Авторитарные тенденции в системе государственного управления в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - обосновать наличие авторитарных тенденций в системе государственного управления современной России.

Для достижения поставленной цели мне необходимо выполнить ряд задач:

1) Раскрыть понятие авторитаризма

2) Выявить основные черты авторитарных режимов;

3) Выявить признаки авторитарных режимов;

4) Показать отличие авторитарных режимов от тоталитарных;

5) Охарактеризовать политические режимы Б.Н. Ельцина и В.В. Путина;

6) Выявить авторитарные тенденции в современной России.

Файлы: 1 файл

Вся соль!.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

     В противовес пессимистичным прогнозам  ряда политологов в отношении  демократического развития страны президентская  команда, напротив, заявляет о возвращении  реального смысла слова «демократия» всем демократическим институтам, которое стало возможным благодаря проводимой политике. Суть таких заявлений заключается в том, что деятельность президента пользуется поддержкой большинства населения, то есть реализуется главный принцип демократического общества. Высокий рейтинг президента свидетельствует о такой поддержке и о доверии к его политике со стороны граждан.

2.4. Авторитарные тенденции в политическом режиме современной России

Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену20. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений. По данным правительства в 2004 г. разница в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных людей в России составляла 14,1 раза, в 2005 г. – 14,8 раза. То есть наблюдается не сокращение, а увеличение разрыва, который становится опасным. В развитых государствах разрыв составляет 4-7 раз. Исследователи считают, что при разнице в доходах в 7 раз в социально-экономической сфере начинают происходить позитивные качественные изменения, свидетельствующие о необратимости перемен.

      Проблема  демократии не особенно актуальна в  бедной стране, где люди больше думают о выживании, чем о соблюдении прав человека. Люди, привыкшие все  необходимое получать от государства, не знают, что делать со свободой, которую  им обещают правые партии.

      Свобода, не подкрепленная материальной составляющей, которую должно обеспечить социальное государство, является обузой для человека. Для того, чтобы хорошо жить в  условиях свободы, необходимо проявлять  инициативу, повышать профессиональный уровень, не надеяться на помощь государства, а самому, по возможности, решать жизненные проблемы. Для этого необходима психологическая готовность личности, а также помощь со стороны государства, которое с помощью правовых норм должно обеспечить реализацию свободы гражданина в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. Соответствующим образом должны работать политические институты и бюрократия, которая в российских условиях является главным препятствием на пути становления демократических свобод.

      Чувство неудовлетворенности в обществе объясняется не только неадекватным решением проблемы социальной справедливости, но и унижением чувства национального  достоинства россиян, оскорбленного  чувства патриотизма, которое всегда составляло фундамент духовной жизни России.

      Усиление  авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.

      Усилению  авторитарных тенденций способствуют так же такие факторы, как:

      - распространение терроризма;

      - перманентный рост преступности;

      - природные катаклизмы;

      - этнорегиональные и конфессиональные конфликты;

      - нестабильность ситуации внутри  правящих элит;

      - военные действия в Чечне.

      Надо  отметить, что тенденции к авторитаризму  усиливаются, когда перед обществом  стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов.

      Озабоченность по поводу российского авторитаризма  А.Яковлев высказал следующим образом: «В силу многолетних традиций авторитарность в нашей стране перенасыщена психологией  нетерпимости и догматизмом, не приемлющими  перемен. Отсюда и тоска по Ленину, Сталину, Андропову, и возврат старого гимна, и новая цензура, и активность льстецов, и предложение восстановить памятник Дзержинскому, и обманчивые надежды на военных, способных, якобы, «навести порядок». Видимо у новой правящей элиты явно не хватает времени заглянуть в реальную историю страны21». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В данной работе была рассмотрены авторитарные тенденции в государственном  управлении в современной России. Можно сделать следующие выводы:

во-первых,

- авторитаризм  является некоторым образом переходным режимом от тоталитарного к демократическому;

- авторитаризм, имея сходные черты с тоталитаризмом, имеет также и значимые различия: например, отсутствует тотальный  контроль за деятельностью общества, сохраняется частная собственность;

- для  авторитаризма характерно отсутствие  обязательной идеологической платформы.

     Во-вторых, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии:

- строятся  основы правовой государственности  и создаются устои гражданского общества;

- власть  на федеральном и местном уровнях  выбираема и сменяема;

- действуют  механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве;

- гарантированы  основные права человека, реально  действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»;

- формально  судебные органы независимы от  исполнительных органов власти;

- отсутствует  ведущая идеология; 

- в экономике  складывается свободный и конкурентный  рынок при многообразии форм  собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.

      В последние годы приняты законы, которые  способствуют повышению значимости политических партий в политической жизни страны: выборы в Государственную  Думу теперь проходят только по пропорциональной системе, а в законодательные органы субъектов федерации – по смешанной, причем не менее половины депутатов избираются по спискам политических партий; политическим партиям, победившим на выборах в региональный парламент, предоставляется право предлагать президенту кандидатуру для выдвижения на пост главы администрации субъекта федерации; с 2006 г. начала работать Общественная палата, одной из важнейших задач которой является проведение экспертизы наиболее значимых законопроектов в целях реализации интересов общества.

      Несмотря  на это, авторитарные тенденции всё  равно живы и их усилению способствуют следующие факторы:

- Конституция  Российской Федерации, в которой  очень большая роль отведена  Президенту: как было показано  выше, Президент имеет довольно обширные полномочия по сравнению с другими ветвями власти;

- долгое  время население жило при тотальном  контроле, а когда стало «всё  дозволено», то не все знали,  как теперь дальше жить;

- экономический  фактор: быстрый переход экономики  от командно-административного типа к рыночному типу не удался, поэтому необходим был особый контроль за экономической сферой;

- рост  терроризма, стычки на Кавказе,  рост  преступности, демографический  кризис заставили народ говорить  о необходимости «твёрдой властной  руке правителя»;

- ностальгия  довольно большой части населения  о «старых безоблачных советских  временах»;

- «лихие 90-е», которые оставили России  при переходе в новый век  коррумпированность разросшегося  бюрократического аппарата.

      Таким образом, сегодня государственная организация России представляет собой сочетание авторитарного порядка с зачатками демократического порядка. Российское общество находится в неравновесном состоянии, в политическом и экономическом кризисе. Сегодня государственной организации России важно выйти из неустойчивого состояния – подняться над партийными, идеологическими разногласиями, определить эффективные принципы государственной организации, конкретные способы их реализации и механизмы их внедрения в общество22.

      Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования.

      Следует также отметить, что здоровый государственный  консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1) Конституция  Российской Федерации от 12 декабря  1993 года

2) Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» 

3) Аверин Ю.П. «Циклы государственной организации России: из прошлого в будущее (статья вторая)». Вестник МГУ, Серия 18 «Социология и политология», №1, 2000 г.

4) Баранов Н.А. «Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч». СПб.: БГТУ, 2004

5) Красин Ю.А. «Российская демократия: коридор возможностей». Полис. 2004. №6.

6) О`Доннелл Г. «Следует ли слушаться экономистов?» http://old.russ.ru/journal/predely/97-11-11/o_donn.htm

7) Смолин О.Н. «Политический процесс в современной России: учебное пособие». М., 2006.

8) Фридрих К., Бжезинский З. «Тоталитарная диктатура и автократия. Тоталитаризм: что это такое?» Т.2 / Ред. кол. Л.Н. Верчёнов и др. - М., 1992.

9) Чуклинов А.Е. «Административная реформа, административный ресурс, административные процедуры: к вопросу о понятиях и явлениях»

10) Шанин А.А.  «Авторитарное государство в ХХ веке»

11) Яковлев А.Н. «Реформация в России». Общественные науки и современность. 2005. №2 

12) Журнал для медленного чтения «Отечественные записки», №6, 2007 г. Круглый стол «Перспективы авторитаризма в России». 

13) Ежедневная электронная газета «Утро.RU». Маргарита Шматько «Россию отправили в эпоху авторитаризма» (http://www.utro.ru/articles/2008/11/20/782375.shtml).

14) Свободная интернет-энциклопедия «Википедия» (http://ru.wikipedia.org/wiki/)

15) Информационный портал «Словари и энциклопедии на Академике» (http://dic.academic.ru )

16) Информационный портал Пермского края «Пермь. Ru» (http://www.perm.ru/region/)


Информация о работе Авторитарные тенденции в системе государственного управления в современной России