Федерализм и унитаризм в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Перед написанием контрольной работы я особенно много не размышлял, какую тему мне выбрать. Мне всегда нравилось работать с историей. Но это была в основном “чистая” история. Одни битвы, даты и прочее в том же духе. Мне, как студенту юридического факультета, важно понять, по какому принципу управлялось, управляется, и надеюсь, будет управляться наше государство.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Основные понятия федерализма и унитаризм
1.1 Развитие российской государственности до 19 века
1.2 Зарождение федерализма в 19 веке
Глава 2. Развитие федерализма после революции
2.1 Коммунизм и федерализм
2.2 Роль федерализма в образовании СССР
2.3 Особенности федерализма на современном этапе развития
русской государственности.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 781.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Филиал 

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования 

«Российский государственный  гуманитарный университет» в г. Костроме

 

Филиал РГГУ в г. Костроме

 

 

 

 

 

Коротков.В.Н.

Федерализм и унитаризм в истории России

Контрольная работа по  Конституционно-правовые проблемы федерализма

студента 

5-го курса заочной формы обучения

 

специальности 080501

 

 

«Экономика и управление на прелприятии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

К.полит.н., доц. Смирнов С.В.

 

                                  


 

 

 

 

 

Кострома  2012

 

План:

Введение

Глава 1.Основные понятия федерализма и унитаризм

1.1   Развитие российской государственности до 19 века

1.2   Зарождение федерализма в 19 веке

    Глава 2. Развитие федерализма после революции

    2.1   Коммунизм и федерализм

    2.2 Роль федерализма в образовании СССР

    2.3 Особенности федерализма на современном этапе развития                    

     русской  государственности.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Перед написанием контрольной работы я особенно много не размышлял, какую тему мне выбрать. Мне всегда нравилось работать с историей. Но это была в основном “чистая” история. Одни  битвы, даты и прочее в том же духе.   Мне, как студенту юридического факультета, важно понять, по какому принципу управлялось, управляется, и надеюсь, будет управляться  наше государство. Но, оценив «практическую» пользу темы «Исторические этапы российского федерализма и унитаризма» для осмысления курса, я остановил свой выбор именно на этой теме. Кроме того, сегодня много шума вокруг так называемого «сепаратизма» субъектов РФ.  В принципе, это обусловлено, прежде всего слабостью центральной власти. Но мы видим и немало причин в федеративном устройстве нашего государства. Ибо, по мнению многих ведущих юристов (например, г-н М.А. Боръщевский – представитель государства в Конституционном суде РФ), именно чрезмерно расширенные права различных национальных образований, ведут к их постепенному выводу из состава РФ. Так что мой выбор обусловлен ещё и веяниями нашей жизни в многонациональном государстве.

    Принцип федерализма, на мой взгляд, жизненно важен именно сегодня для  сохранения тех территорий, которые мы унаследовали от СССР. На нынешнем этапе развития нашего государства представляется важным дать некое подобие свободы нацменьшинствам и территориям, на которых они проживают, чтобы местная национальная элита даже и не думала о возможности выхода из состава РФ. Так же принцип федерализма важен в процессе интеграции нашего государства в мировую правовую систему, отличающуюся не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Федерализм, на нынешнем этапе призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества.

Я считаю, что федерализм в его  современном прогрессивном прочтении  не противостоит интересам регионов, их стремлениям к повышению своей  самостоятельности. Однако, как говорилось выше, именно федерализм способствует сепаратизму со стороны, как правило, национальных регионов.     

      Хочу отметить, что судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущего поколений. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возникновению авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод.

Выход из создавшейся  ситуации, с нашей точки зрения, один: создание Федерации, состоящей  из однопорядковых и действительно  равноправных       (де-юре и де-факто) субъектов.1

   Прежде чем начать описание онтогенеза федерализма и унитаризма нашего государства, хотелось бы уяснить те понятия, из которых мы будем исходить в дальнейшем.

 

 

 

 

 

1.Основные понятия федерализма  и унитаризма.

Федерализм – принцип, доктрина, положенные в основу политико-территориального и национально – территориального устройства ряда современных государств. По своему назначению федерализм содержит возможности децентрализовать и распределят власть по вертикали; интегрировать территориальные сообщества в единое целое. Федерализм выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно – правовых норм и принципов, направленных на установление пределов централизации и децентрализации властных и управленческих функций государства и его субъектов путём разграничения предметов ведения и полномочий между ними, а также между их органами государственной власти.

Определяющим критерием  идентификации федерализма как  способа принятия решения в сложном  государстве является наличие конституционно установленного разграничения предметов ведения, полномочий между федерацией и её частями (субъектами).

       По своим целям и задачам федерализм не замыкается не принципах устройства государства, поскольку им охватывается значительно более широкий круг общественных связей и отношений, касающихся практики становления и функционирования гражданского общества, политической, экономической, социальной и иных систем. В сущности федерализм отражает стремление территориальных, этнических и иных сообществ  к интеграции, взаимовыгодному сотрудничеству.   

      Федеративное устройство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.2

       Унитаризм-(фр. unitarism от лат. unitas - единство) - одна из двух форм территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство его частей не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться и отдельные автономные образования, в т.ч. имеющие многие атрибуты собственной государственности (напр., наличие в составе унитарной Украины Республики Крым). Как правило, в нем есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся государства, в которых региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).

 

1.1 Развитие российской государственности до 19 века.

     В становлении российского государства с древних времен прослеживаются две противоположные тенденции. Одна заключается в стремлении отдельных княжеств и земель к саморазвитию, сохранению самобытности и самостоятельности. Другая — к созданию и укреплению сильного централизованного унитарного государства. В так называемый удельный период небольшие самостоятельные славянские княжества были объединены по нынешним понятиям на конфедеративных началах под верховным сюзеренитетом великого князя. Однако каждый удельный князь сохранял за собой всю полноту власти и практически мало зависел от киевского престола. Непрочность этого союза обнаружилась при первом серьезном столкновении с вторгшимися на Русь татаро-монгольскими завоевателями.

“Обширность территории и разнохарактерность славянских племен создавали немало трудностей для того, чтобы сплотить их в единое централизованное государство. Монгольское нашествие и последующая борьба за независимость окончательно определили исторический путь России как централизованного унитарного государства во главе с Москвой. Чтобы оградить себя от набегов с востока и сдерживать экспансию с запада, обеспечить себе выход к морю, а, следовательно, и возможность активизации внешней торговли, России было необходимо постоянно поддерживать высокий уровень мобилизационной готовности. Этого можно было в те времена добиться только очень жесткой централизацией и концентрацией власти.3Задолго до Макиавелли московский князь Иван Калита на практике показал, что для достижения государственных целей не существует моральных и религиозных преград. Лесть и обман, вероломство и жестокость, истребление соплеменников и единоверцев с помощью иноземных военных отрядов, — все было использовано для того, чтобы уничтожить соперников, задавить всякие попытки региональной самостоятельности. Последним кровавым аккордом в этой борьбе была акция Ивана IV против Великого Новгорода. С падением Новгорода и Пскова ликвидируется последняя возможность децентрализации, а, следовательно, и более пропорционального развития всех российских регионов, отличающихся своей спецификой и разнообразием условий.

“Расширение Российской империи шла в рамках унитарного централизованного государства. Северные и восточные территории, присоединенные к России, по большей части были населены народами, у которых государственность как таковая еще не сложилась. Что касается западных территорий, Польши и Финляндии, то хотя их государственное устройство в результате присоединения к России не менялось, но их юридический статус не позволяет рассматривать их в качестве субъектов Федерации или конфедерации. В таком же положении находились народы Прибалтики и Кавказа.4

ГЛАВА II. . Развитие федерализма после революции

2.1 Коммунизм и федерализм.

Впервые о федеративном характере нового государства было сказано в проекте Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, подготовленного большевистским руководством к открытию Учредительного собрания и принятого на заседании ВЦИК 3 (16) января 1918 г. В пункте 2 проекта говорилось, что “Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик”. Однако на следующий день в кратком изложении текста резолюции, опубликованном “Известиями”, в названии Российской республики слово “федерализм” отсутствовало. Это наводит на мысль, что федерализм в данном случае рассматривался не как принцип государственного устройства, позволяющий сохранить атрибуты государственности субъектов федерации с закреплением за ними определенных сфер деятельности и полномочий, а лишь как средство разрешения национального вопроса, декларированного большевиками в своих прежних программных документах.

Отношение большевиков к федерализму диктовалось их политическими догмами и непростой ситуацией в Советской республике. Известно отрицательное отношение К. Маркса к федерации в Германии ввиду того, что это дробит и ослабляет единство рабочего класса, и потому “рабочие не только должны отстаивать единую и нераздельную германскую республику, но и добиваться в этой республике самой решительной централизации силы в руках государственной власти”5. Еще категоричнее против системы “мелких государств” под эгидой федеральных конституций Германии и Швейцарии высказывался Ф. Энгельс. Он писал, что “пролетариат может употребить лишь форму единой и неделимой республики.

     Столь же решительное неприятие федерализма демонстрировал И. В. Сталин. В статье “Против федерализма” (март 1917 г.) он писал: “Не ясно ли, что федерализм в России не решает и не может решить национального вопроса, что он только запутывает и усложняет его донкихотскими потугами повернуть назад колесо истории”. И, хотя считается, что он изменил потом свою точку зрения, на практике Сталин всегда оставался последовательным нейтралом в отношении федерализма и унитаризма.

Следует также иметь в виду, что коммунисты XIX в., в том числе и К. Маркс, а позже и российские марксисты, отрицая федерализм как конституционную форму государственного устройства, видели в федерализме способ участия местных органов власти в формировании центрального органа власти, как это было в условиях Парижской Коммуны, явившейся прообразом Советской республики. В нем они видели возможность, с одной стороны, привлечь симпатии зависимых от империи народов, а с другой стороны, удержать эти народы в составе вновь создаваемого государства. Тем более что мощным скрепляющим фактором в этом деле выступала партия, дисциплинированная и всепроникающая сила.6

Поэтому при создании первой Российской Конституции федерализм как политическое и юридическое  понятие не нес никакой государствообразующей нагрузки. Федерализм фигурировал в названии государства, в начальных главах в качестве принципа, но отсутствовал в основной части документа. Если принять во внимание общее мнение о временном характере Советского государства как звене в цепной реакции мировой революции, которая должна привести сначала к всемирной федерации социалистических республик, а затем к отмиранию государства, то логика создателей первой Российской Конституции становится вполне обоснованной и понятной. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что Россия находилась в состоянии глубокого кризиса и, следовательно, нуждалась в восстановлении действенной центральной власти. Определяя предметы ведения центральных и региональных органов государственной власти, создатели Конституции РСФСР не только до предела урезали прерогативы местных органов, поставив на первое место “проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти” (п. “а” ст. 61) но и записали, что “сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов принадлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению” (ст. 50)7. Таким образом, несмотря на употребление термина “федерализм” РСФСР на самом деле являлась унитарным государством.

Информация о работе Федерализм и унитаризм в истории России