Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время информация о недвижимости имеет значительную ценность и может предоставляться самым разным лицам, использующим ее как в личных, так и в коммерческих целях. Развитие информационного общества в России в начале XXI века требует новых подходов в предоставлении такой информации регистрирующими органами, с одной стороны, наиболее полно и оперативно, с другой - так, чтобы при этом не были ущемлены интересы собственников недвижимости. Такая задача в настоящее время возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), являющуюся преемником Федеральной регистрационной службы. От того, насколько успешно она с ней справляется, во многом зависит развитие рынка недвижимости в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

курсовая сгу.docx

— 139.25 Кб (Скачать файл)

     Между тем, действовавший до 16 сентября 2010 г. Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не отражал существа этой функции, а именно то, что она является особой государственной услугой. Соответственно основные положения административной реформы на 2006-2010 годы в отношении этой услуги не применялись. Отмена этого Административного регламента не повлекла за собой принятие нового, в котором было бы прямо обозначено, что государственная регистрация прав является государственной услугой, оказание которой регулируется Федеральным законом № 210-ФЗ. Между тем, именно в нормах этого Закона заключены те основополагающие меры, которые могли бы вывести всю процедуру государственной регистрации на качественно новый уровень. Следование им наверняка привело бы к подлинной модернизации этого важнейшего для оборота недвижимости института.

     Опираясь на Федеральный закон № 210-ФЗ, можно прямо выявить то, что необходимо было бы сделать в первоочередном порядке, чтобы, по меньшей мере, выйти на уровень требований, которые были обозначены Концепцией административной реформы на период 2006-2010 годы, не говоря уже о том, что в текущем 2011 году необходимо было совершить и дополнительные мероприятия. Следует признать, что соответствующая текущему моменту модернизация системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним несколько запаздывает.

     Остановимся на том, что должно быть сделано, если следовать нормам Федерального закона № 210-ФЗ.

Ст. 5 Федерального закона определяет права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг.3

Это права на:

- получение государственной  или муниципальной услуги своевременно  и в соответствии со стандартом  предоставления государственной или муниципальной услуги;

- получение полной, актуальной  и достоверной информации о  порядке предоставления государственных  и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;

- получение государственных  и муниципальных услуг в электронной  форме, если это не запрещено  законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, по выбору заявителя;

- досудебное (внесудебное) рассмотрение  жалоб (претензий) в процессе получения  государственных и муниципальных услуг;

- получение государственных  услуг в многофункциональном  центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным  центром и органами, предоставляющими  государственные услуги.

     Следует сразу же отметить, что предусмотренного Федеральным законом стандарта предоставления государственной услуги - государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним пока не разработано. С учетом же создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости сегодня должен разрабатываться стандарт и государственный регламент в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. Федеральный закон № 122-ФЗ о государственной регистрации прав такого стандарта заменить не может, у него другое назначение. Это уровень нормативных правовых актов Минэкономразвития в систему которого входит Росреестр. Разработка и утверждение такого стандарта должны стать исходным пунктом модернизации всей системы регистрации прав. Именно его требования должны стать исходными целевыми ориентирами для разработки детализированных процедур государственной регистрации.

     В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 210-ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:

- наименование государственной или муниципальной услуги;

- наименование органа, предоставляющего государственную услугу;

- результат и срок предоставления  государственной или муниципальной  услуги;

- правовые основания для  предоставления государственной или муниципальной услуги;

- исчерпывающий перечень  документов, необходимых для предоставления  государственной услуги с разделением  на документы и информацию, которые  заявитель должен представить  самостоятельно, и документы, которые  заявитель вправе представить  по собственной инициативе, так  как они подлежат представлению  в рамках межведомственного информационного  взаимодействия;

- исчерпывающий перечень  оснований для отказа в приеме  документов, необходимых для предоставления государственной;

- исчерпывающий перечень  оснований для отказа в предоставлении  государственной или муниципальной услуги;

- размер платы, взимаемой  с заявителя, и способы ее взимания

- максимальный срок ожидания  в очереди при подаче запроса  о предоставлении услуги и  при получении результата ее предоставления;

- срок регистрации запроса  заявителя о предоставлении государственной  или муниципальной услуги;

- требования к помещениям, в которых предоставляются государственные  и муниципальные услуги, к залу  ожидания, местам для заполнения  запросов о предоставлении государственной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой услуги;

- показатели доступности и качества;

- иные требования, в том  числе учитывающие особенности  предоставления государственных  услуг в многофункциональных центрах и в электронной форме.

