Федеральные органы Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства".
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяло форму государства в три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 3
1. Форма правления современной России……………………… 4
2. Форма государственного устройства России ………………. 13
3. Федеральные органы Российского государства ……………. 21
Заключение……………………………………………………. … 25
Библиографический список ……………………………………… 27

Файлы: 1 файл

порг 5 сем кр.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

 

Введение……………………………………………………………    3

1. Форма правления современной России………………………    4

2. Форма государственного устройства России ……………….   13

3. Федеральные органы Российского государства …………….   21

Заключение……………………………………………………. …     25

Библиографический список ………………………………………   27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства".

Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяло форму государства в три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

Еще со времен Платона, Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль пыталась нащупать причины, которые определили ту или иную форму правления. Но если во времена таких мыслителей как Аристотель изучение сводилось главным образом к описанию разнообразных форм правления, то уже в ХХ в. в рамках марксисткой теории политико-правовая мысль пыталась определить форму правления в ее связи с типом государства (рассматриваемом формационно), классовой структурой, экономическим базисом общества.

Все это имеет большой познавательный и практический смысл. Ведь научная классификация тех или иных реальных устройств государства, как, впрочем, и других политико-правовых институтов – это не просто игра ума, произвольно упорядочивающего невероятное множество самых разнообразных форм, а познание исторически существовавших государств, их теоретического обобщение, т.е. проникновение в закономерные, равно как и случайные начала, лежащие в основе политико-правового мироустройства. Все это поможет нам усвоить комплекс общих знаний о государственно-правовых явлениях, отражающих особые свойства государства и права.

 

 

  1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Исходя из весьма значительных полномочий, которыми в соответствии с Конституцией РФ наделяется Президент России, постсоветское российское государство может характеризоваться как президентская республика.

В государственном механизме современной России институт президентства, который был учреждён в 1991, фактически всегда играл и продолжает играть ведущую роль. В формально-юридическом плане Президент РФ со всеми его властными полномочиями не входит ни в одну из традиционных для теории разделения властей ветвей власти – ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.

Согласно Конституции Президент России является главой государства и в этом качестве выполняет особые функции как по отношению к другим государственным органам, так и по отношению к обществу и в целом к государству. Проявляясь одновременно в двух порою трудно различимых «ипостасях»– в качестве особого государственного органа и высшего должностного лица, Президент РФ выступает как гарант Конституции России, гарант прав и свобод человека и гражданина, а также как официальный представитель российского общества и государства. В соответствии с Конституцией он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её государственной целостности и независимости; определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти России.

Осуществляя данные функции, Президент РФ с формально-юридической конституционной точки зрения не только «не примыкает» ни к одной из ветвей власти, но и не стоит над этими ветвями власти. Конституция РФ в связи с этим особо устанавливает, что в своей деятельности при определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Президент руководствуется Конституцией и федеральными законами. В Основном законе страны особо подчёркивается, что «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (ст. 80, п. 3; ст. 90, п. 3). Аналогичные по своему характеру положения содержатся также и в текущем законодательстве.

Так, в Гражданском кодексе РФ особо указывается на то, что «в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (ст. 3, п. 5). Из сказанного следует, что если указы Президента как главы государства, согласно Конституции, уступают по своей юридической силе законам, т.е. актам, принимаемым высшим законодательным органом страны– парламентом, то институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента, стоять над парламентом.

Аналогично обстоят дела не только с законодательной властью и осуществляющими её высшими органами, но и с судебной властью и реализующими её органами. В Конституции РФ прямо говорится о том, что «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом» и что «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ст. 118; п. 3; ст. 120, п. 1).

По-иному в практическом плане обстоит дело с исполнительной властью и характером её взаимоотношений с президентской властью. Анализ природы и функций президентской власти даёт возможность сделать вывод, хотя и с определёнными оговорками относительно особенностей нормотворческой деятельности Президента, о том, что президентская власть обладает теми же самыми общеродовыми признаками, что и исполнительная власть. Имеются в виду признаки, которые связаны с преимущественно правоприменительным характером власти, обусловленным исполнением требований законов, касающихся регулятивного воздействия на экономические, политические, социальные и иные процессы, происходящие в обществе. Принимаются во внимание наряду с этим факты прямого подчинения Президенту России силовых министерств и ведомств, а также Министерства иностранных дел. В этом смысле президентская власть в практическом плане выступает как центральное звено исполнительной власти и именно в таком качестве соотносится со всеми остальными ветвями власти – государственными властями.

Исходя из огромной важности института президентства для жизнедеятельности российского общества и государства, Конституция РФ и законодательство, помимо других вопросов, уделяют значительное внимание требованиям и условиям, предъявляемым к кандидатам на пост Президента, порядку их выдвижения и регистрации, выборам, а также вступлению в должность и прекращению полномочий Президента.

Согласно Конституции РФ Президент России избирается сроком на четыре года «гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Выборы проводятся на альтернативной основе.

Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано и занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Для победы на выборах кандидату на пост Президента России требуется набрать абсолютное большинство, т.е. более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Вступление в должность Президента РФ согласно закону происходит на тридцатый день после официального объявления ЦИК результатов прошедших выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу. Её текст содержится в Конституции РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы и судей Конституционного суда Российской Федерации. К исполнению своих обязанностей Президент РФ приступает с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения исполнения полномочий Президента– в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности». При этом выборы нового Президента должны быть проведены в течение трёх месяцев со дня досрочного прекращения исполнения полномочий прежним Президентом. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства России. На временно исполняющего обязанности Президента РФ распространяются все полномочия Президента, кроме права распускать Государственную думу, назначать референдум и вносить, предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Президент России обладает весьма широкими и разнообразными полномочиями. Они касаются практически всех сторон жизнедеятельности государства и оказывают огромное влияние на развитие экономики и общества.

Это, во-первых, полномочия, связанные с выполнением Президентом функций гаранта Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина. Осуществляя данные функции. Президент решает, в частности, такие вопросы, как помилование, предоставление политического убежища, гражданства, присвоение почётных званий, награждение государственными наградами России и др.

Во-вторых, полномочия, касающиеся внутренней политики российского государства и безопасности страны. В соответствии с Конституцией РФ Президент не только определяет основные направления внутренней политики государства, но и принимает меры по их осуществлению. Одновременно, являясь Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами РФ, он наделяется определёнными полномочиями по укреплению обороноспособности страны, охране её государственной целостности и независимости.

В-третьих, полномочия, связанные с формированием внешней политики российского государства и её осуществлением. Так же как и в отношении внутренней политики, Президент не только определяет основные направления её развития, но и принимает конкретные меры по её реализации. Согласно Конституции РФ, Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой России; ведёт переговоры и подписывает международные договоры России; подписывает (после принятия законов Государственной думой о ратификации международных договоров)ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей других государств. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

В-четвёртых, полномочия, касающиеся отношений с парламентом страны и с другими государственными органами.

Полномочия Президента России в отношениях с Федеральным собранием заключаются в том, что он: назначает в соответствии с Конституцией и федеральным законом выборы Государственной думы; распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; вносит законопроекты в Государственную думу; подписывает и обнародует федеральные законы; представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России; ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка; представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора России; обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства и др.

По отношению к органам исполнительной власти полномочия Президента заключаются прежде всего в том, что он полностью формирует Правительство России, назначает с согласия Государственной думы Председателя Правительства, а также федеральных министров. Президент определяет структуру Правительства и общие направления его деятельности; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства.

В отношениях с судебными органами полномочия Президента ограничиваются тем, что он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, а также назначает судей других федеральных судов.

В процессе реализации своих полномочий Президент Российской Федерации издаёт установленные Конституцией юридические акты– указы и распоряжения. По своей юридической природе и характеру это– властные акты, которые являются обязательными для исполнения на всей территории России и всеми теми лицами, которым они адресуются.

Акты Президента являются актами прямого действия и не нуждаются в опосредовании или одобрении со стороны какого бы то ни было государственного органа.

По своим юридическим свойствам указы и распоряжения Президента подразделяются на нормативные и индивидуальные акты. Нормативные указы и распоряжения содержат в себе общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение и на определённый круг лиц. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные акты Президента создают правовую основу для издания правительственных актов и играют большую роль в поддержании единой системы функционирования органов исполнительной власти на территории всей страны.

Информация о работе Федеральные органы Российского государства