Толкование норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Право является системой общеобязательных, формально определенных правил поведения общественного характера (норм права), которые в установленном порядке санкционируются или формулируются государством и обеспечиваются возможностью применения государственного принуждения.
Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества вол

Файлы: 1 файл

Толкование курсач.docx

— 65.75 Кб (Скачать файл)

Толкование  как специфическая юридическая  деятельность имеет важное значение для правового регулирования, является необходимым условием существования и развития права.

Оно выполняет  следующие функции:

1) Познавательная  функция. Она из самого содержания, сути толкования, в ходе которого  субъекты познают право, содержание  правовых распоряжений.

2) Конкретизационная функция. При толковании правовые распоряжения чаше всего конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств (особенно ярко эта функция проявляется в процессе функционального толкования).

3) Регламентирующая  функция. Толкование в форме  официального разъяснения как  бы завершаются процесс нормативной  регламентации общественных отношений.  Это означает, что граждане и  организации, а также органы  государства и должностных лиц,  которые применяют право, должны 

4) Правообеспечивающая функция. Некоторые акты толкования выдаются для обеспечения единства и эффективности практики.

5) Сигнальная  функция. Толкование нормативных  актов позволяет найти их недостатки  технического и юридического  характера. Это является «сигналом»  для законодателя про необходимость  усовершенствования соответствующих  норм.

В конечном счете, толкование как юридическая деятельность служит задачам обеспечения законности и повышения эффективности правового регулирования. В современных условиях его актуальность значительно возросла. Это объясняется тем, что в последнее время законодательство обновилось, в нем появились новые нормы и целые отрясли, разделы права. Правотворчество теперь осуществляется по другим принципам, применяются новые юридические термины и конструкции, совсем другой тип регулирования. В законодательной практике все шире используется иностранный опыт. В этих условиях толкование и должно сыграть свою роль как самый важный инструмент познания, реализации и усовершенствования права.

Интерпретационные акты. Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют интерпретационные  акты (акты толкования), которые можно  обозначить как правовые акты компетентных государственных органов, которые  содержат результат официального толкования.

В первую очередь, нужно обозначить, что данные акты являются правовыми. Они выдаются компетентными государственными органами, имеют обязательный характер, формально  закреплены, их реализация обеспечивается.

По другим же признакам интерпретационные  акты довольно сильно отличаются от нормативных и правоприменительных.

Нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный  только толкует, поясняет эти нормы. Иначе говоря, толкование при всей своей значимости не может «действовать»  на нормы, а интерпретатор не может  заменить законодателя. Не имея норм права, интерпретационный акт не отделен  от толкованного нормативного акта. Они  разделяют общую участь: при потере нормативным актом юридической  силы теряет значение и интерпретационный  акт. От правоприменительного акта интерпретационный  отличается тем, что первый связан с  решением конкретного дела, а последний  имеет общий характер. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Акты толкования: понятие, признаки, виды.

3.1.Понятие  актов толкования.

Деятельность по толкованию норм права объективируется вовне в виде определенных актов. Такие акты и называются актами толкования. Естественно, что наибольший интерес для исследователей представляет официальное толкование и его акты. Так как данный вид толкования непосредственно влияет на процессы правоприменения, его результаты обязательно должны быть представлены в письменном виде и иметь четко регламентированную структуру и форму.

Чтобы наиболее полно представить себе понятие об акте официального толкования необходимо ближе познакомится с  праворазъяснительным процессом, результатом которого собственно и является сам акт толкования. Праворазъяснительная деятельность представляет собой интеллектуально-волевую деятельность по истолкованию, изложению и доведению до сведения других субъектов познанной процессе уяснения государственной воли, содержащейся в норме права. Это представляется тем более важным, если взглянуть на правоприменительный процесс с точки зрения Осяпина Б.А., который считает, что «…прямое действие происходит не через саму норму, а через идею, заложенную в этой норме…»[7]. Невозможно с этим не согласится, так как способы выражения идей, заложенных в правовых нормах могут быть подобраны не совсем корректно, и иметь либо более широкий смысл, либо быть уже, чем их словесная форма. Итак, в самом праворазъяснительном процессе можно выделить несколько стадий, которые он проходит, прежде чем появится акт толкования. 

[7] Проблемы толкования конституционных положений / Б.А. Осипян / / Конституционное и муниципальное право. – 2007. – №7. – С.26 – 30.

Первой  стадией является праворазъяснительная инициатива, служащая поводом к началу праворазъяснительного процесса. Граждане, должностные лица, органы государства и общественные организации в связи с возникшей неясностью в процессе реализации правовых норм обращаются в компетентные органы (если речь идет об официальном толковании) с ходатайством о даче разъяснения по возникшему правовому казусу. Так же орган, в компетенцию которого входит толкование законов, вправе положить начало разъяснительного процесса по собственной инициативе.

На второй стадии происходит обобщение юридической  практики проверка необходимости в  даче разъяснения законодательства. Можно сказать, что на данной стадии происходит обоснование акта официального толкования. В случае необходимости  в даче такого разъяснения на данном этапе так же определяют конкретный круг вопросов, объем и характер будущего разъяснения.

