Афинское государство и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Разложение родового строя и возникновение государства в Афинах относятся к концу архаической эпохи (IX – VIII вв. до н.э.). Классический анализ этого процесса изложен в труде Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». На рубеже VIII – VI вв. до н.э. в жизни племен, населяющих южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал свое место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Афинское государство в VIII в. до н.э……………………...4
1.1. Реформы Тесея………………………………………………..4
1.2. Архонты и ареопаг…………………………………………...5
1.3. Законы Драконта……………………………………………..6
1.4. Реформы Солона……………………………………………...6
1.5. Тирания Писистрата………………………………………….9
1.6. Реформы Клисфена…………………………………………11
Глава 2. Афинское государство в V – IV вв. до н.э………………...14
2.1. Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э……16
Глава 3. Основные черты Афинского права………………………..22
3.1. Основные источники Афинского права…………………….22
3.2. Право собственности…………………………………………23
3.3. Обязательственное право…………………………………….25
3.4. Семейное и наследственное право…………………………..27
3.5. Уголовное право……………………………………………...30
3.6. Процессуальное право……………………………………….33
Заключение……………………………………………………………37
Список используемой литературы…………………………………..39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (Афинское государство и право).doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение………………………………………………………………..2

Глава 1. Афинское государство в VIII в. до н.э……………………...4

    1. Реформы Тесея………………………………………………..4
    2. Архонты и ареопаг…………………………………………...5
    3. Законы Драконта……………………………………………..6
    4. Реформы Солона……………………………………………...6
    5. Тирания Писистрата………………………………………….9
    6. Реформы Клисфена…………………………………………11

Глава 2. Афинское государство в V – IV вв. до н.э………………...14

   2.1. Рабовладельческая демократия в  Афинах в V в. до н.э……16

Глава 3. Основные черты Афинского права………………………..22

   3.1. Основные источники Афинского права…………………….22

   3.2. Право собственности…………………………………………23

   3.3. Обязательственное право…………………………………….25

   3.4. Семейное и наследственное право…………………………..27

   3.5. Уголовное право……………………………………………...30

   3.6. Процессуальное право……………………………………….33

Заключение……………………………………………………………37

Список  используемой литературы…………………………………..39 
 

Введение

    Разложение  родового строя и возникновение государства в Афинах относятся к концу архаической эпохи (IX – VIII вв. до н.э.). Классический анализ этого процесса изложен в труде Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». На рубеже VIII – VI вв. до н.э. в жизни племен, населяющих южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал свое место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции.

    Военная демократия явилась последней стадией  родового строя. В эти времена население Аттики делилось на филы (племена), фратрии и роды. Из-за долговой кабалы число полноправных членов рода, имеющих наделы земли (клеры), постепенно уменьшалось. Земли многих общинников переходили в собственность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем. Обездоленные общинники пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг. Имущественное неравенство усилилось в конце периода военной демократии.

    Богатая верхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений. Из нее избирались военные вожди. Знать подчинила себе Совет старейшин, который формировался только из представителей знатных родов. Утратили реальную власть: базилевс (скипетродержатель), т.е. племенной царь, военачальник, главный жрец и судья. Племенная сходка – народное собрание – созывалась в основном для одобрения криком решений Совета старейшин. По словам Гомера, народное собрание за 20 лет отсутствия Одиссея вообще не собиралось. Классовая борьба особенно усилилась после появления денег. Ф. Энгельс отметил, что «родовой абсолютно несовместим с денежным хозяйством; разорение мелких крестьян Аттики совпало с ослаблением охранявших их старых родовых уз».

    Появление частной собственности, классов и классовой борьбы вызвало появление государства. Свободные граждане противостояли массе эксплуатируемых рабов. В результате глубоких изменений в греческом обществе VIII – VI вв. появились государства-полисы.

    Ф. Энгельс отмечал: «Афины представляют собой самую чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества».

    Целью данной работы является: рассмотреть основные этапы становления Афинского государства.

    Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть особенности формирования Афинского государства в VIII в. до н.э.
  2. Рассмотреть особенности формирования Афинского государства в V-IV вв. до н.э.
  3. Рассмотреть основные черты Афинского права.

    Объектом данной работы является: Афинское государство.

    Предметом данной работы является: права и обязанности афинских граждан. 
 
 

    Глава 1. Афинское государство в VIII в. до н.э.

    1. Реформы Тесея

    Обращение Афинского государства началось с проведения реформ, приписываемых легендарному Тесею (XIII в. до н.э). При нем якобы произошло слияние двенадцати ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкизм).

