Форма государства и политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Однако, не мене важны проблемы устройства государства, механизм реализации государственной власти, взаимоотношения государства и населения в процессе управления ими, административно-территориальная организация государства, способы организации высших органов государственной власти и местного самоуправления.
Актуальность темы курсовой работы определена тем, что изучение формы государства дает возможность понять, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какой период их полномочий, в конце концов, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.

Содержание работы

Введение 3
§ 1. Форма государства в соответствии с его сущностью и содержанием . 5
§ 2. Формы правления. 9
§ 3. Формы территориально-государственного устройства. 12
§ 4. Форма государства и политический режим............................11
Заключение 14
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Kursovaya_TGP_osnovnoe.docx

— 37.88 Кб (Скачать файл)

Основные признаки унитарного государства:

      • единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
      • единые для всей страны высшие органы власти;
      • единая система законодательства;
      • единое гражданство;
      • единая денежная единица;
      • единый государственный язык;
      • составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Федеративное государство  – более сложное государственное  образование, состоящее из единства автономно-административных единиц, каждая из которых обладает относительной  самостоятельностью.6 В теории различают автономную и союзную (договорную) федерацию.

Субъекты федерации –  территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства  (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования – субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определенным суверенитетом, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения.

Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Наряду с  общими для всех членов федерации  федеральными высшими органами государственной  власти аналогичные органы власти имеются  в каждом субъекте, входящем в федерацию. Соотношение между высшими органами государственной власти федерации  в целом и высшими органами государственной власти каждого  из субъектов федерации, а также  их компетенция определяются на основе договора. Законодательство в таких  государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации. Федерациями  являются, например, США, Германия, Индия, Россия, Швейцария и др.

Выделяют различные виды федераций:

  • дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;
  • национально-территориальные федерации;
  • договорно-конституционные федерации;
  • симметричные федерации;
  • асимметричные федерации, т. е. в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации.

Конфедерация (от латинского confoederatio – «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского Союза, прежде всего, преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов. В конфедеративных  государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые  органы управления. Однако здесь нет  центрального государственного аппарата, отсутствует единая система права. Все государства, объединившиеся в  конфедерацию, обладают суверенитетом  и имеют полную политическую самостоятельность. Обладает ли сама конфедерация суверенитетом? На этот счет в юридической литературе есть разные точки зрения. Хотя в  конфедерациях и имеются высшие органы власти, но решения этих органов  не являются обязательными для государств, входящих в этот союз, если эти решения не одобрены их парламентами. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Учитывая все это, конфедерацию обычно не считают суверенным государственным образованием.

Конфедерация в основном носит временный характер. История  знает несколько примеров конфедерации. Например, союз Севера с Югом после  гражданской войны в США с 1776 по 1787 г., союз кантонов в Швейцарии  в 1815–1848 гг. На сегодняшний день конфедераций так таковых не существуют, но есть союзы, обладающие определенными признаками конфедерации (Европейский Союз).

В современной юридической  литературе выделяют и содружество  как форму объединения государств (СНГ). Содружество так же, как  и конфедерация создается для  достижения определенных целей.

Истории известна также такая  форма государственного устройства, как империя – сложное государство, созданное насильственным путем  в результате завоеваний и присоединения  отдельных территорий. Империи существовали с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала ХХ в. (Великобритания, дореволюционная Россия). Однако единого государственно-правового статуса у составных частей империй никогда не было.

 

 

§ 4. Форма государства и политический режим.

Политический режим представляет собой совокупность методов и  приемов осуществления государственной  власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т. е. степень  политической свободы в обществе и правовое положение личности. Политический режим во многом предопределяет не только особенности организации  и деятельности государственной  власти, но также ее соотношение  со всеми существующими негосударственными общественно-политическими организациями, степень участия населения в  управлении делами общества и государства. Иными словами, государственный (политический) режим во многом предопределяет особенности  функционирования политической системы  общества в целом. Государственный  режим характеризуется правовыми  или неправовыми способами (методами) осуществления власти. В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим.

Демократия (от греч. demos – «народ» и kratos – «власть») – народовластие – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.

Признаки демократического политического режима:

  • широкий круг прав и свобод личности, их конституционные гарантии;
  • наличие у властных органов мандата народа;
  • наличие рыночной, саморегулирующейся экономики;
  • многообразие форм собственности;
  • свобода экономической и предпринимательской деятельности;
  • верховенство права, независимость правосудия (суда);
  • принцип разделения властей;
  • идеологическое многообразие, политический плюрализм, в том числе многопартийность;
  • принцип: разрешено все, что не запрещено законом.

Демократический политический режим является предпосылкой формирования гражданского общества и правовой государственности. Государственное управление основано на правовых принципах осуществления  власти.

Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика  с разными формами собственности (в том числе и частной) и  рыночные отношения. Свобода экономической  и предпринимательской деятельности является важнейшим условием для  развития экономики страны. Развитая экономика способствует социальной защищенности личности и развитию ее творческого потенциала. В Российской Федерации в соответствии с Конституцией народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные  выборы. Следовательно, народовластие  имеет две формы: представительную и непосредственную демократию.

Представительная демократия означает осуществление полновластия народа через представительные, т. е. выборные органы государственной власти (на федеральном уровне и в субъектах  федерации) и местного самоуправления. Таковыми в Российской Федерации являются: на федеральном уровне – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации; в субъектах федерации – парламенты субъектов Федерации и главы субъектов Федерации; на местном уровне – органы местного самоуправления. Непосредственная демократия – это прямое участие народа в решении вопросов государственной власти путем всенародного голосования (референдума) или местных референдумов. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования.

Демократический правовой режим  является основой для общения  цивилизованных народов, гарантом обеспечения  мира и безопасности на земле. Решение  многих глобальных проблем современности  возможно только совместными усилиями на основе правовых средств и механизмов. Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется  устранением политических прав и  свобод, отстранением народа от государственной  власти, ее узурпацией отдельным лицом  или группой лиц, подавлением  всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или  их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей.

При тоталитарном режиме (от латинского totalis – «весь, полный») государство осуществляет тотальный, т. е. полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. Этот режим определяется тотальным объемом государственного регулирования. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере – существует одна правящая политическая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация. Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется правящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа. Вместо законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тоталитарном политическом режиме действует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано. В тоталитарном государстве вся деятельность граждан, частных лиц полностью контролируется государственной властью, не признаются сфера частных интересов и свобода личности. Государство заявляет, что есть только государственный интерес. «Тоталитаризм, – отмечает И. А. Ильин, – состоит в исключении всей и всякой самодеятельности граждан: их личной свободы, их корпоративной организации, их местного и профессионального самоуправления, их усмотрения в делах личных и семейных, их хозяйственной инициативы и их культурной самодеятельности». Сущность тоталитаризма состоит во всеохватывающем управлении всеми сферами общественной жизни. Создается организация управления, которая проникает во все сферы человеческой жизни. Тоталитарный режим – это строй, в котором нет субъектов права, нет законов, нет правового государства. Поэтому тоталитарный режим не является ни правовым, ни государственным.

Антидемократическим также  считают авторитарный режим. При  авторитарном режиме существует жесткая  централизация государственной  власти. При этом государственная  власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать и неправовыми методами осуществления своих полномочий.

Однако при авторитарном режиме в определенной степени допускается  свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной  форме собственности. В политической жизни общества могут участвовать  несколько партий, однако все они  должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиция не допускается.

Во взаимоотношениях государства  и личности приоритет отдается государственным  интересам. Хотя права и свободы  граждан закрепляются в конституционных  актах, но пользоваться ими можно  только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения  государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан.

В настоящее время авторитарный режим существует в таких странах, как Северная Корея, Куба, Вьетнам  и др. Есть надежда, что со временем в этих странах тоже установятся  демократические формы правления, и на земле будет мир и согласие.

1 Комаров С.А. Общая теория государства и права 2004.С.69

2 Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. В 2 т. Т. 1. М., 1992. С.74

3 Конституция Российской Федерации. Пункт 1. Статья 1

4 Конституция Российской Федерации. Пункт 1. Статья 80

5 Д.А. Керимов. Проблемы общей теории права и государства. Т. 3: Правовое государство 2001. С.95

6 Д.А. Керимов. Проблемы общей теории права и государства. Т. 3: Правовое государство 2001. С.95


Информация о работе Форма государства и политический режим