     Не существует пока однозначной нормативной регламентации обеспечения закрепленных Федеральным законом № 210-ФЗ прав заявителей в процессе государственной регистрации. Что касается получения этой государственной услуги в многофункциональном центре, то в настоящее время принцип одного окна не реализован даже в собственных подразделениях Росреестра.

     Согласно ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Как уже отмечалось, такого регламента в сфере регистрации прав и государственного реестра пока нет, хотя работа над ним Росреестром ведется. Процедуры государственной регистрации фактически непосредственно регулируются Федеральным законом № 122-ФЗ, что нельзя признать допустимым. Во-первых, детальное регулирование конкретных административных процедур не может и не должно осуществляться федеральным законом. Противное может превратить современное законодательство в некий сборник административных регламентов. У каждого уровня нормативного правового регулирования есть свои задачи и функции. Административные процедуры должны быть урегулированы на основании закона, но на уровне подзаконных нормативных актов.

     Таким образом, актуальнейшей задачей модернизации системы регистрации прав, функционирующей в реорганизованном Росреестре должна стать скорейшая разработка, утверждение и практическая реализация нового административного регламента предоставления государственной услуги в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. Этот регламент должен основываться на предварительно разработанном и утвержденном соответствующем стандарте.

     В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 210-ФЗ структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:

- общие положения;

- стандарт предоставления государственной услуги;

- состав, последовательность  и сроки выполнения административных  процедур, требования к порядку  их выполнения, в том числе  особенности выполнения административных процедур в электронной форме;

- формы контроля за исполнением административного регламента;

- досудебный (внесудебный) порядок  обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу.

     В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу. Проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента. С даты размещения в сети Интернет на соответствующем официальном сайте проект административного регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти, которым в отношении государственной регистрации прав является Минэкономразвития России.

     Предметом независимой экспертизы проекта административного регламента является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций. Независимая экспертиза может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств. Независимая экспертиза не может проводиться лицами, принимавшими участие в разработке проекта административного регламента, а также организациями, находящимися в ведении органа, являющегося его разработчиком.

     Срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, указывается при размещении проекта административного регламента в сети Интернет на соответствующем официальном сайте. Этот срок не может быть менее одного месяца со дня размещения проекта административного регламента в сети Интернет на соответствующем официальном сайте.

     По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в орган, являющийся разработчиком административного регламента, который обязан рассмотреть все поступившие заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой такой экспертизы. Как подчеркнул И.Е. Мануйлов, в настоящее время Минэкономразвития России прорабатываются поправки в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», необходимые для перевода в электронный вид услуги по регистрации прав.

     В настоящее время осуществляется поэтапный переход к оказанию государственных услуг Росреестра в электронном виде с целью повышения качества предоставления таких услуг.

     В электронном виде посредством Портала государственных услуг Росреестра предоставляются следующие услуги:

- предоставление сведений, содержащихся в государственном  кадастре недвижимости (ГКН);

- предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном  реестре прав на недвижимое  имущество и сделок с ним (ЕГРП);

- постановка объектов  недвижимости на государственный кадастровый учет;

- размещены публичные  кадастровые карты, причем приказом  Минэкономразвития России от 11 апреля 2011 г. № 162 дополнен состав сведений публичной кадастровой карты.

     Сегодня уже доступно использование сервиса информационной системы предварительной подготовки документов. Этот сервис предоставляет пользователям возможность заполнять и направлять необходимые для регистрации прав документы в электронном виде. Указанный сервис не устраняет необходимости личного посещения офиса Росреестра заявителем, тем не менее, упрощает заполнение документов, сокращает время ожидания в офисах Росреестра.4

     Как уже отмечалась, приоритетным направлением деятельности Росреестра является создание единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (ЕФИСН). Соответствующая Концепция утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 18 декабря 2009 г. № 534 «Об утверждении концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, плана подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и развитие единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости и плана реализации мероприятий по созданию единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости» Концепция утверждена в соответствии с п. 2 раздела III протокола заседания Правительства РФ от 11 июня 2009 г. № 18.

Основная цель создания единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета - повышение качества предоставляемых государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета, в том числе в части обеспечения эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при решении относящихся к их компетенции вопросов.

      Для достижения указанной цели определены следующие приоритетные направления:

- объединение существующих  организационных структур систем  регистрации прав и кадастрового  учета, а также совершенствование  оказания услуг в данной сфере  на основе передачи отдельных  полномочий в сфере регистрации  прав и кадастрового учета федеральным учреждениям;

Информация о работе Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии