Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 10:48, контрольная работа

Описание работы

Парламент – это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.1
В соответствии со ст.94 Конституции Российской Федерации2 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, является законодательным и исполнительным органом Российской Федерации.
Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII-XIII веках. Парламенты еще именовались легислатурами (от латинского lex – закон). Под легислатурами подразумевались политические институты, власть которых проистекает из того, что их члены являются представителями общества.3

Файлы: 1 файл

Даллакян кпрф.docx

— 43.82 Кб (Скачать файл)

После назначения председателя формирование Правительства  РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а  Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.

Политическая  система и форма правления  в Российской Федерации не лимитирует жестко партийный характер Правительства РФ.

В настоящее  время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе  Правительства РФ лиц исключительно  по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.

Члены Правительства  не могут занимать никакой другой должности в государственных  органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.

В Конституции  РФ 1993 года не установлен срок полномочий Правительства РФ. Однако он обязательно  формируется в связи с избранием  или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед  вновь избранным Президентом  РФ. Таким образом, косвенно устанавливается  максимальный срок полномочий состава  Правительства в пять лет.

Как уже ранее  было отмечено, в Конституции предусмотрена  возможность досрочного прекращения  Президентом исполнения своих обязанностей - это отставка. Также причиной могут  быть стойкая неспособность по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие  ему полномочия или отрешение  от должности. Во всех случаях Председатель Правительства РФ принимает на себя обязанности Президента. Исполняющий  обязанности Президента ограничен  в своих правах, например, он не может  распускать Государственную Думу, вносить  предложения о поправках и  пересмотре положений Конституции  РФ. Не позднее трех месяцев с  момента досрочного прекращения  исполнения Президентом РФ своих  полномочий должны состояться выборы Президента РФ.

Правительство РФ слагает свои полномочия не в  день объявления о результатах президентских  выборов. Президент вправе принять  отставку Правительства только тогда, когда он вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству  и его Председателю продолжать действовать  до сформирования нового Правительства.

Федеральным конституционным законом «О Правительстве  Российской Федерации» установлено, что  Правительство РФ является коллегиальным  органом, то есть все решения Правительства  принимаются коллегиально, из чего вытекает вывод о существовании  коллективной ответственности Правительства.

Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст. 117 Конституции РФ. В ней предусмотрены  различные основания отставки Правительства  в зависимости от того, кто был ее инициатором.

Одно из них  – заявление Правительства об уходе в отставку. Обычно такое  решение принимается на заседании  Правительства в присутствии  всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического прекращения  деятельности Правительства, поскольку  может приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства о своей отставке бывают редки. Правительство уходит в отставку в полном составе.

Другое основание  отставки Правительства — это  инициатива Президента в принятии такого решения. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как  правило, это — следствие обострения противоречий между ними.

Третье основание  отставки Правительства связано  с выражением недоверия ему Палатой  Федерального Собрания — Государственной  Думой. Вотум недоверия — один из наиболее сильных способов воздействия  парламента на Правительство.

При выражении  недоверия Правительству Президент  принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы.

Предложение о выражении недоверия Правительству, согласно Регламента Государственной Думы, вносится фракцией либо депутатской группой, численность которой составляет не менее одной пятой от общего числа депутатов этой палаты. Государственная Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный срок после его внесения.

Обратим внимание на тот факт, что Государственная  Дума не может быть распущена по указанным основаниям, в течение  года после ее избрания. То есть, у  Президента в этот период нет альтернативы выбора, — отставка Правительства  или роспуск Государственной Думы.

И последнее  основание отставки – постановка Правительством перед парламентом вопроса о доверии. Это может быть связано с общим вопросом – одобрением его программы – либо с принятием конкретного законопроекта. Если Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Президента может быть двоякой: в течение семи дней принять решение об отставки Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ предпринял такую акцию без согласия Президента РФ, но тогда ясно и то, что она исходит из договоренности о принятии Президентом в случае вынесения Думой недоверия именно второго решения: роспуска Думы и назначение новых выборов.

При этом различают  политическую ответственность правительства  и его членов перед парламентом  или главой государства (ответственность  за политику) и юридическую их ответственность  за правонарушения. Политическая ответственность  перед парламентом имеет место  только при парламентарных и смешанных  формах правления, политическая ответственность  перед главой государства - при некоторых  смешанных и президентской формах правления, а ответственность за правонарушения - при любых.

Политическое  и правовое значение правительства  отчетливо проявляется в его  взаимоотношениях с парламентом. В  общем, виде эти отношения можно  определить как взаимодействие и  взаимозависимость. Зависимость правительства  от парламента прослеживается во многом. Парламент утверждает бюджет и акты о налогообложении. От них прямо  зависит финансирование, судьба правительственных  планов, программ.

В результате деятельности правительства заключаются  договоры с иностранными государствами, которые затем утверждает (ратифицирует) парламент. Иногда требуется, чтобы  парламент предварительно санкционировал заключение международных договоров.

Парламент принимает  законы, которые обязывают правительство  и в целом администрацию государства. Само собою это подразумевает, что высокопоставленные лица зависят в выборе своих подчиненных от того, как депутаты посмотрят на организацию и стоимость государственной администрации. Акты, изданные правительством или министерствами, могут утратить силу, если парламент издаст закон, устанавливающий новые правила по тому же предмету правового регулирования.

Парламенты  обычно участвуют в решении вопроса  об ответственности главы правительства, министров.

