Адвокатура во 2 половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Наиболее последовательной из буржуазных реформ этого периода и едва ли не самой значительной была судебная реформа 1864 г. После проведения этой реформы судебная система стала выглядеть по сравнению с прежней более упорядоченной и стройной: чисто сословной, закрытый, чиновничий суд заменялся судом присяжных; отменялись особые суды для каждого сословия; провозлашалась отделение суда от органов законодательной и административной власти, а также независимость и несменяемость судей; впервые была учреждена адвокатура.

Содержание работы

.ВВЕДЕНИЕ. 3
2. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ АДВОКАТУРЫ В РОССИИ. 4
3. ПРИСЯЖНЫЕ ПОВЕРЕННЫЕ. 7
4. ПОМОЩНИКИ ПРИСЯЖНЫХ ПОВЕРЕННЫХ. 13
5. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДВОКАТА Ф. Н. ПЛЕВАКО. 19
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

Файлы: 1 файл

nabor.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство общего и высшего образования РФ.


Тамбовский Государственный Технический Университет

 

 

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по истории государства и права РФ

на тему «Адвокатура во 2 половине XIX в.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. Ю-13 Дубровин А.В.

Проверил: Есиков С.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 1999г. 
План:

 

1.

 

Введение.

В истории России второй половины XIX в. период 60г. занимает особое место. Кризис внутренней политики самодержавия, развитие в условиях феодальной формации капиталистических производственных отношений и рост революционного движения в стране привели к отмене крепостного права, к судебной, земской и военной реформах. Буржуазные по своей сути, эти реформы оказали огромное влияние на всю общественно – политическую жизнь России.

Наиболее последовательной из буржуазных реформ этого периода и едва ли не самой значительной была судебная реформа 1864 г. После проведения этой реформы судебная система стала выглядеть по сравнению с прежней более упорядоченной и стройной: чисто сословной, закрытый, чиновничий суд заменялся судом присяжных; отменялись особые суды для каждого сословия; провозлашалась отделение суда от органов законодательной и административной власти, а также независимость и несменяемость судей; впервые была учреждена адвокатура.

Профессиональная адвокатура, организованная на основе Судебных уставов 1864г., явилась учреждением и по своему содержанию и по форме. Взамен «юридических знахарей»  - пришли высокопрофессиональные юристы. Для населения были открыты юридические консультации.

Адвокаты стали одновременно правозаступниками и поверенными своего клиента. Автономность, относительная независимость от государственных властей – этим, по крайней мере в первое время, отличалась адвокатура от многих учреждений царской России.

Моя работа посвящена истории формирования и развития русской адвокатуры во второй половине XIX в. В ней исследуется период от возникновения адвокатуры в России в результате проведения судебной реформы в 1864 и до 1890г., поскольку именно в эти годы особенно ярко проявилась борьба прогрессивного и консервативного течения в адвокатуре и положительная роль, которую она в определенные моменты играла в общественно-политической жизни страны.

Я хотел  бы в своей работе проанализировать деятельность адвокатуры в трех судебных округах – Петербургском, Московском и Харьковском, так как только в этих округах в рассматриваемый период были созданы советы присяжных поверенных, которые осуществляли работу по организации профессиональной деятельности адвокатов, выполняли административные функции и функции надзора за членами корпорации.

Предпосылки создания адвокатуры в России.

а) Развитие судебного представительства в России до судебной реформы 1864г.

В XIX в. под адвокатурой в узком смысле было принято понимать правозаступничество1, а в более широком – совмещение правозаступничества с судебным представительством2.

Правозаступничество судебное представительство были вызваны к жизни разными потребностями, сферы их деятельности не совпадают.

О существовании судебного представительства впервые свидетельствуют законодательные сборники XV в. В одном из наиболее древних памятников русского законодательства – Псковской судебной грамоте (1391 -  1467г.) устанавливаются ограничения судебной защиты: приглашать поверенных могли не все, а только женщины, дети, монахи, дряхлые старики и глухие.

Принцип личной явки в суд продолжал еще долго господствовать. Исключением является древний Новгород, где законодательство разрешало любому иметь поверенного.