Третьей стадией является выработка и  обсуждения текста разъяснения. Это  центральный этап праворазъяснительного процесса. Данную стадию можно разделить на две части: в первой уясняется подлинная воля законодателя, во второй отмечаются моменты неверного понимания и неверной реализации правовых норм.

На четвертой  стадии после того как текст выработан  и обсужден, он (текст) принимается  и утверждается. Чаще всего принятие текста происходит простым большинством голосов, т.е. имеет место коллективный порядок принятия. Но возможет так  же и единоличный процесс утверждения.

Пятая стадия – опубликование акта толкования – заканчивает праворазъяснительный процесс. Опубликование может проводиться в разнообразных юридических сборниках, газетах, журналах и т.п.

Таким образом, процесс создания праворазъяснительного акта проходит в несколько этапов, на каждом из которых (за исключением возможно этапа праворазъяснительной инициативы) происходит формирование акта толкования. Так же рассмотренный выше процесс относиться только к официальному толкованию.

3.2 Виды актов толкования.

Как определенный вид юридической деятельности толкование предполагает наличие субъекта (деятеля), результат деятельности и совокупность рациональных приемов деятельности, призванных обеспечить должный результат. В зависимости от субъектов, толкование бывает:

1. Официальное – сформулированное в специальном акте уполномоченным органом, имеющее юридически обязательную силу для всех, кто применяет разъясняемые нормы.

2. Нормативное, которое неотделимо от правовой нормы, распространяется на широкий круг общественных отношений.

3. Аутентичное – содержание нормы толкуется тем органом, который ее установил, т.е. автором нормы.

4. Легальное – общеобязательное толкование нормы осуществляется органом, который данную норму не устанавливал, но уполномочен законом ее толковать.

5. Казуальное (индивидуальное), обязательное только для конкретного случая и для лиц, в отношении которых оно проводится.

6. Судебное – осуществляется судебными органами при рассмотрении конкретных дел.

7. Административное – осуществляется министерствами, ведомствами, местной государственной администрации.

8. Неофициальное толкование исходит от лиц, не имеющих на то официальных полномочий, и не обладающее юридически обязательной силой.

9. Доктринальное, базируется на знании и глубоком понимании закономерностей правового регулирования, роли права в организации общественной жизни и т.д.

10. Компетентное (профессиональное) – дается юристами-специалистами.

11. Повседневное (бытовое) толкование дается гражданами. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта.

Результатом толкования должна быть однозначность  и полная ясность смысла нормы  права. Особенность толкования по объему обусловлена его связью с конечным результатом уяснения и разъяснения  смысла правовых норм, от которого зависит  практический эффект толкования. В  связи с результатом толкования различают:

1. Распространительное толкование–действительное содержание шире ее буквального текста.

2. Ограничительное толкование – действительное содержание нормы уже ее текстуального выражения.

3. Буквальное толкование – действительное содержание нормы соответствует буквальному тексту.

Естественно, нормы  права толкуются адекватно (буквально). Ограничительное и распространительное  толкование применяется при расхождении содержания толкуемой нормы и ее текстуального выражения, что является исключением из общего правила 

Виды актов  толкования. Интерпритационные акты можно классифицировать по различным основаниям:

1.   По форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования всегда имеют свою структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, инструкции и т.д.).

2.   По юридической значимости различаются акты нормативного толкования и казуального. Как ранее уже отмечалось, акты нормативного толкования распространяют своё действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на многократное применение, в этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц (индивидуализированы).

3.   Юридическая сила и сфера его действия определяется местом органа, его издавшего.

4.   Акты толкования могут быть аутентичными или легальными. Если акт применяет или толкует один и тот же субъект, то это аутентичное толкование. Если норму права толкует субъект, который на это управомочен – это легальные акты.

5.   Возможно, рассматривать акты толкования и по отраслям права. Например, уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и др. 

Многообразие  актов толкования обусловлено многообразием  юридических норм, а в конечном счете общественных отношений, которые регулируются этими нормами. Сама жизнь диктует необходимость издания подобных актов на всех уровнях государственного управления. Потребность в толковании возникает всюду, где действует, функционирует право.

3.3 Признаки актов толкования.

Так как  органов, имеющих право на официальное  толкование довольно много (это и  органы государственной власти, и  органы государственного управления, суд, прокуратура, общественные организации), то все существующие акты толкования образуют сложную, но однородную подсистему актов официального толкования в  системе правовых актов. Таким образом, среди всего их многообразия можно  выделить ряд общих признаков.

Во-первых, акты официального толкования, являясь  формой выражения юридической деятельности компетентных органов, обладают государственной обязательностью. Непосредственным результатом такой обязательности является установление определенного порядка в правоотношениях. Во-вторых, акты официального толкования имеют форму, аналогичную другим правовым актам. Являясь актами толкования, они не перестают быть правовыми актами. В-третьих, акты официального толкования обладают иерархичностью. Это означает, что различные по юридической силе акты находятся в определенном соподчинении между собой. Это объясняется системностью нормативных актов, т.е. одни юридические акты имеют больше юридической силы, чем другие. Акты официального толкования имеют аналогичную структуру.

Информация о работе Толкование норм права