Внешний государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Многих людей волнует проблема долгового бремени нашей страны. Во времена Горбачева-Ельцина наша страна активно занимала деньги на западе. Как оказалось, они нам не пошли впрок. Теперь, когда экономика России наконец стала подниматься, высказываются опасения, не помешает ли долговая проблема экономическому росту. Особую тревогу вызывает 2003 год, когда придется выплачивать зарубежным кредиторам около 19 млрд. долларов

Содержание работы

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2
1. История государственного долга- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2
2. Внешний государственный долг РФ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
2.1. Понятие государственного долга - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
2.2. Оценка емкости государственных долговых обязательств - - - - 5
2.3. Рынок внешнего долга РФ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6
2.4. Ценообразование - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9
2.5. Влияние внешнего долга на национальную экономику - - - - - - 10
2.6. Современная ситуация на рынке государственного долга - - - - 12
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 20

Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 25

Файлы: 1 файл

Курсовая - экономика - внешний гос долг РФ.DOC

— 391.50 Кб (Скачать файл)

В 2001 страна начала погашать свои внешние долги в полном объеме. К апрелю погасили и возникшую задолженность перед Парижским клубом. Это положительно сказалось на темпах роста национальной экономики. Как бы парадоксально это ни выглядело на первый взгляд, но выплаты по долгам оказали стимулирующее воздействие на национальное производство. С мая–июня 2001 темпы прироста производства после длительного периода снижения начали вновь увеличиваться.

 

 

 

Чистые платежи по внешнему долгу (полные платежи минус  внешние кредиты) в % к ВВП и экономический рост в странах, страдающих от "голландской болезни"

(сальдо счета текущих операций  более 5% ВВП, коэффициент монетизации  ниже 25% ВВП)

   

Страна, год

Темпы прироста ВВП, %

Годовые чистые платежи по внешнему долгу в % к ВВП

Ботсвана 1991

-  1,0  

- 12,0  

Ботсвана 1995

   5,0  

-   6,0  

Ботсвана 1996

   4,0  

-   7,0  

Ботсвана 1997

   4,6  

-   3,7  

Венесуэла 1996

   2,4  

     -    

Габон 1994

   3,3  

    0,5  

Габон 1996

   8,3  

-   0,5  

Киргизия 1998

   5,0  

    2,0  

Колумбия 1991

   2,0  

    3,0  

Монголия 1993

   7,5  

    2,7  

Монголия 1994

   7,3  

    2,5  

Монголия 1997

   5,0  

    3,0  

Нигерия 1990

   5,4  

    3,2  

Нигерия 1996

   5,6  

    3,8  

Нигерия 1997

   9,0  

    4,0  

Оман 1990

   3,0  

    3,8  

Парагвай 1990

   3,3  

    4,8  

Россия 1999

   3,7  

    5,0  

Россия 2000

   8,2  

    5,4  

Россия 2001

   7,3  

    6,0  

Хорватия 1994

   8,5  

    8,0  


 

 

 

В 1992-1999 годах советские  долги на сумму в 91 млрд. долл. были реструктуризированы, причем просроченные процентные платежи в 19,7 млрд. долл. Были переоформлены в новый долг, на который начали начислять проценты. За те же годы российское правительство получило новые займы на сумму 74,3 млрд. долл. И осуществило платежи на 45,7 млрд. долл. Тем не менее, за эти 9 лет общий объем государственного внешнего долга возрос на 83,6 млрд. долл. – с 67,8 млрд. на конец 1991 года 151,4 млрд. долл. На конец 1999 – за счет платы за реструктуризацию и капитализации процентов. 

 


 

 


 

 

Заключение

 

 

Когда готовился бюджет 2002 года, экономисты активно обсуждали, как распорядиться  дополнительными доходами государства, полученными в результате высоких мировых цен на нефть. Сейчас главная тема в дискуссиях – как повлияет нестабильность на мировых сырьевых рынках на российскую экономику? Как защитить экономический рост от внешних шоков? Что будет с нефтяными ценами? Никто не берется предсказать, как поведут себя сырьевые рынки, от состояния которых сильно зависит Россия.

Предложения о создании стабилизационного  фонда пока не реализованы.