Сфера деятельности поверенных в разные времена была различна. В то время, когда уголовный процесс еще не отделился от гражданского, поверенные допускались к участию и в гражданских, и в уголовных делах. Но постепенно роль поверенных меняется, это происходит, когда судопроизводство стало подразделяться на две формы: состязательную (суд) и следственную (розыск). В следственном процессе судебное представительство не допускалось.

Судебное представительство оставалось свободной профессией. Каких-либо требований в виде образовательного и «нравственного ценза» к поверенным не предъявлялись. Не существовало и их внутренней организации.

Дореформенные поверенные оставили о себе неблагоприятные воспоминания. По уложению 1649 г. ходатаи подвергались телесному наказанию и тюремному заключению, а после троекратного осуждения лишались права ходатайствовать по чужим делам. Более поздний указ грозил наказанием в виде лишения чести и всего имения.

Органами правительства были засвидетельствованы недостатки дореформенного судебного представительства и правозаступничества.

К середине XIX в. уже сформировалось убеждение, что состязательный процесс – самый древний, естественный и единственный способ судопроизводства.

Видный писатель того времени, теоретик революционного народничества П.Н.Ткачев считал, что «при состязательном процессе корпорация адвокатов не только необходима и неизбежна, но и разумна». Отрицательное, а подчас и враждебное отношение к адвокатуре шло не только от политического сопротивления реакционных кругов институту, но и от глубокого недоверия к дореформенным ходатаям, которое укрепилось в сознании самых различных слоев русского общества. Все это влияло на формирование правильного взгляда на задачи адвокатуры. Не существовало четкого представления о ее роли и значении.

б) Вопрос об организации адвокатуры в процессе подготовки судебной реформы 1864 г.

В условиях новых, буржуазно – капиталистически отношений старый, дореформенный суд не мог удовлетворять ни промышленников, ни фабрикатов, ни купцов, ни даже либеральную часть дворянства. В дореволюционном суде царил произвол, взяточничество, невежество судебных чиновников. Об этом вынуждены были говорить даже представителя господствующей верхушки. Министр юстиции Д.П.Трощинский, характеризуя суд того времени, писал: «Сие море великое и в нем гадов несло числа»3

В 1850г. особый комитет при II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии под представительством графа Д.Н.Блудова приступила к подготовке проекта уставов гражданского и уголовного судопроизводства. Особая комиссия, работавшая под председательством Д.Н.Блудова, не думала о создании адвокатуры как более или менее самостоятельного института.

Функцией судебных представителей и правозащитников предлагалось поделить присяжных стряпчих. Присяжные стряпчие по проекту должны были назначаться министром юстиции из числа лиц, кончивших курс юридических наук и занимавшихся делами в судебных местах 1 и 2 степени.

Государственный совет принял проект Блудова за основу внеся в него изменения. Одно из них относилось к замене наименования «присяжные стряпчие» наименованием «присяжные поверенные». Был повышен образовательный ценз для присяжных, вводились понятия «помощник присяжного поверенного» и предоставлена самостоятельность совету присяжных поверенных.

После отмены крепостного права правительство решило вплотную заняться подготовкой судебной реформы.

До судебной реформы было 20 ведомственных и сословных судов с весьма неясными границами их подсудности, притом огромная масса населения была неподсудна государственному разбирательству. Судебные уставы устанавливали следующую систему судебных органов:

    1. Мировой суд предназначался для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел.
    2. Общие судебные места создавались для рассмотрения уголовных и гражданских дел, выходивших за пределы мирового суда, они состояли из 2 судебных инстанций: окружного суда – одного в судебном округе, включающем несколько судов и судебной палаты, действовавшей в пределах одной или нескольких губерний.

При окружных судах и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы, прокуратуры и советы присяжных поверенных.

 

Присяжные поверенные.

1) Принципы организации  адвокатуры.

По судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат – правозаступник, оратор, поверенный своего клиента. Адвокаты разделялись на 2 категории: присяжные поверенные и частные поверенные.

Присяжная адвокатура представляла собой корпорацию лиц свободной профессии. Присяжными поверенными могли быть лица, которые хотели посвятить себя «ходатайствам по чужим делам», отвечали необходимыми для этого условиям и были приняты в корпорацию адвокатов установленным порядком. Пореформенные адвокаты старались отличиться от дореформенных ходатаев и стряпчих. «Мы родились не из них» - утверждал присяжный поверенный Потехин – «мы даже произошли не из пепла их, мы совсем новые люди».

