Внебюджетные фонды как составная часть системы финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 16:33, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – определить место и значимость внебюджетных фондов, а также развитие системы внебюджетных фондов в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «внебюджетные фонды».
2. Рассмотреть пути создания, источники формирования и особенности внебюджетных фондов.

Файлы: 1 файл

Финансы курс..docx

— 87.99 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Внебюджетные фонды – специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения. В современных условиях внебюджетные фонды выступают механизмом перераспределения национального дохода.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Объектом исследования являются внебюджетные фонды в целом, а предметом – внебюджетные фонды социального назначения и механизм их функционирования, так как с момента своего создания они занимают ведущую позицию.

Цель данной курсовой работы – определить место и значимость внебюджетных фондов, а также развитие системы внебюджетных фондов в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия  «внебюджетные фонды».

2. Рассмотреть пути создания, источники формирования и особенности  внебюджетных фондов.

3. Описать функции, доходы  и расходы Пенсионного фонда  РФ, Фонда социального страхования  РФ, Федерального и территориального  фондов обязательного медицинского  страхования.

4. Изучить перспективы и новое направление развития и совершенствования деятельности внебюджетных фондов .

Достижение основной цели и решение задач осуществляется при помощи таких методов как анализ, синтез и сравнение.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе раскрыто понятие внебюджетных фондов, рассмотрены пути создания, источники формирования, особенности внебюджетных фондов. Также приведена их классификация, определены функции и роль внебюджетных фондов. Вторая глава – практическая. Она посвящена вопросам, связанным с функционированием внебюджетных фондов социального назначения в России. Третья глава раскрывает перспективы и новое направление развития и совершенствования деятельности внебюджетных фондов.

Список литературы включает 25 источников. К ним относятся нормативно-правовые акты, различные учебные пособия, статьи из журнала «Финансы», а также материалы Интернет (сайты Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, электронные словари).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика внебюджетных фондов

    1. Внебюджетные фонды как составная часть системы финансов

Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

1) выделение из бюджета  определенных, особо значимых расходов  с соответствующими бюджетными  источниками финансирования;

2) формирование фондов  с собственными источниками доходов.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

1) специальные налоги  и сборы;

2) бюджетные средства. Эти  средства переводятся во внебюджетные  фонды в виде субсидий и  субвенций либо в форме отчислений  от налоговых доходов;

3) заемные средства, привлекаемые  для решения конкретных задач.

Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе финансов.

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязи с финансами субъектов хозяйствования – при уплате организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджетом – при получении ассигнований на некоторые целевые расходы.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти и органов местного самоуправления.

  Особенностями внебюджетных фондов является то, что они:

- вводятся органами государственной  власти и имеют строгую целевую  направленность. За расходами фондов, имеющих узкоцелевую направленность, закрепляются соответствующие источники доходов. При использовании внебюджетных фондов не применяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов, характерный для бюджетов, при котором средства обезличиваются и нет четкого закрепления видов доходов и направлений их расходования;

- фонды формируются преимущественно  за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

- средства фондов являются  государственной собственностью, не  входят в состав бюджетов и  других фондов и не могут  изыматься на цели, прямо не  предусмотренные законом;

- средства фондов расходуются  по распоряжению правительства  или уполномоченного им органа (Правление фонда);

Итак, внебюджетные фонды выступают самостоятельным звеном системы финансов. Основным признаком, характерным для внебюджетных фондов и отличающим их от бюджетов, является то, что они имеют целевое назначение. (Приложение 1)

    1. История возникновения внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой – в рамках реформы социальной защиты населения.

В системе финансов бывшего Советского Союза, куда входила и Россия (бывшая РСФСР), не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов. Бюджет государственного социального страхования, который формировался с 1938 г., входил в состав государственного бюджета СССР.

С учетом опыта европейских государств, свидетельствующего о неэффективности финансирования социальных затрат из бюджета в условиях  экономического кризиса, Правительство РФ приняло решение о реформировании системы социальной защиты населения России. Был ликвидирован бюджет государственного социального страхования, упразднен ряд социальных статей бюджета, а взамен созданы новые государственные финансово-кредитные учреждения, на которые возлагается обязанность обеспечить финансовую гарантию конституционных прав граждан на социальную защиту. Новые структуры получили название государственных внебюджетных фондов.

