Теоретические основы формирования налоговых доходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
изучение сущности налоговых доходов федерального бюджета;
анализ формирования налоговых доходов федерального бюджета;
определение оптимизации налоговых доходов федерального бюджета.

Файлы: 1 файл

Налоговые доходы феденрального бюджета курс.01.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)



 

Таким образом, можно говорить о том, что в 2008-2010 годах наблюдается реальный рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ – доходы за рассматриваемый период в сопоставимых ценах возросли в 1,2 раза.

В целом в 2008-2010 годах  наблюдается достаточно равномерный  рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Наибольший скачок налоговых  доходов произошел в 2008 году [10, C.45].

Изучим динамику отдельных  видов налогов. Она представлена в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Динамика отдельных видов налоговых доходов в 2008-2010 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)

Показатели

2008

2009

2010

Налоговые доходы всего в текущих ценах

7058,4

8680,8

10656,7

из них:

- налог на прибыль организаций

 

1332,9

 

1670,6

 

2172,0

- НДФЛ

707,1

930,4

1266,6

- НДС

1472,2

1511,0

2261,7

- акцизы

253,7

270,6

254,4

- налог с продаж

0,3

-

 

- налоги на совокупный доход

77,5

95,9

123,7

- налоги на имущество

253,1

310,9

411,2

- платежи за пользование природными ресурсами

1001,6

1281,6

1317,5

- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

1622,8

2237,4

2322,9

- единый социальный налог

267,9

316,0

405,1

- прочие налоги и сборы

69,3

56,4

121,6




 

Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается как рост налоговых доходов консолидированного бюджета в целом, так и большинства статей его налоговых доходов. Так стабильный рост наблюдался по следующим статьям доходов – налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от внешнеэкономической деятельности. По большинству других статей доходов также наблюдается рост, но с небольшими колебаниями, что связано, главным образом с изменениями в бюджетно-налоговой политике, происходившими в анализируемом периоде.

Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются в размере 13% по всем видам доходов и для всех категорий плательщиков, за исключением доходов, по которым установлены иные ставки.

Анализ динамики структуры  налоговых платежей бюджета РФ показывает, что в период формирования рыночных экономических отношений, когда  налоговая система имела ориентацию на косвенное обложение, подоходный налог с физических лиц не играл существенной регулирующей роли в налоговой системе.

Как видно из приведенных  в таблице 3 данных, колебания доли указанного налога в доходах консолидированного бюджета РФ незначительны, что характеризирует его как стабильный налог.

 

Таблица 3

Динамика структуры  основных налоговых поступлений  в бюджетную систему Российской Федерации, %

Виды налогов

2008

2009

2010

НДС

25,9

26,4

24,1

Налог на прибыль

19,3

15,8

13,5

Акцизы

7,6

10,2

11,2

НДФЛ

10,9

10,8

11,2


 

Проанализировав поступления  доходов в консолидированный  бюджет Российской Федерации за 2008-2010 гг. (рис. 4) можно выявить, что регулирующая роль НДФЛ в налоговой системе с каждым годом увеличивается.

Рис. 4. Поступление доходов в консолидированный бюджет РФ за 2008-2010 гг

Не смотря на то, что  налог на доходы физических лиц кажется  наиболее предсказуемым и стабильным из всех входящих в российскую налоговую  систему налогов, но это не говорит  о том, что данный налог лишен  каких-либо проблем. Например, можно рассмотреть такую проблему как «плоская шкала» налогообложения, которая не способствует выполнению налогом распределительной функции. По данным Росстата, почти половина денежных доходов населения концентрируется у группы людей с наиболее высокими доходами. Резкое снижение ставки подоходного налога с 2001 г. для этой группы еще более усилило и продолжает усиливать расслоение общества по уровню обеспеченности. Расслоение населения по уровню доходов становится угрожающе катастрофическим [11, C.71].

 

3. Оптимизация налоговых доходов федерального бюджета

3.1. Налоговая политика РФ на  современном этапе

Несовершенство налоговой  системы является одним из факторов на пути развития экономики и предпринимательства. Налоговая система РФ долгое время (в течение 1990-х гг.) являлась фактором, сдерживающим экономическое развитие страны.

Масштабы фактической  мобилизации доходов в бюджетную  систему, достигаемые ценой огромных потерь, для социально-экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом направлено на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес. Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной развитой стране. Высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений [6, C.34].

