Чичерин Б. Н. О роли государства и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 13:50, реферат

Описание работы

Еще на заре своей научной деятельности Б. Н. Чичерин, благодаря своим произведениям, снискал себе славу одного из главных идеологов либерализма в России. Позже, после непродолжительного знакомства со славянофильской концепцией, увлекся западничеством. Он был одним из известнейших представителей отечественного гегельянства того времени. Помимо работ Гегеля, большое влияние на его творчество оказали идеи французских мыслителей. Но прежде всего, Б. Н. Чичерин известен как крупнейший исследователь проблем государства, через призму которого он рассматривает остальные вопросы, этим проблемам посвящены практически все его работы. И одной из главных проблем, по мнению Чичерина, является вопрос взаимоотношениях государства и общества.

Содержание работы

Введение . 3
§ 1. О роли государства…………………………………………………...........5
§ 2. О роли общества.……………………………………………………………7
Заключение ..9
Список литературы 10

Файлы: 1 файл

ИППУ.docx

— 30.86 Кб (Скачать файл)

Чичерин Б. Н. О роли государства и общества

 

 

                                    Содержание:

 

Введение . 3

§ 1. О роли государства…………………………………………………...........5

§ 2. О роли общества.……………………………………………………………7

Заключение ..9

Список литературы 10

 

 

Введение.

XIX век – время, когда российская история права становится самостоятельной наукой. Предметом ее исследования становится не только политическая теория, но и Российское государство, его правовая культура. Основными философскими идеями того периода были теологическая идея, рационализм, романтизм. Появляются первые историко-правовые теории: теория официальной народности (М. П. Погдин), западническая (П.Я. Чаадаев, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, К.Д Кавелин)  и  славянофильская (А. С Хомяков, К. С. Аксаков, И. Д. Беляев) концепции. Официальная теория придерживалась триединства самодержавия, православия и народности. Ей в противовес развились либеральная мысль (славянофилы и западники). Славянофилы отрицательно относились к петровским реформам, полагая, что они сбили Россию с самостоятельного исторического пути. Западники же возвеличивали Петра, положительно оценивали его реформы, считая, что история России не имела принципиальных отличий от Европы. Нельзя не отметить, что весомый вклад в развитие историко-правовой науки в тот период также привнес Н.М. Карамзин своим трудом "История государства Российского..." (1842).

Вторая половина XIX – начало XX века – время, когда на смену романтизму и рационализму первой половины XIX века приходят новые философские учения, такие как позитивизм, неокантианство. Наибольший вклад в развитие историко-правовой науки того периода внесли следующие классики отечественной истории и юриспруденции: С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Ф. Платонов.

В это же время (с середины 50-х годов XIX века) активное участие в общественно-политической жизни страны стал принимать выдающийся русский мыслитель, философ, правовед - Борис Николаевич Чичерин.

Еще на заре своей научной деятельности Б. Н. Чичерин, благодаря своим произведениям, снискал себе славу одного из главных идеологов либерализма в России. Позже, после непродолжительного знакомства со славянофильской концепцией, увлекся западничеством. Он был одним из известнейших представителей отечественного гегельянства того времени. Помимо работ Гегеля, большое влияние на его творчество оказали идеи французских мыслителей. Но прежде всего, Б. Н. Чичерин известен как крупнейший исследователь проблем государства, через призму которого он рассматривает остальные вопросы, этим проблемам посвящены практически все его работы. И одной из главных проблем, по мнению Чичерина, является вопрос взаимоотношениях государства и общества.

 

§ 1. О роли государства.

Анализируя в своем труде «Курс государственной науки» высказывания известнейших мыслителей о государстве (Аристотеля, Цицерона, Руссо и др.), автор делает вывод, что необходимым условием существования государства «без чего оно немыслимо», является совокупность следующих элементов:

- соединяющиеся свободные  лица;

- связывающее их юридическое начало, или закон;

- общая цель, во имя которой происходит соединение;

- верховная власть, составляющая характеристическую принадлежность государственного союза.

Соединяя воедино все эти элементы воедино, он дает следующее определение государству: «Государство есть союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага». А главным признаком, по которому государство можно отличить от «всех других союзов, в которые слагается человеческое общежитие» (а именно: «кровные, гражданские и церковные») является верховная власть (юридическое начало). Исходя из определения, можно сделать вывод, что с точки зрения Чичерина, государство является воплощением нравственного начала, что, к слову, противоречило господствующим в то время в России позитивистским учениям. В подтверждение этого можно привести его слова: «Государство есть организованное отечество» … «Каждому человеку отечество представляется вечной идеей, которой он обязан служить всем своим существом, жертвуя для него даже жизнью. Любовь к отечеству составляет одно из самых высоких и священных человеческих чувств. Эта идея отечества, получая общую организацию, устраиваясь как одно целое, имеющее одну волю, становится государством».

Анализируя различные работы Б. Н. Чичерина, вывод о тенденции идеализации государства и верховной власти напрашивается сам собой. В подтверждение моих слов можно привести следующие цитаты: «Государство … осуществляет добро», «Цель государства есть общее благо», «… Власть может повелевать только во имя законного права», «… Государство … является высшим осуществлением правды» и др.

Помимо прочего, в своих работах большое внимание Чичерин уделяет формам правления. Анализируя различные формы (среди которых монархия, демократия, теократия, конституционная монархия, аристократия, ограниченная монархия и пр.), в зависимости от состояния народного сознания и конкретных исторических условий, автор приходит к выводу, что более всего для истинно свободного человеческого общежития, подходит конституционная монархия (во всяком случае, для России).

Что же касается роли государства, то она выражается через его функции и цели. Первая и главная цель государства, по мнению Чичерина, – это «установление безопасности» в целях устранения зла, неправомерного насилия, нарушения порядка, а также охраны от внешних нападений. Но для того, чтобы защищать права и свободы, поскольку «Свобода и права имеют границы, отделяющие область свободы одного лица от области свободы другого» необходимо установить нормы. Отсюда следует вторая цель государства – «Определение и охранение свободы и прав лица» и их сочетание. Развитие политической свободы, создание общих условий для жизнедеятельности и свободного развития людей и осуществление нравственного порядка («насколько он осуществляется в общественной жизни»), отмечает автор, также являются целями государства. Анализируя работы идеалистов, скептической школы и социалистов, Чичерин делает вывод, что необходимую цель союза-государства составляет и общественная польза (попечение о духовных и материальных интересах общества).

Собрав воедино все цели государства можно определить, что, в понимании Чичерина, главная роль государства, прежде всего, заключается «в установлении такого порядка, где личная свобода и частное благо являются составными элементами, подчиняясь высшим началам, без которых невозможно и разумное счастье человека».

 

§ 2. О роли общества.

Сущность государства Чичерин рассматривает в тесной связи с обществом, которое он определяет как «Совокупность частных отношений между людьми, подчиняющимися общей политической власти... С юридической стороны, насколько оно управляется нормами частного права, оно получает название гражданского общества». Государство, по мнению автора, не поглощает общество, а лишь возвышается над ним. Оно «управляет совокупными интересами народа», а на обществе, в свою очередь, лежит «вся область личной деятельности человека, материальной и духовной, в науке, в искусстве, в промышленности». Только государство, считает автор, способно служить идеалам общего блага, охранять свободу и права личности и собственности, поскольку «Предоставленное себе, гражданское общество противоречит собственному основному началу - свободе лиц», так как безграничная свобода ведет к произволу, которому само общество будет подчинять слабейших. А обеспечить защиту прав и свобод всех личностей способно опять же только государство. Из этого Чичерин делает вывод, что «из самого существа гражданского союза вытекает необходимость подчинения его союзу государственному».

Из вышесказанного следует, что основой социологической концепции Чичерина является идея главенствующей, приоритетной роли государства, как вершины социального развития.

В то же время, автор представляет гражданское общество, как существенно отличающуюся от государства, самостоятельную систему отношений и считает недопустимым вторжение государства в область собственности, экономики и «всеобщей гражданской свободы, то есть свободы лица, собственности и договоров».  Более того, в таком чрезмерном вмешательстве, поглощении частных интересов государством Чичерин видит причину падения древних республик.

На мой взгляд, большая заслуга автора в том, что он смог указать границы деятельности верховной власти, в которые она не должна вторгаться, — это сфера субъективной нравственности и личного интереса.

Что же касается роли общества в системе «общество-государство», то она, по мнению Чичерина, весьма значительна. Ведь именно из общества государство черпает все свои средства и силы, поскольку только физические лица могут быть «органами и орудиями государства», а они берутся из общества. В непосредственной зависимости от общества состоит государство и относительно материальных средств. Автор отмечает, что материальное состояние государства полностью зависит от материального состояния общества, ведь «народное богатство создается не государством, а трудом и сбережением частных лиц». Именно поэтому экономическую сферу деятельности Чичерин «отписывает» обществу, а государству отводится роль содействия. Аналогичная ситуация и в духовной сфере. Государство зависимо от развитых в обществе нравственных, идеологических и религиозных убеждений. В большинстве случаев, считает автор, оно не может идти наперекор этим убеждениям, не подрывая собственного авторитета.

 

 

Заключение

В заключение хочется отметить, что, не смотря на более чем вековую давность работ Б. Н. Чичерина, многие идеи о государстве, об обществе и, особенно, об установлении границ разделения их деятельности и по сегодняшний день сохраняют свою актуальность, особенно для России. К сожалению, концепция Чичерина в его время оказалась фактически не востребованной. Я думаю, будет трудно переоценить тот вклад, который внес Чичерин в развитие российской историко-правовой науки. Его философско-правовые доктрины о путях развития государства, о соотношении гражданского общества и государства, нравственности, права и свободы действительно могут стать основой для построения правового государства.

 

Список литературы:

1.  Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Тома I-III. - Москва, типография товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1894 г.

2. Государственная школа: концепция К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина. – М.: ОГИ, 2004. – с. 512

3.  Чичерин Б. Н. Собственность и государство. Книга вторая - М.: Директ-Медиа, 2010. - 686 с

4. http://www.bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-1/132.htm

5. http://www.bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-2/71.htm

 

 

 

 

 


Информация о работе Чичерин Б. Н. О роли государства и общества