Создание адвокатуры стало заметным событием общественной жизни страны. В адвокатуру устремились люди, увлеченные идеями буржуазного преобразования России, надеявшиеся использовать предоставленную им судебную трибуну для критики государственного строя.

В 70-х годах XIX в. в литературе впервые был поставлен вопрос о юридической природе адвокатуры. А.М. Пальховский в своем исследовании сделал такие выводы: «Адвокатура, в силу самой своей природы, должна занимать не подчиненное, а высшее положение сравнительно с магистратурой4. Сразу же после введения в действие судебной реформы в России появились талантливые и образованные адвокаты.

В 70-80гг. Правительство в законодательном порядке стало проводить политику ущемления прав адвокатуры. В январе 1874г. Последовало высочайшее повеление о «временном» приостановлении учреждения советов присяжных поверенных и передаче функций советов присяжных поверенных окружным судам. Это ограничило независимость адвокатуры, искажало принципы ее организации.

Причины неприязненного отношения к адвокатуре правительства автор записок в «Русской старине» фон. Дерзин объяснял тем, что «адвокаты претендуют не только на командование своими доверительными, но и на политическое влияние».

Не сразу добилась русская адвокатура и надлежащего общественного признания. Новизна этого института и неясное представление и роли адвоката в процессе рождали нападки со стороны как реакционных, так и либеральных кругов.

И до тех пор, пока адвокатура не проявила себя на больших политических процессах 1877-1878г. печать пестрила злыми фразами вроде: «адвокатура есть своего рода организованное пособничество неправде», «адвокатура это школа софизма и деморализации. Академик С.Ф. Платонов, отвергая нападки на адвокатуру, писал, что адвокатура не обманула возлагающихся на нее надежду, и если она была еще далека от идеала, то нужно было принять во внимание, что организация ее осталась незавершенной и что в результате отсрочки в образовании комплекта на адвокатуру оказались возможными обязанности без предоставления ей прав»5.

    1. Правила приема в адвокатуру.

Право на получение звания присяжного поверенного имели только те лица, которые соответствовали установленными в законе условиям. Эти условия были разделены на 2 категории – положительные и отрицательные.

По ст. 354 Учреждение судебных установлений присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25 летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование, и кроме того, пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного. Такие условия предоставляли полную возможность обеспечить классовый состав адвокатуры. В ст. 355 Учрежденного судебного устава перечислялись отрицательные условия для претендующих на звание присяжного поверенного. Присяжными поверенными не могли быть:

    1. лица не достигшие 25 летнего возраста.
    2. иностранцы.
    3. объявленные несостоятельными должниками.
    4. подвергшиеся по судебным приговорам лишения прав состояния, а так же священнослужители, лишенные духовного сана по приговору духовного суда.

Порядок поступления в присяжную адвокатуру состоял из 2 моментов: принятия и приписки. Принятие в присяжные поверенные зависело от совета; его решение – основной акт зачисления в адвокатуру.

А том случае, когда один совет отказывал просителю в принятии, это же лицо при тех же данных могло быть принято другим советом.

Приписка носила формальный характер: она осуществлялась судебной палатой на основании определения совета о принятии данного лица в число присяжных поверенных. Процесс приписки состоял из внесения фамилии принятого в списки присяжных поверенных округа, в подписи на свидетельстве, выданном советом, и в публикации о его принятии.

3. Права и обязанности  присяжных поверенных.

Судебные уставы подробно регламентировали права, обязанности и ответственность присяжных поверенных. Важное право присяжных поверенных на корпоративное устройство выражалось в том, что поверенные каждого округа судебной палаты сами из своей среды избирали совет.

Присяжные поверенные пользовались некоторыми привилегиями.

    1. правом вести гражданские дела во всех судебных установлениях без получения свидетельств на право ходатайства по чужим делам, установленных ст. 406.
    2. Правом получения вознаграждения за ведение дел по таксе, приложенной к ст. 396. Учрежденного судебного устава если между присяжными поверенными и доверителями не было заключено особого условия.
    3. Правом передавать друг другу состязательные по гражданским делам бумаги без посредства судебных приставов или судебных рассыльных.

Информация о работе Адвокатура во 2 половине XIX века