Планируется создание финансового  резерва, однако это не совсем то, что стабилизационный фонд, который формируется и средства которого используются по четким правилам, прописанным в законе, или соответствующим решениям исполнительной власти. Средства стабилизационного фонда являются прозрачными, доступными для парламентского и общественного контроля. Эти средства можно использовать тогда, когда цены экспортных товаров падают ниже определенной критической отметки.

Такими характеристиками наградить  наш будущий финансовый резерв пока нельзя. Удержаться ли власти от соблазна потратить средства резерва на текущие нужды или нет, ограничений на этот счет пока не установлено.

Тем не менее, к созданию стабилизационного фонда Россия  все равно придет – рано или поздно.

 

 

Приложение

 

Прогноз на 2002 год

 

Этот год мы закончим с весьма приличными показателями. Далее – перспективы менее радужные.

В проекте бюджета-2002 заложено значительное увеличение непроцентных расходов, увеличение, заметно опережающее реальный рост экономики. В то же время ожидаемый рост реального эффективного валютного курса опережает прогнозируемый рост производительности труда. В результате конкурентоспособность национальной экономики неизбежно снизится. Рост издержек также усугубляется дополнительными затратами на обеспечение безопасности – как следствие терактов в США, военных действий в Афганистане.

Кроме того, не факт, что удастся  удержать прогнозируемые темпы инфляции, поскольку в последние месяцы прекратилось снижение скорости денежного обращения на фоне сохранения прежних темпов прироста денежной массы.

 

 

Статистические  данные

 

По расчетам специалистов Института  экономического анализа, если использовать дополнительные доходы от благоприятного изменения условий внешней торговли для досрочного погашения долговых обязательств 2003 г., то можно полностью срезать пик внешнего долга, а заодно и менее выраженные пики 2005 и 2008 гг.  И тогда в ближайшие 5 лет – независимо от будущих цен на нефть – реальная долговая нагрузка на российскую экономику  и бюджет будет не больше, чем ее фактический уровень в 1999 г., первом году после августовского кризиса. После 2005 г. долговая нагрузка начнет плавно снижаться. Этот сценарий реален даже при существенном падении цен на нефть, даже при снижении до среднего уровня последнего десятилетия: 17–18 дол. за баррель и даже ниже. (К примеру, в декабре 1998 г. – феврале 1999г. баррель российской нефти стоил 7 – 8 долларов).

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

Долговое бремя РФ в реальном выражении

 
       

1998

1999

2000

2001

Платежи по внешнему долгу, млрд. дол.

8,9

9,4

10

14,5

Экспорт нефти, необходимый  для получения 1 млрд. дол., млн т

13,3

9,5

5,7

6,3

Экспорт нефти, необходимый  для осуществления всех платежей по внешнему долгу, млн т

119

90

57

91

То же в % ко всему экспорту нефти

87

67

40

58

Весь объем экспорта нефти, млн т

137

135

145

156


 

 

Данные о максимальных платежах по государственному внешнему долгу в 1981 – 1999 гг. показывают, что только в 43 случаях из 200 существенные выплаты по внешним долгам (свыше 3,6% ВВП) сопровождались отрицательными темпами экономического роста. В остальных случаях (157 из 200) темпы экономического роста были положительными, причем в 63 случаях они превышали 5%, а в 34 – 7% в год.

 

 

 

Чистые платежи  по государственному внешнему долгу (годовые  данные на 1981 - 1999 гг.)

             

страны и годы

чистые долговые платежи 

(в % к ВВП)

темпы прироста ВВП (%)

страны и годы

чистые долговые платежи

(в % к ВВП)

темпы прироста ВВП (%)

1

Ямайка 86

15,53

1,7

118

Панама 85

4,93

4,9

2

Конго 96

12,38

4,3

119

Маврикий 83

4,92

5,9

3

Конго 94

11,74

-5,5

120

Чили 89

4,90

10,6

4

Малайзия 88

11,53

9

121

Венгрия 90

4,89

-3,5

5

Нигерия 92

11,24

2,9

Россия 2003**

4,88

4

6

Никарагуа 91

11,12

-0,2

122

Венесуэла 84

4,88

-1,4

7

Венгрия 96

10,63

1,3

123

Тринидад 95

4,88

4

8

Гайана 89

10,54

-3,3

124

Нигерия 95

4,87

2,6

9

Панама 92

10,51

8,2

125

Коста-Рика 88

4,84

3,4

10

Габон 99

10,39

-9,6

126

Гондурас 95

4,82

4,1

+

+

+

+

127

Иордания 92

 

17

98

Оман 90

5,25

8,4

+

+

+

+

99

Иран 96

5,24

6,7

178

Тринидад 91

3,90

2,7

100

Гайана 99

5,24

3

179

Уругвай 87

3,90

7,9

101

Ангола 98

5,23

3,1

180

Фиджи 91

3,89

-2,7

Россия 2003*

5,19

2,6

181

Россия 2000

3,81

8,3

102

Марокко 93

5,18

-1

182

Колумбия 92

3,81

4

103

Филиппины 87

5,14

4,3

183

Коста-Рика 87

3,80

4,8

104

Алжир 93

5,14

-2,1

184

Венгрия 95

3,79

1,5

105

Коста-Рика 90

5,11

3,6

185

Чили 86

3,79

5,6

106

Барбадос 87

5,11

2,6

186

Тринидад 90

3,78

1,5

107

Алжир 91

5,10

-1,2

187

Чили 93

3,77

7

108

Сейшел. о-ва 89

5,08

10,3

188

Свазиленд 88

3,77

6,6

109

Чили 90

5,08

3,7

189

Маврикий 89

3,76

5,8

110

Мавритания  99

5,04

4,1

190

Тринидад 96

3,73

3,8

111

Мальдивы 99

5,04

9,3

191

Оман 87

3,73

-4,1

112

Филиппины 88

5,00

6,8

192

Фиджи 86

3,72

8,1

113

Уругвай 88

4,98

1,5

193

Уругвай 86

3,71

8,9

114

Нигерия 88

4,97

9,9

194

Алжир 82

3,71

1,6

115

Габон 97

4,97

5,7

195

Свазиленд 90

3,70

8,9

116

Чили 95

4,95

10,6

196

Кот д'Ивуар 98

3,68

5,8

117

Гайана 92

4,93

7,8

197

Россия 1999

3,68

5,4

* Пессимистический прогноз

** Оптимистический прогноз


 

Список литературы

1)  Гарант  максимум (компакт диск) версия от  04.05.2001

2)  Гарант (на  двух дисках) версия от  06.09.2001

 

3) Костюк  В.Н. История экономических учений. Курс лекций.   М: Центр. 1997.

 

4) Судебное право (компакт  диск) – выпуск 2

 

5) Экономика и жизнь (октябрь  2001, № 43 [8893]) 

 

6) Алферов В. «Рынок  внешнего долга России», «Рынок  ценных бумаг», №1/1996.

 

7) Колчин С. «Внешний  долг России», «Власть» №9/1996.

 

8) Рыбалко Г.П. «О внешних заимствованиях России», «Финансы», №7/1995.

 

9) Симановский А.Ю. «Государственный  долг: бремя цивилизации», «Деньги  и кредит», №6/1996.

 

10) Статистические данные  о рынке государственных ценных  бумаг, сервер Центрального Банка  РФ.

 

11) Тихонов А. «Долги  Российская империя отдавала всегда», «Рынок ценных бумаг», №1/1996.

 

12) Торгово-промышленная Палата РФ. Доклад за 1996 год, сервер Российской информационной сети делового сотрудничества.

 

13) Чепурин М.Н., Киселева  Е.А. – Курс экономической теории, изд. «ФСФ». – Киров 1995.

* Доходы – 2,125 трлн. руб.

Расходы – 1,047 трл – 1,047 трлн. руб.

Объемы финансирования национальной обороны увеличены до 284,2 млрд. руб.

Правоохранительная деятельность увеличена до 173,69 млрд. руб.

* Реальный валютный курс в отличие от нормального, с которым его иногда смешивают, показывает соотношение не только рубля и доллара, но и темпов внутренней инфляции в России и США. А реальный эффективный валютный курс учитывает соотношения курсов валют и темпов инфляции в странах – основных торговых партнерах России.


Информация о работе Внешний государственный долг РФ