    Тесею приписывают разделение всех свободных  граждан Афин на три группы: эвпатридов – родовой знати, геоморов – земледельцев, демиургов – ремесленников. Только эвпатриды наделялись исключительным правом на – замещение должностей. Родовая знать стала господствующим классом, экономической основой ее власти было крупное землевладение. Она угнетала демос – народ, состав которого входили земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки. Выходцы из других частей Аттики – метэки – обладали личной свободой, имущественными правами, но не наделялись политическими правами, т.е. не допускались к участию в государственной жизни. Метэки – это чужеземцы, проживавшие в Афинах и в Аттики более или менее продолжительное время и жившие рядом с гражданами от происходит само название метэк. Это обычно жители других греческих город, а селившиеся на определенный срок или жившие постоянно в Афинах. Правом гражданства метэк не пользовался: он не мог участвовать в Народном собрании, суде, не мог занимать государственных должностей. Они не имели права приобретать недвижимость, а если им это разрешалось, то стоимость дома не могла превышать две тысячи драхм.

    Авторитет родовых учреждений падал. Вместо базилевса была учреждена ежегодно избираемая коллегия 9 архонтов. Она ведала военными, судебными делами. Совет старейшин был преобразован в ареопаг. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды.

    В это же время возникли первые территориальные округа (навкрарии). Аттика была разбита на 48 навкрарий, жители которой, не зависимо от принадлежности к роду и фратрии, обязывались поставить государству корабль с экипажем и двух вооруженных всадников. Во главе округа стоял притан. Распределение жителей по территориям, появление публичной власти означали возникновение государства. Первое время власть удерживало наиболее богатая часть эвпатридов. Попытка Килона в 640 г. до н.э. путем заговора расширить круг властвующей элиты окончилась провалом.

    1. Архонты и ареопаг

    Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам — архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сроком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной.

    Тогда же, в VIII в. до н.э., возник еще один новый  орган публичного управления — ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов.

    Аттическое  общество превращается в политическое общество — общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму /нерасчлененности) общества и власти приходит конец.

    Одновременно  продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, — территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа — навкрарии, жители которых, независимо от принадлежности к роду и фратии, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.

    1. Законы Драконта

    В начале VII в. до н.э. в Афинах появляются первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и прежде всего кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычаи. Составителем законов бал Драконт. По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи.

    Принцип ответственности по правилам талиона  был отменен. До законов Драконта убийство рассматривалось как причинение морального ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние. Вводится понятие умысла и не осторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы – смертна казнь. Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничили власть архонтов.

    1. Реформы Солона

    Решающее  значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического  деятеля той эпохи Солона. К тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.), задолженность мелких землевладельцев приняла устрашающие размеры. За неуплату долга владельцы клера, его жену, детей разрешалось продать за границу в рабство. Над основной массой общинников нависла угроза всеобщего закабаления. «Некоторые в отчаянии бежали от кредиторов и бродят из страны в страну», - горестно отметил Солон. Алчность эвпатридов на знала пределов. Разорение землевладельцев, всеобщая задолженность бедноты, политическое бесправие народа вызвали острейший политический кризис. Росло недовольство торговцев и ремесленников. Дело шло к восстанию.

    Солон был первым из знати, кто заметил  опасность. Надо отдать должное его  проницательности и смелости. Преодолевая  сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.

    Особое  значение имели земельная и политическая реформа. Солон отметил часть  долговой кабалы. Все долговые камни  с полей убирались, проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы получили название сисахфия. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. Считают, что Солон установил максимум земельного надела. Однако произвести перераспределение земли он не решился. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам рабовладельцев из числа знати. Она удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев.

    Впервые бала указана свобода завещания. Любые виды имущества, в том числе  и земельные участки, можно было продавать, закладывать, делить между  наследниками и т.д., такой свободы  обращения с земельным наделом родовое общество не знало. Солон содействовал развитию ремесла, торговли. Он унифицировал систему мер и весов, провел денежную реформу, создал благоприятные условия для внешней торговли Афин. Родители в старости не могли по закону получить помощь от сыновей, если не обучили их ремеслу.

    К политической реформе Солона следует  отнести деление жителей по имущественному цензу. Это был еще один удар по пережиткам родового общества, направленный на уничтожение наследственных привилегий знати и замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Все свободные граждане Афин делились на 4 разряда. Граждане, получавшие со своей земли не менее 500 медимнов зерна, масла или вина вошли в первый разряд, 300- во второй, 200 – в третий, меньше 200 медимнов – в четвертый. Одновременно предусматривалось, что лица из первого разряда могли избираться военачальниками и архонтами. Из представителей второго разряда формировалось конное войско (всадники), из остальных – пешие войска. Ополченцы обязывались иметь свое оружие и находиться в походах на собственном иждивении. Каждый разряд имен определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены.

    Солон значительно повысил авторитет  и значение народного собрания, которое  стало созываться чаще, и на нем  рассматривались наиболее важные государственные  вопросы: принимались законы, избирались должностные лица и принимались от них отчеты. В работе собрания участвовали также малоимущие граждане. Одновременно был учрежден совет четырехсот – по сто человек из каждой филы. В его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих.

    Солон стремился ослабить противоречия между  богатыми и обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общественников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: землевладельцев, купцов, ремесленников. Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которой стали средние и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов.

Информация о работе Афинское государство и право