм характеризуется  полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения. Деспотизм  является традиционным названием крайнего авторитаризма в неограниченных , абсолютных монархиях.

4.2.2 Тоталитарный  режим

При тоталитаризме государство  вмешивается во все сферы жизни  человека и общества. Тоталитарный режим характеризуется крайним  центризмом, волюнтаризмом, культом  личности правящего вождя. Мнение оппозиции  не учитывается, часто преследуется, критика подавляется насильственным путем. Насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

4.2.3 Иммитационная  демократия

Некоторыми исследователями  выделяется еще один вид государственно-правового  режима – Имитационная демократия. Данная форма устройства политической системы государства, несмотря на формально демократическое законодательство и внешнее соблюдение всех выборных процедур, фактически не допускает гражданское общества к участию в управлении государством. Влияние общества на власть крайне мало. Имитационная демократия, как правило, имеет политическую систему с доминирующей партией.

В странах с подобным государственно-правовым режимом имеющие  реальную власть круги, как правило  имеют и возможность с помощью  СМИ, с помощью общественных организаций, с помощью направленных инвестиций и пр. контролировать не только процесс выборов, но и во многом политическую активность в стране. Следовательно, итоги выборов в таких странах всегда предсказуемы заранее. Как минимум в том смысле, что любая пришедшая к «власти» партия в полной мере отвечает интересам действительных хозяев страны. Причём победа нужного кандидата (политической партии) обычно обеспечивается без наиболее грубых нарушений (например, подтасовок результатов голосования) при помощи административного ресурса, неравного доступа кандидатов к СМИ и других подобных мер.

В отличие от авторитарных режимов, имитационные демократии не только называют себя демократическими, но и  стремятся сохранить внешние  формальные признаки демократии, извратив её реальное содержание. Эти режимы не отказываются от демократической и либеральной риторики, часто стремятся вступить в различные международные организации, объединяющие демократические государства (такие, как Совет Европы) либо не покидают членства в них, несмотря на разногласия и критику со стороны зрелых демократий. В отличие от открыто авторитарных или полуавторитарных режимов, режимы имитационной демократии используют лишь точечные, выборочные индивидуальные репрессии против наиболее ярких оппозиционеров, не прибегая к масштабным репрессиям против целых социальных групп, партий или организаций. Также нехарактерно стремление к формальному ужесточению законодательства (избирательного закона, закона о партиях и т. п.). Задача отсечения оппозиции и гражданского общества от рычагов влияния на власть такими режимами решается с помощью неформальных мер типа применения административного ресурса.

Ни об одной из демократий нельзя с уверенностью сказать, что  она ни в коем случае не является или не являлась имитационной. Стоит отметить, что в той или иной степени имитационными являются все демократические режимы (включая развитые демократии стран Запада), поскольку полная демократия представляет собой недостижимый теоретический идеал. Однако соотношение имитации и реальной демократии в разных странах различно, что и позволяет выделять режимы имитационной демократии в отдельную подгруппу политических режимов.

4.2.4 Анархия

Анархия(безвластие) - это  отсутствие государственно-правового  режима. Такое состояние возможно, обычно, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти. Такое состояние характерно для периода больших потрясений (катаклизмов, революций, гражданских войн и т.д.).

4.2.5 Чрезвычайные  государственно-правовые режимы

В отдельную группу выделяют чрезвычайные или переходные государственно-правовые режимы. Они как правило имеют  временный характер, возникают в  результате прихода к власти радикальных  оппозиционных сил. Могут носить как демократическую, так и авторитарную направленность. Несмотря на изначально временный характер могут существовать десятилетия.

Чрезвычайные государственно-правовые режимы вводятся при попытках насильственной смены государственно-правового  режима оппозицией, массовых беспорядках, экологических катастрофах, стихийных бедствиях , а так же других ситуациях угрожающих безопасности и жизни граждан и функционированию государственных институтов

Чрезвычайные государственно-правовые режимы могут распространяться как на всю территорию страны, так и на отдельные регионы.