При неблагоприятном  в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют  в формировании государственных  доходов. Налоговая политика сосредоточена  преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.

Нгуен Суан Тханг в  книге «Методологические подходы к формированию налоговых доходов бюджета: зарубежный опыт» пишет, что, невзирая на множество способов и методов прогнозирования бюджетных доходов, они являются, как правило, результатом усовершенствования известных и достаточно распространенных общих подходов к прогнозированию, в том числе путём органического сочетания нескольких методик, которые Россия должна учитывать.

 В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:

- создание стабильной и ясной налоговой системы;

- формирование стимулов  к повышению собираемости налогов;

- создание благоприятных  условий для повышения эффективности  производства;

- укрепление доходной  части бюджета.

В качестве основных результатов  бюджетной политики в 2010 г. и в начале 2011 г. было отмечено, что бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010 - 2011 гг. экономический рост стабилизировался на уровне около 4%, удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.

Также были внесены изменения  в налоговое законодательство РФ, направленные на осуществление инноваций, расширена поддержка исследований и разработок, ведется плановая работа по созданию инновационного центра "Сколково", а также по реализации других проектов, одобренных Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Были отмечены успехи в социальной сфере - рост пенсий и  пособий, обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, успехи в реформировании системы государственных и муниципальных закупок, начался переход на программный принцип формирования федерального бюджета.

В Бюджетном послании были определены следующие основные проблемы бюджетной политики:

- отсутствие полной  настроенности государственной  политики, в том числе в бюджетной  и налоговой сферах, на стимулирование  инновационного развития страны: не завершено формирование условий  для модернизации экономики и  изменения модели экономического роста;

- неэффективность принимаемых  в ручном режиме мер (в качестве  примера приведены сложности  применения новых механизмов  поддержки инноваций, предусмотренных  налоговым законодательством РФ (повышенная амортизационная премия, дополнительный коэффициент к затратам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы));

- существование барьеров, препятствующих созданию хозяйственных  обществ, занимающихся внедрением  результатов интеллектуальной деятельности, в частности отсутствие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов с существенной долей участия бюджетных учреждений и проблемы управления интеллектуальной собственностью;

- проблемы, связанные  с формальным подходом к внедрению  новых механизмов оказания и  финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг;

- инерционность планирования  и увеличения расходов без  оценки их реальной отдачи  и соответствия целям государственной  политики в условиях конъюнктурно  высоких цен на нефть. Это  является одним из факторов высокой инфляции и сохранения бюджетного дефицита [9, C.32].

Интересно, что одной  из основных проблем бюджетной политики было названо повышение ставки страховых  взносов до 34%, а точнее, негативные последствия, которые это повышение  повлекло. Отрицательные финансовые последствия глобального экономического кризиса не позволили сбалансировать принятое решение о повышении с 1 января 2011 г. суммарной ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 26 до 34 процентов мерами по частичной компенсации возросшей финансовой нагрузки на работодателей, что оказало негативное влияние на перспективы экономического роста.

3.2. Мероприятия по оптимизации  налоговых поступлений в федеральный  бюджет

 

 В 2011 г. и среднесрочной перспективе  должно быть обеспечено решение семи основных проблем в области налоговой политики:

1) введение в действие  начиная с 2012 г. новых правил  регулирования трансфертного ценообразования  в налоговых целях, предоставление  возможности крупным холдингам  исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга (ввести в законодательство РФ институт консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций);

2) завершение подготовки  к введению местного налога  на недвижимость по мере готовности субъектов РФ начать взимание данного налога в 2012 г.;

3) инвентаризация установленных  федеральным законодательством  льгот по региональным и местным  налогам и оценке их эффективности:  по налогу на имущество организаций  и земельному налогу;

4) систематизация действующих  льгот и их оценка на предмет  согласованности и проблем администрирования,  выявление налоговых льгот, которые  наиболее актуальны в целях  модернизации производства и  внедрения инноваций;

5) совершенствование  механизмов налогообложения нефтяной и газовой отрасли, табачной и алкогольной продукции;

6) последовательное устранение  элементов налоговой системы,  которые препятствуют инновационному  развитию:

- внесение изменения  в порядок применения амортизационной  премии, с тем чтобы при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении основных средств не восстанавливать примененную в отношении их 30%-ную амортизационную премию, предусмотрев при этом механизмы, предотвращающие злоупотребления данной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже;

Информация о работе Теоретические основы формирования налоговых доходов федерального бюджета