Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 08:59, контрольная работа

Описание работы

Административное право в течение последних лет существенно изменилось. Зарождение рыночных отношений в стране и их дальнейшее развитие, разделение властей, необходимость укрепления государственности, стремление создать современное правовое государство, - все это не может не вызвать потребности установления адекватного административно-процессуального обеспечения происходящих в управленческой сфере перемен.
Изменяется сегодня и институт административной ответственности, который затрагивает во многом права, свободы и интересы граждан, поэтому и является важным элементом правового статуса гражданина. Институт административной ответственности составляют материальные и процессуальные нормы. Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… . 4
1. Понятие, сущность, цели административной ответственности……………... 6
2. Структура административной ответственности……………………………… 9
3. Категории субъектов административной ответственности…………………. 11
4. Освобождение от административной ответственности……………………… 13
5. Ограничение административной ответственности от иных видов юридической ответственности………………………………………………………………….. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Файлы: 1 файл

контр раб по праву.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

4. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

  Законодательство предусмотрело возможность освобождения
нарушителя от административной ответственности, причем не только
освобождения с передачей материалов общественности на предмет
применения мер общественного воздействия, но и полного освобождения от
ответственности.

  Основания освобождения от административной ответственно­сти, предусмотренные КоАП РФ, можно подразделить на: а) об­щие и б) специальные, связанные с возрастом физического лица либо его определенным поведением.

   Общим основанием является малозначительность совершенного административного правонарушения. Согласно ст. 2.8 КоАП РФ су­дья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело, могут освободить лицо, совершившее такое правонарушение, от админи­стративной ответственности и ограничиться устным замечанием. В Кодексе не указаны критерии малозначительности, хотя очевидно, что характер правонарушения определяется с учетом всех факти­ческих обстоятельств его совершения.

   Условиями освобождения от административной ответственно­сти по этой статье являются: а) наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения; б) его малозначительный характер; в) принятие решения об освобожде­нии от административной ответственности судьей, органом, долж­ностным лицом, уполномоченным решать дело об административ­ном правонарушении. Объявленное при этом замечание не является мерой административного принуждения, влекущей за собой какие-либо юридические последствия.

   К специальным основаниям относится прежде всего возраст лица, совершившего административное правонарушение. Физичес­кое лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с учетом: а) его возраста; б) кон­кретных обстоятельств совершения административного правонару­шения; в) данных о лице, совершившем правонарушение.

   Решение об освобождении может быть принято комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с применением к пра­вонарушителю меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

   Другие специальные основания освобождения от администра­тивной ответственности предусмотрены за правонарушения, связан­ные с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

  Лицо освобождается от административной ответственности, если оно, во-первых, добровольно сдало указанные средства, а так­же их аналогии; во-вторых, обратилось в лечебно-профилактиче­ское учреждение для лечения в связи с потреблением таких средств без назначения врача; в-третьих, если лицо, признанное больным наркоманией, согласилось на направление его на медицинское и со­циальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.

   Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ, совершившего на территории РФ административ­ное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами Меж­дународного права.

    Основания освобождения от административной ответственно­сти необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправо­мерность деяния. К ним относится, в частности, крайняя необходи­мость. Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устра­нения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом инте­ресам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ОГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТ ИНЫХ ВИДОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

      Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным на то органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

       Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности.

        Выделяют следующие характерные черты и основные отличительные признаки административной ответственности в сопоставлении с другими видами юридической ответственности.

         Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права. Административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Для сопоставления - другие виды ответственности устанавливаются: уголовная - только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также законами, подзаконными актами, устанавливающими особенности положения отдельных категорий работников; материальная - законодательством о труде, гражданским законодательством и, в отдельным случаях, нормами административного права.

         Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. Для сопоставления - основаниями других видов ответственности являются: уголовной - совершение преступления; дисциплинарной - совершение дисциплинарного проступка; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.
          Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица. Для сопоставления - субъектами других видов ответственности могут быть: уголовной - физические лица; дисциплинарной - физические лица (дискутируется вопрос дисциплинарной ответственности юридических лиц); материальной - физические и юридические лица.
        Санкции (то есть меры юридической ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения, - административные взыскания. Для сопоставления - санкции при других видах ответственности: за преступления - уголовные наказания; за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания; при материальной ответственности - имущественные санкции.

        Административные взыскания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Для сопоставления - при других видах ответственности применяются: уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - наделенными дисциплинарной властью органами (администрацией) и должностными лицами, в пределах их компетенции; имущественные санкции, как мера материальной ответственности, - судами общей юрисдикции и арбитражными судами и, в отдельных случаях, в административном порядке.

         Административные взыскания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. Для сопоставления - дисциплинарные взыскания и меры материальной ответственности применяются к работникам в основном в порядке их подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.
Применение административного взыскания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание только в течение установленного срока. Для сопоставления - при других видах ответственности: лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым до погашения или снятия судимости; в число дисциплинарных взысканий включено увольнение с работы, а лицо, к которому применено дисциплинарное взыскание (кроме увольнения), считается имеющим его только в течение установленного срока.
         Дела об административной ответственности рассматриваются, и административные взыскания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Для сопоставления - при других видах ответственности: уголовные дела - в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные дела - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Под   административной ответственностью понимается   такая разновидность  юридической ответственности (наряду  с  уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными   органами   и   должностными   лицами   конкретных административно- правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

    В этом своем качестве административная ответственность сохраняет все основные  признаки  общего  понятия  юридической ответственности. При всем при этом, административная ответственность обладает рядом черт отличающих ее от других видов юридической ответственности.

         Административная ответственность  имеет  свою  специфическую  структуру (основания ответственности, субъекты отношений, возникающих  в  связи  с  её реализацией, условия её применения),  а  также  предусмотренные  в  правовом порядке меры ответственности, т.е. административные взыскания за  совершение такого рода противоправного деяния.

         Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, должностные лица и юридические лица. Будучи неразрывно связанными между собой, они составляют сложный, но в тоже время единый институт административного права в целом.

       Основными  нормативными  актами,  устанавливающими администра-тивную ответственность, являются Кодекс РФ об  административных  правонарушениях  и законы субъектов РФ об административной ответственности.

        Как  было  сказано  выше,  институт  административной   ответственности

представляет  собой  важнейшую  часть  административного  права,  не   менее

значимую, чем  та,  которую  имеют  институты  уголовной,  дисциплинарной  и

материальной ответственности в соответствующих отраслях российского права.

                   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. «Кодекс РФ об Административных правонарушениях» (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).

2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД "Зерцало-М". 2003. - С.252.

3. Матвеев С. В. Субъекты советского административного права. Свердловск, 1985. С. 157.

4.  Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000. С. 438-439.

5. Халфина Р.О.  Общее учение о правоотношении. – М., 2005г. - С. 96.

6. Юсупов В.А. Теория административного права (новая редакция – переработанная и дополненная). – М., 2007г.  – С. 112.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 



[1] Юсупов В.А. Теория административного права (новая редакция – переработанная и дополненная). – М., 2007г.  – С. 112

[2] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000. С. 438-439

[3] «Кодекс РФ об Административных правонарушениях» (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

[4] Матвеев С. В. Субъекты советского административного права. Свердловск, 1985. С. 157.

[5] Халфина Р.О.  Общее учение о правоотношении. – М., 2005г. - С. 96

[6] Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД "Зерцало-М". 2003. — С.252.

 


Информация о работе Административная ответственность