Шпаргалка по "Бюджетному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Бюджетное право".

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.24 Кб (Скачать файл)

Особое внимание в Законе уделяется процессу формирования и исполнения местных бюджетов как основной финансовой базы муниципальных образований. В разделе, посвященном местным бюджетам, устанавливается, что каждое муниципальное образование имеет право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального бюджета и региональных бюджетов.

Исходя из необходимости  внесения существенных изменений в распределение налогового потенциала, создаваемого трудом населения муниципальных образований, в Закон включены статьи, в которых регламентируются вопросы формирования доходной части местных бюджетов, их взаимоотношений с федеральным и региональными бюджетами.

8. Вопросы местных бюджетов  нашли отражение в ст. 15 Налогового кодекса РФ, где установлены виды местных налогов и сборов.

9. Компетенция органов  местного самоуправления в бюджетной сфере определена в ст. 9 Бюджетного кодекса, в которой к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесено:

• установление порядка  составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

• составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение  и исполнение местных бюджетов, осуществление  контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

• определение порядка  направления в местные бюджета  доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

• определение порядка  и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд

из местных бюджетов;

• определение порядка  осуществления муниципальных заимствований;

• осуществление муниципальных  заимствований и управление муниципальным долгом.

Бюджетным кодексом РФ также  определены полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов  местных бюджетов. При этом представительные органы местного самоуправления могут вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и устанавливать льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами. Однако органы местного самоуправления могут определять порядок предоставления отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом.

Большое значение в бюджетных  правоотношениях имеет наличие прав у территориальных представительных и исполнительных органов власти при рассмотрении разногласий по отдельным показателям их бюджетов. В соответствии со статьей 20 Закона «Об основах бюджетных прав...» 1993 г. они имеют право вносить свои предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти показателей своих бюджетов. В случае их отклонений вышестоящий исполнительный орган власти обязан совместно с заинтересованным исполнительным органом составить протокол об имеющихся разногласиях. Протокол должен содержать обоснования предложений и обоснование отказа. Для рассмотрения возникающих в связи с отказом разногласий представительный орган образует согласительную комиссию, которая рассматривает спорные вопросы. Окончательное решение принимается вышестоящим представительным органом власти.

Не менее важными в  бюджетном процессе являются гарантии бюджетных прав территориальных органов власти.

Эти вопросы также зафиксированы  в Законе «Об основах бюджетных  прав...». В частности, в ст. 25 Закона определено, что если в ходе исполнения бюджета вышестоящий орган власти принимает решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета нижестоящего теориториального уровня, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются вышестоящим органом власти, принявшим решение, за счет средств его бюджета.

Такая же ответственность  вышестоящего органа власти наступает при нанесении ущерба нижестоящему бюджету от принятия им решения с нарушением своей компетенции.

В случае непредставления  вышестоящим органам власти исходных данных, необходимых для составления проекта бюджета в установленный срок, нижестоящий представительный орган власти может утвердить свой бюджет исходя из нормативов отчислений от регулирующих доходов, утвержденных на текущий год, и в пределах видов доходов, предусмотренных законами Российской Федерации для поступления в соответствующий бюджет.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства установлена в Бюджетном кодексе РФ (ч. IV). В ст. 283 перечислены основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства. В их числе:

• неисполнение закона (решения) о бюджете;

• нецелевое использование  бюджетных средств;

• неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

• неполное перечисление бюджетных  средств получателям бюджетных  средств;

• несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

• несвоевременное зачисление бюджетных средств на сче^а получателей бюджетных средств;

• несвоевременное представление  отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

• несвоевременное доведение  до получателей бюджетных средств  уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

• несвоевременное доведение  до получателей бюджетных средств  уведомлений о лимитах бюджетных  обязательств;

• несоответствие бюджетной  росписи закону (решению) о бюджете;

• несоответствие уведомлений  о бюджетных ассигнованиях, уведомлений  о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

• несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов  бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную  систему Российской Федерации;

• несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета  бюджета и государственных внебюджетных фондов;

• несвоевременное представление  проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных Бюджетным кодексом;

• несвоевременное подтверждение  бюджетных обязательств, несвоевременное  осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

• финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

• финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;

• несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;

• несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом;

•   открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России;

•   иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.

За нарушение бюджетного законодательства Бюджетным кодексом предусматриваются следующие санкции:

•   предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

•   блокировка расходов;

•   изъятие бюджетных средств;

•   приостановление операций по счетам в кредитных орга          низациях;

•   наложение штрафа;

•   начисление пени;

• иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.

Правом применения санкций  обладают руководители органов Федерального казначейства. Они имеют право:

• списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

• списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

• списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

• взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

• выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

• составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

• взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

• приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

Действия органов и  должностных лиц органов Федерального казначейства могут быть обжалованы в установленном порядке.

* * *

Финансовое право и  в его составе бюджетное право  являются важной частью как юридической, так и финансовой науки и практики.

Наиболее крупные работы по этой проблематике издали:

• А.М. Гурвич. Бюджетное право по законодательству РСФСР (1918);

• С.А. Котляревский. Бюджетное право РСФСР (1925);

• М.Д. Загряцков. Бюджетное право местных Советов (1927);

• С.Д. Крылов. Бюджетное право СССР (1928);

• Е.А. Ровинский, О.Н. Горбунова. Бюджетные права местных Советов депутатов трудящихся (1972);

• М. И. Пискотин. Советское бюджетное право (1971);

• В.В. Бесчеревных. Развитие советского бюджетного права (1975);

• Н.И. Химичева. Субъекты советского бюджетного права (1979).

Большой вклад в подготовку законодательных актов по бюджетным  правам государственных и местных  органов власти внесли заслуженные  деятели науки, профессора В.П.Дьяченко, К.Н. Плотников, Г. Б. Поляк, В.М. Родионова, профессораЛ. П. Павлова, К.Ф. Шеремет, М.Н. Ходорович.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете термин «бюджетное право»?

2. Охарактеризуйте основополагающий акт бюджетного права.

3. Какие законодательные акты определяют бюджетные права органов власти всех уровней?

4. Какие вопросы бюджетного права отражены в Бюджетном кодексе РФ?

5. Назовите бюджетные  права а) органов государственной  власти РФ и б) органов местного  самоуправления.

6. Охарактеризуйте гарантии бюджетных прав территориальных органов власти

 


Информация о работе Шпаргалка по "Бюджетному праву"