Сбалансированность бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджетов, значения сбалансированности бюджетов для развития национальной экономики и финансовой системы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические аспекты сбалансированности бюджетов;
 раскрыть понятия бюджетного дефицита и источников его финансирования;
 проанализировать причины появления профицита бюджета Российской федерации в начале 2000-х г.г. и направления его использования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов 5
1.1 Понятие сбалансированности бюджета 5
1.2 Значение сбалансированности бюджетов для развития экономики 8
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования 11
2.1 Виды бюджетного дефицита, причины его возникновения 11
2.2. Виды бюджетного дефицита 15
2.3 Эволюция бюджетного дефицита в России 22
3. Бюджетный профицит и направления его использования 27
3.1 Причины появления его профицита в начале 2000-х годов 27
3.2. Система распределения и использования профицита бюджета по различным фондам 31
Заключение 39
Список используемой литературы 41

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 397.62 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

  • Всероссийский заочный финансово-экономический институт

  • Филиал в г. Барнауле

     

    Кафедра финансов и кредита

     

     

     

     

     

     

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    «Сбалансированность бюджетов»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • Барнаул 2011
  •  

  •  

    Содержание

     

     

    Введение

     

           Сбалансированность бюджетов всех  уровней является необходимым  условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами  составляет дефицит бюджета. При  наличии дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих  расходов. В целях сбалансированности  бюджета могут устанавливаться  предельные размеры дефицита  бюджета. Если в процессе исполнения  бюджета происходит превышение  предельного уровня дефицита  или значительное снижение поступлений  доходных источников бюджета, то  вводится механизм секвестра  расходов, который заключается в  пропорциональном снижении государственных  расходов (на 5, 10, 15 и так далее  процентов) ежемесячно по всем  статьям бюджета в течение  оставшегося времени текущего  финансового года. Секвестру не  подлежат защищенные статьи.

    Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.

    В последние годы резко возрос дефицит многих Европейских стран. Пытаясь устранить дефицит своих бюджетов, страны ЕС идут на значительное сокращение государственных расходов.

    На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.

    В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.

           Актуальность выбранной темы  заключается в том, что бюджетная  система призвана играть важную  роль в реализации финансовой  политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической политикой.

    Цель работы – изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджетов, значения сбалансированности бюджетов для развития национальной экономики и финансовой системы.

    Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть теоретические аспекты сбалансированности бюджетов;
    • раскрыть понятия бюджетного дефицита и источников его финансирования;
    • проанализировать причины появления профицита бюджета Российской федерации в начале 2000-х г.г. и направления его использования.

    В качестве теоретической и информационной базы при написании работы использовались законодательные и нормативно-правовые акты, учебные пособия, публикации периодических изданий, интернет-ресурсы.

    Объектом курсовой работы является бюджет, предметом – сбалансированность бюджета.

     

  • 1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов

  • 1.1 Понятие  сбалансированности бюджета

  •  

    Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации определяет Бюджетный кодекс Российской Федерации.

    Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1];

    Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну[16;50].

    В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета, либо превышение доходов над расходами — профицит бюджета.

    Федеральный бюджет на 2009 год был принят исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 51 475,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 8,5 % (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года): прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 10 927 137 733,0 тыс. рублей, общий объем расходов федерального бюджета в сумме 9 024 654 998,3 тыс. рублей; прогнозируемый профицит федерального бюджета в сумме 1 902 482 734,7 тыс. рублей. Исполнение федерального бюджета составило: общий объем доходов – 7 336,01 млрд. рублей, расходов – 9 662,15 млрд. рублей. Дефицит федерального бюджета составил 2 326,14 млрд. рублей [21].

    Федеральный бюджет на 2010 год, определенный исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10,0 % (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года): прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 950 010 032,5 тыс. рублей; общий объем расходов федерального бюджета в сумме 9 886 920 940,1 тыс. рублей; прогнозируемый дефицит федерального бюджета в сумме 2 936 910 907,6 тыс. рублей. По предварительной оценке исполнение основных показателей федерального бюджета за январь-апрель 2010 года составило: объем поступивших доходов – 2 618,301 млрд. рублей, или 37,7% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»; кассовое исполнение расходов – 3 062,913 млрд. рублей, дефицит составил – (-) 444,611 млрд. рублей, первичный дефицит – (-) 367,173 млрд. рублей [21].

    Федеральный бюджет 2011 года был утвержден исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 50 389,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 6,5 процента (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года). По предварительной оценке исполнение основных показателей   федерального бюджета за январь-ноябрь 2011 года  составило: объем поступивших доходов –  10 165,09 млрд. рублей, или 91,4% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»; кассовое исполнение расходов – 8 821,93 млрд. рублей, или 79,3% к общему объему расходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»; профицит составил –  1 343,17 млрд. рублей, первичный профицит – 1 580,72 млрд. рублей [21].

     

  • 1.2 Значение сбалансированности бюджетов  для развития экономики

  •  

    Бюджетная система Российской Федерации основана на ряде принципов. Одним из основополагающих принципов является принцип сбалансированности.

    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета [1]. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета [16;58].

    Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризуется острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

    Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

    Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства. Если в прошлом бюджетный дефицит возникал достаточно редко и был обычно связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня он стал типичен для большинства стран рыночной экономики. Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к "проеданию" бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика. Однако бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня многие экономисты исходят из того что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время.

    Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция. Выше уже говорилось, что бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.

     

  • 2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования

  • 2.1 Виды бюджетного дефицита, причины его возникновения

  •  

    Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ. 

    Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны и имеют бюджетный дефицит от 10 до 30%. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные экономические показатели. Известный английский экономист Дж.М.Кейнс в целях «взбадривания» экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом, безусловно, есть рациональное звено.

    Интересно, что в начале 90-х годов положительное сальдо государственного бюджета составляло 9,3 % ВВП. Рекордного уровня дефицит государственного бюджета достигал в Кувейте в начале 80-х годов и составлял более 60 % ВВП. А самый большой в мире дефицит государственного бюджета в абсолютных размерах имеют США. В начале 90-х годов он достигал 290 млрд. долларов, или 4,8 % ВВП, что по мировым стандартам считается не опасным для экономического развития страны.

    Информация о работе Сбалансированность бюджетов