Встречаются две основные формы парламентского недоверия — вотум недоверия  и резолюция порицания. Обе имеют  одинаковые последствия - правительство  уходит в отставку либо глава государства  распускает парламент, назначает выборы, и вновь избранные депутаты решают вопрос о доверии министрам. Наконец, возможны одновременно и отставка правительства, и роспуск парламента.

Вотум доверия  либо недоверия выносится по инициативе самого правительства, которое обращается к парламенту за поддержкой. Надо сказать, что такое обращение может  быть спровоцировано депутатами, которые  проводят расследования правительственной  деятельности, заявляют запросы и, таким  образом, компрометируют правительство, вынуждая его просить парламент  о доверии.

Запрашивая  доверие, кабинет министров предлагает депутатам одобрить правительственную  политику, проект бюджета или какой-либо законопроект, имеющий принципиальное значение. Если правительству не удается  получить большинство голосов в  свою поддержку, то считается, что ему  вынесен вотум недоверия.

Резолюцию порицания  парламент принимает по инициативе депутатов, которые не согласны с  программой правительства, недовольны проводимой политикой. Для того чтобы  резолюция была принята и правительство  ушло в отставку, за нее должно проголосовать  большинство депутатов.

В каждом из названных случаев требуется  набрать большинство в пользу той стороны, которая ставит вопрос о доверии. Получение большинства голосов представляет собой сложную задачу.

Предположим, что мнения парламентариев разошлись. Они таковы, что 1/3 депутатов поддерживает правительство, другая треть выступает  против него, а остальные имеют  неопределенную позицию и воздерживаются от подачи голосов. При такой расстановке  правительство не получит доверия, если обратится за вотумом, - ему  нужно большинство, а в пользу правительства настроена лишь треть  депутатов. В итоге правительство  получит вотум недоверия. Если же группа депутатов планирует смену  правительства и предлагает принять  порицающую его резолюцию, то и они  не добьются успеха, так как против правительства настроена только треть парламента, - резолюция порицания  не состоится, и, следовательно, правительству  будет выражено доверие.

Недоверие может  быть выражено не только всему составу  правительства, правительственной  программе, но и отдельным, скомпрометировавшим  себя министрам.

Особо можно  отметить такую разновидность политической ответственности, как ответственность  за исполнение бюджета: не утверждение  парламентом отчета об исполнении бюджета  влечет в нормальных условиях отставку правительства. Политическая ответственность  перед главой государства имеет  место обычно в виде смещения правительства  или министра. Как и во многих странах ответственность правительства за проводимую политику - солидарная: при неодобрении этой политики в отставку уходят все члены правительства, даже если кто-то из них в чем-то с этой политикой не соглашался. Выносить внутренние разногласия на общий суд нельзя; если такое случится, это влечет отставку соответствующего члена правительства.

 

 

Список использованных нормативно-правовых источников и литературы

 

1.Конституция Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2008 г. – 40 с.

  1. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ // [Электронный ресурс]: [ред. от 05.06.2008]. – Режим доступа: Консультант Плюс. ВерсияПроф]
  2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ // [Электронный ресурс]: [ред. от 05.06.2008]. – Режим доступа: Консультант Плюс. ВерсияПроф]
  3. Федеральный закон от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // [Электронный ресурс]: [ред. от 05.06.2008]. – Режим доступа: Консультант Плюс. ВерсияПроф]
  4. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314 // [Электронный ресурс]: [ред. от 05.06.2008]. – Режим доступа: Консультант Плюс. ВерсияПроф]
  5. Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008 № 724 // [Электронный ресурс]: [ред. от 05.06.2008]. – Режим доступа: Консультант Плюс. ВерсияПроф]
  6. Закон РСФСР «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации» // [Электронный ресурс]: [ред. от 05.06.2008]. – Режим доступа: Консультант Плюс. ВерсияПроф]
  7. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА–М, 2000 г.
  8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 2005 г. - 347 с.
  9. Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]/ Правительство РФ Электрон дан.– Москва, 2005-.-Режим доступа: http://www.govtrnment.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  10. Сравнительное конституционное правоведение/Отв.ред.В.Е.Чиркин. – М.: 1996. – С.505.
  11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1996. – С.337.
  12. \Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т.2/Отв.ред.Б.А.Страшун. – М.: 1995. – С.96.
  13. Онишко Н.В. Парламентаризм как конституционно-правовой институт//Журнал Российского Права. 2003. № 4. – С.35.
  14. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – С.145.
  15. Баглай М.В., Туманов В.А., Малая энциклопедия конституционного права. – М.: 1998. – С.300.

1 Баглай М.В., Туманов В.А., Малая энциклопедия конституционного права. – М.: 1998. – С.300.

2 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3 Сравнительное конституционное правоведение/Отв.ред.В.Е.Чиркин. – М.: 1996. – С.505.

4 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1996. – С.337.

5 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т.2/Отв.ред.Б.А.Страшун. – М.: 1995. – С.96.

6 Онишко Н.В. Парламентаризм как конституционно-правовой институт//Журнал Российского Права. 2003. № 4. – С.35.

7 Там же.

8 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – С.145.

9 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1996. – С.339.

10 Федеральный Закон Российской Федерации от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

11 Конституция Российской Федерации. М., «Издательство ЭЛИТ», 2008 г. – 40 с.

12 Там-же

13 Там-же

14 Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ // [Электронный ресурс]: [ред. от 05.06.2008]. – Режим доступа: Консультант Плюс. ВерсияПроф]

15 Там-же


Информация о работе Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации