Церковь и государство в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Благодаря их объединяющей роли на территории России сохранились уникальное единство и многообразие народов. Трудно переоценить влияние Православия на формирование российской культуры. Сегодня большинство населения страны остаются приверженцами именно традиционных религий. Невозможно представить национальное самосознание народов России без Православия или ислама. Духовный строй, идеалы народа сформированы Церковью за долгие века российской истории.

Файлы: 1 файл

В СССР взаимоотношения государства и религиозных организаций определялись Конституцией.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

    Не нужно, однако, думать, что только православная Церковь держится за свои догмы. Католическая Церковь и сегодня выступает против контроля над численностью населения, против противозачаточных средств и искусственного оплодотворения. В заявлении Ватиканской папской академии жизни, опубликованном в мартовском 2004 г. номере газеты “L’Osservatore Romano”, говорится, что процесс гибели эмбрионов при искусственном оплодотворении является «бойней невинных». Иудейская, Католическая, а также и Православная Церковь и сегодня выступают против планирования семьи и использования противозачаточных средств в экономически отсталых странах. А это делает их ответственными за рост нищеты и распространение СПИДа.

     Так, протестантская Церковь «Свидетелей Йеговы» до сих пор не разрешает своим верующим переливать кровь. Прокуратура Северного округа Москвы несколько лет назад в ходе проверки пришла к выводу, что «Свидетели Йеговы» разрушают семью, склоняют тяжелобольных людей к отказу от медицинской помощи по религиозным мотивам. У часто попадающих в эти Церкви больных шизофренией под влиянием медитаций, гипнотизации, недосыпаний происходит обострение психического заболевания вплоть до острого бредового психоза с галлюцинациями религиозного содержания.

    В целом, можно сказать, что РПЦ как социальный институт, несмотря на его внешнюю респектабельность, находится в глубоком кризисе. Религиозная картина мира и представление о движущих силах природы и человеческого общества, путях развития России сегодня не соответствуют нашим знаниям о мире. В глазах общества РПЦ, претендуя на роль духовного наставника, далеко не соответствует самым обычным нравственным стандартам, которые разделяет большинство граждан. Сегодня государство уже не может и не должно рассматривать религию и её общественный институт – Церковь как необходимую часть государственной структуры, т.к. Церковь не способна заботиться о моральном состоянии общества, не способствует повышению благосостояния народа и уровня его культуры, отвлекает граждан от борьбы за улучшение жизни, обманывает народ, обещая ему то, чего нет в природе, - вечную жизнь.

 

 

 

             

6. «Теневое» участие Церкви в осуществлении правления государством

В социальном пространстве Церковь формально выступает как добровольная ассоциация граждан и в этом смысле ничем не отличается от других общественных объединений, преследующих какие-то культурные, гуманитарные и иные цели. Церковь удовлетворяет религиозные потребности отдельных граждан, обладающих конституционным правом свободы совести и религиозных убеждений. Поэтому можно сказать, что         Церковь – это не политическая организация, а одна из форм "общественности". Поскольку Церковь не ставит перед собой собственно политических целей, она находится вне политики и может объединять людей разных политических взглядов.

    Церковь "не занимается" политикой, но вместе с тем она не может "не участвовать" в политической жизни.

   В истории Церкви имеется немало случаев общецерковной поддержки различных политических доктрин, взглядов, организаций и деятелей. В ряде случаев такая поддержка была связана с необходимостью отстаивания насущных интересов Церкви в крайних условиях антирелигиозных гонений, разрушительных и ограничительных действий инославной и иноверной власти. В других случаях подобная поддержка была следствием давления государства или политических структур и обычно вела к разделениям и противоречиям внутри Церкви, к отходу от нее части нетвердых в вере людей.

Вместе с тем очевидно, что Церковь не является просто "общественной организацией". Особый закон регламентирует деятельность именно религиозных объединений, выделяя таким образом сферу религии как специфическую область человеческой жизни. Это связано не только с тем, что религия формирует определенное "мировоззрение", но также и с особенностями "религиозной практики" в целом, которая не может быть описана только в терминах культурной активности.

Для религиозного сознания религиозные цели и ценности являются высшими, определяющими; они прямо или косвенно влияют на принятие повседневных решений, касающихся самых разных сфер жизни. Именно поэтому отношение современного правового государства и гражданского общества к религии неоднозначно.

С одной стороны, религиозная свобода – одно из фундаментальных прав человека. С другой стороны, реализация этого законного права верующими не должна ущемлять права других граждан; Церковь не имеет права навязывать обществу свои представления и способы решения социально-политических проблем, касающихся общества в целом.

Человеческое общество нуждается не в одних только правовых и административных механизмах, но и во внеположных этим механизмам критериях правильного и ложного, доброго и злого, человечного и бесчеловечного.

Неучастие церковной Полноты в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. Такая позиция выражается исключительно церковными Соборами, Священноначалием и уполномоченными им лицами. В любом случае право ее выражения не может быть передано государственным учреждениям, политическим или иным светским организациям.

 

 

 

7. Практическая часть

В практической части я привёл анализ исследовательских данных, взятых мною из интернета (http://www.pravmir.ru/printer_1446.html и  http://ecsocman.edu.ru/text/16416769/) о количестве верующих в России.

    За период с 1991 по 2006 год число атеистов в России уменьшилось наполовину, в то время как количество верующих (православных по преимуществу) увеличилось с 34% в 1991 г. до 62% в 2005 г.

К 2015 году в России может быть уже 25 миллионов активных верующих, поскольку их численность растет прямо пропорционально увеличению количества храмов, сообщил руководитель социального отдела Института общественного проектирования (ИОП) Михаил Тарусин по итогам социологического исследования ИОП.

    В ходе исследования были опрошены 15 тысяч россиян.

    Число воцерковленных верующих находится в прямой зависимости от увеличения количества действующих храмов. На протяжении последних 15 лет сохраняется зависимость 500-1000 человек на один храм.

   Подавляющее большинство российских христианских верующих не посещают церкви регулярно, не становятся постоянными прихожанами в силу факторов, обусловленных в целом наличием глубокого внутриорганизационного кризиса в церкви. Расхождения во взглядах лидеров церквей и самих верующих на факторы, определяющие их мотивацию относительно участия в деятельности церкви, очевидны. Эти расхождения между верующими, не удовлетворяющими свои духовные потребности при активной включенности в церковную жизнь, и самой церковью, в лице лидеров. Имеющих взгляд на проблему, не совпадающий с позицией верующих, что служит проявлением существующего кризиса. Люди нуждаются в большей открытости, гибкости церкви, ее большей толерантности по отношению к ним. Церковь, по мнению опрошенных, должна быть менее поверхностной и более нравственной, чем в настоящее время.           Межконфессиональные и внутри-церковные конфликты, неискренность и плохое образование лидеров церквей, стремление подавить личность – факторы, усиливающие мотивацию значительной доли верующих оставаться за пределами церкви или уйти из нее. Нельзя не учитывать и влияние экономических проблем, когда на активную религиозную практику у верующих не остается времени. Однако последнее лишь дополнительно влияет на выбор.

    Полученные данные позволяют полагать, что высокие рейтинги Церкви в массовых опросах населения отражают, с одной стороны, высокий уровень религиозной самоидентификации и, с другой, разносторонность понятия Церкви. Мнение верующей части населения оказывается значимым в определении рейтинга Церкви и ее роли в жизни России. Однако более вероятно что эти люди отвечая на вопрос о Церкви, имеют в виду личные отношения с Богом.

3

 



Информация о работе Церковь и государство в СССР