 

 

Глава 5 Изменение формы государства

Форма государства складывается столетиями, а иногда и тысячелетиями. На генезис формы государства  влияет множество факторов, культурного, географического, национального плана.

Часто изменение формы  государства так или иначе  программируется извне. Примером может  служить сначала экономическая  блокада, а потом и проведение военной операции в Югославии, в  результате которой она перестала  существовать.

Для многих стран, причиной изменения форм государства стал распад мировой системы социализма. Подавляющее большинство государств социалистического типа переориентировала свое устройство на общепризнанные международные базовые правовые положения.

Так же следует отметить наличие устойчивой тенденции реализации на практике "теории ограниченного суверенитета". Субъектом реализации являются крупные державы, международные организации или их специализированные структуры. Примером могут служить действия Соединенных Штатов Америки во Вьетнаме и СССР в Афганистане.

Помимо этого благодатной  почвой для появления новых форм государства стал распад колониальной системы. Появилось множество молодых  государств, самостоятельно выдающих свой путь развития, что неизбежно  ведет к появлению различных модификаций форм государства.

В смене форм государства  крайне значительную роль играет применение особых методов, часто с участием специальных служб иностранных  государств. Их действия направлении  на замену неугодных лидеров более  покладистыми.

К последнему типу смены  формы государства принадлежат  идея «экспорта демократических  ценностей». В начале двадцать первого  века сразу в ряде стран СНГ  одна за другой возникли революционные  ситуации, развивавшиеся по сходному сценарию. В 2003 г. произошла "революция роз" в Грузии, в ноябре 2004 г. - "оранжевая революция" в Украине, а в начале 2005 г.»Тюльпановая революция» в Киргизии.

В мае 2005 г. Президент  США Дж. Буш официально объявил  о создании специального отдела поддержки  новых демократий. Описывая предназначение и методы действий создаваемого отдела, президент отметил, что он "должен быть всегда готов к разворачиванию своих программ в разных точках земли в считанные дни, а не за несколько месяцев или лет. Если где-то на земле возникает кризис и нужна помощь - Соединенные Штаты Америки будут готовы" [3]

 

 

 

Заключение

Понятие государства  и его форма являются одними из определяющих вопросов теории государства  и права.

Изучение форм государства  – это один из способов совершенствования  его устройства, а значит повышения качества жизни. Эволюция форм государства является непрерывным процессом.

В наибольшей степени  форма государства, ее изменение, зависит  от того к чему готов народ, в чем  он в данный момент нуждается.

Не всегда наиболее оптимальным  является демократия, т.к. в экстремальных ситуациях сохранение во что бы то ни стало демократических ценностей иногда ставит под угрозу суверенитет страны и безопасность ее граждан.

В любом случае, при  выборе любой формы государства  приоритетом должно оставаться благо населения страны.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Борисов Г. А. Теория государства и права : учебник / – Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.
  2. Зыгарь М. Буревестник цветных революций (Джордж Буш создает специальный корпус поддержки новых демократий) / Коммерсантъ. 2005. 20 мая.
  3. Иванов А.А., Иванов В.П./Курс лекций, Учебное пособие. -М. ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 304 c.
  4. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.
  5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений /Под редакцией профессора В. Г. Стрекозова - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. - 384 с.
  6. Пиголкин А. С.,Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х. Теория государства и права: учебник под редакцией А. С. Пиголкина. — Москва: Юрайт-Издат, 2005. — С. 61-63. — ISBN 5-94879-145-9.
  7. Власов В. И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — С. 70-75. — ISBN 5-222-02434-2.
  8. Каким образом новое государство или правительство добиваются признания со стороны Организации Объединённых Наций? Каким образом та или иная страна вступает в ООН в качестве государства-члена? Неофициальный документ ООН для информации.
  9. Брокгауз-Ефрон. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии под редакциею Э. Л. Радлова. С.-Петербург, 1911, стр. 64

Информация о работе Форма государства: общая характеристика