Предполагалось, что внебюджетные фонды в качестве инструмента мобилизации и использования государственных финансовых ресурсов будут иметь следующие преимущества по сравнению с бюджетом :

1) обеспечение целевого  использования мобилизованных доходов;

2) гарантия возможности  оперативного анализа и корректировки  доходов и объемов их использования, определения дефицита (профицита) средств  бюджета фонда;

3) возможность гибкого  управления финансовыми ресурсами  общества путем создания новых  фондов и ликвидации фондов, утративших  актуальность.

Кроме того, важное требование к внебюджетным фондам – это определить оптимальную продолжительность их функционирования, она зависит от сложности и характера задач, для которых создается фонд. Государственные внебюджетные фонды социального назначения формировались в течение 1991-1993 гг. на основании постановлений Правительства, Верховного Совета РСФСР, указов Президента с учетом принятых федеральных законов. В настоящее время в России функционируют только три государственных внебюджетных фонда социального назначения – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, средства которых используются в качестве дополнительного источника финансирования социального обеспечения населения.

    1. Классификация, функции и роль внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды многообразны, они различаются по цели своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств и т.п. По признаку целевой  направленности использования средств внебюджетные фонды можно представить в виде двух групп

1) внебюджетные фонды  социального назначения (для финансирования  социальных расходов – выплаты  пенсий, пособий и т.п.);

2) внебюджетные фонды  межотраслевого и отраслевого (экономического) назначения (для обеспечения строительства  жилья, дорог, природоохранных мероприятий  и т.п.).

По уровням управления (определяются государственным устройством страны) :

1) федеральные;

2)  региональные;

3) местные.

Как и бюджет, внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития. Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики.

Роль внебюджетных фондов в общественном развитии в современном мире достаточно велика и определяется результатом действия их функций.

           Итак, внебюджетные фонды многообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. Выполняя распределительную и контрольную функции, они содействуют достижению социального равновесия и оказывают положительное влияние на экономическую ситуацию.

Таким образом, в настоящее время  в России функционируют лишь государственные внебюджетные фонды социального назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и перспективы их решения

2.1. Пенсионный фонд РФ

Среди фондов социального назначения одним из самых важных и значимых по своим количественным параметрам является Пенсионный фонд.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ

Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда находятся в государственной собственности РФ.

К функциям Пенсионного Фонда Российской Федерации относятся:

- аккумуляция страховых  взносов;

- финансирование расходов, предусмотренных законом о Фонде;

- организация работы по  взысканию с работодателей и  граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

- контроль за своевременным  и полным поступлением страховых  взносов, правильным и рациональным  расходованием средств Фонда;

- организация и ведение  индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

- участие в разработке  и реализации межгосударственных  и международных договоров и  соглашений по вопросам пенсий  и пособий;

Доходы ПФР формируются за счет следующих источников:

- отчисления от единого  социального налога;

- отчисления от единого  налога по специальным режимам  налогообложения;

- страховые взносы на  обязательное пенсионное страхование;

- доходы от размещения  сумм страховых взносов на  накопительную часть трудовой  пенсии;

- средства федерального  бюджета;

- добровольные взносы  физических лиц и организаций;

- доходы от размещения (инвестирования) временно свободных  средств обязательного пенсионного  страхования;

- суммы пеней и иных  финансовых санкций;

- другие источники, не  запрещенные законодательством  РФ. (Приложения 3)

Расходы ПФР можно разделить на следующие группы:

- по обязательному пенсионному  страхованию;

- по государственному  пенсионному обеспечению;

- на дополнительное пенсионное  обеспечение;

- на финансовое и материально-техническое  обеспечение деятельности фонда;

- прочие расходы.

Значительную часть (80 – 90%) расходов ПФР занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию. Они включают в себя выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций.

Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по  государственному пенсионному обеспечению. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров (Приложение 2).

Информация о работе Внебюджетные фонды как составная часть системы финансов