Роль финансов в социальных преобразованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:16, реферат

Описание работы

В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ). По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.

Содержание работы

1.Влияние финансов и их роль в экономике
и социальной сфере 2
2.Роль и значение финансов в социально-экономическом
Развитии .общества. 6
3.Методы воздействия финансов
на экономику и социальную сферу 8
4.Роль финансов в развитии экономики России 10
5.Роль финансов в социальных преобразованиях 13
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Алим финансы.docx

— 57.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Влияние финансов и их роль в экономике

и социальной сфере        2

2.Роль и значение финансов в социально-экономическом

Развитии .общества.        6

3.Методы воздействия финансов

на экономику и социальную сферу      8

4.Роль финансов в развитии экономики России    10

5.Роль финансов в социальных преобразованиях   13

Список литературы        16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Влияние финансов и их роль в экономике и социальной сфере

В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ). По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства. В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал. Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются: объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля; связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций; взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике. Можно сделать вывод, что финансы является неотъемлемой частью как экономики, так и социальной сферы и воздействует на них качественно и количественно. Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль и значение финансов в социально-экономическом развитии общества.

Финансы являются главным стимулом развития экономики. С их помощью решаются следующие задачи:

- регулируются объемы финансовых ресурсов в материальном и нематериальном производстве;

- экономически ограничивается монополизм производителя;

- регулируется внешнеэкономическая деятельность предприятий;

- обеспечивается соблюдение предприятиями и организациями правовой и договорной дисциплины;

- осуществляется материальное стимулирование экономического развития предприятий;

- регулируются инвестиционные процессы.

Наибольшее же внимание в целях развития экономики должно быть уделено финансовому регулированию и стимулированию производства, финансовому обеспечению научно-технического прогресса и страховой поддержке производственного сектора экономики.

Основная роль в регулировании экономических процессов отводится налогам. С их помощью регулируется уровень развития производства и, как следствие – развития всей экономики. Помимо налогового регулирования государство применяет такие меры воздействия на экономику как осуществление антимонопольной, денежно-кредитной, таможенной и инвестиционной политики.

Экономическое развитие государства не может быть отделено от развития социального. Финансовое регулирование социальных отношений в обществе призвано решать такие задачи как:

- повышение уровня жизни населения;

- достижение социальной справедливости по отношению к определенным слоям населения;

- обеспечение прожиточного минимума;

- стимулирование трудовой деятельности активной части населения;

- привлечение как можно большего числа граждан к финансовому участию в различных мероприятиях.

Финансовой основой осуществления социальной политики в стране являются государственные внебюджетные фонды, а также средства фондов потребления хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы воздействия финансов на экономику и социальную сферу.

Финансовое воздействие на экономические процессы осуществляется через покрытие возникающих затрат финансовыми ресурсами, аккумулируемыми субъектами хозяйствования и государством. Финансовые ресурсы формируются во всех подразделениях общественного производства, затем происходит их распределение и целенаправленное использование через денежные фонды целевого назначения. Они являются важнейшим денежным источником расширения производства, роста материального и культурного уровня жизни народа. Недостаток финансовых ресурсов ограничивает возможности воздействия финансов на развитие экономики, приводит к несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям. Объем и структура финансовых ресурсов в свою очередь связаны с уровнем развития производства и его эффективностью. Чем устойчивее и масштабнее производство и выше его эффективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов. При этом величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производство, создает предпосылки для его роста и совершенствования. От того, куда и в каких объемах направляются финансовые ресурсы, зависит повышение технического уровня производства, рост его масштабов, создание предпосылок для повышения производительности труда. Постоянный рост и совершенствование производства одновременно служат основой увеличения финансовых ресурсов. Финансовое регулирование – приоритетная составляющая системы государственного регулирования социально-экономических процессов. Следует подчеркнуть, что модель государственного устройства, формы государственного регулирования экономики и социальной сферы напрямую зависят друг от друга, основаны на комплексном применении правовых, финансовый и организационно-управленческих регуляторов.

Правовое регулирование обеспечивается системой законодательных, актов и программных документов, ограничивающих развитие рыночных отношений определенными правилами. Среди множества нормативных правовых актов РФ можно выделить документы, в которых нашли отражение направления развития экономики и социальной сферы. В них обозначены меры регулирующего воздействия государства на реальные процессы развития современной российской экономической системы.

Практические аспекты системы государственного регулирования социально-экономических процессов зависит от организационного построения системы государственного и местного самоуправления, включающей законодательную и исполнительную ветви власти. Для исполнения принимаемых законов в стране созданы соответствующие органы государственного и местного самоуправления, подведомственные им агентства, учреждения и организации. Для повышения качества и эффективности их функционирования наряду с налоговой и бюджетной проводится административная реформа.

Финансовое регулирование осуществляется в прямых, косвенных и смешанных формах. Прямые формы – это формирование государственных доходов посредством налогообложения физических и юридических лиц, установления таможенных пошлин, введения повышенных или пониженных ставок налогов и других обязательных платежей, установления льгот, получения доходов от внешнеэкономической деятельности. Помимо этого к прямому регулированию может быть отнесено бюджетное финансирование расходов. Косвенные, или опосредованные, формы государственного финансового регулирования применяются в процессе определения направлений использования средств государственных внебюджетных фондов социального назначения и средств бюджета на финансирование текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия следует выделить неналоговые платежи в бюджет и долевое участие государства в финансировании отдельных видов деятельности и услуг социально-культурного характера.

4. Роль финансов в развитии экономики России

В современной России происходят глубокие экономические изменения, обусловленные переходом страны к социально-ориентированным рыночным отношениям. Постепенно формируются условия, при которых экономика становится определяющим фактором общественного развития, который дополняется государственным регулированием хозяйственных процессов. Важную роль в повышении эффективности и дальнейшем развитии хозяйственных процессов играют финансовые отношения формируемые как на микро -, так и на макроуровне.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в хозяйстве.

 Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должна обеспечивать структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и т.д. За счет централизованных источников обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития.

В 2007 году средства направляемые из бюджета на инвестиции и федеральные целевые программы, включая инвестиционный фонд, составят 689,1 млрд. руб. (без оборонного заказа). По предварительным оценкам, в экономику России  будет вложено не менее 1 трлн. руб. бюджетных инвестиций.

 

 

 

 

 

 Экономическое развитие России с 2005 по 2009гг.

 

Показатели

2005г

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2009г в % к

2005г.

ВВП (трлн. руб.)

21.6

25.4

30.7

34.8

39.4

-

в % к предыдущему году

106.4

106.1

105.7

105.7

105.8

125.4

Продукция промышленности  (трлн. руб.)

12.9

15.3

17.0

18.5

19.9

-

в % к предыдущему году

104.0

103.9

103.8

103.7

104.0

116.3

Инвестиции в основной капитал (трлн. руб.)

3.5

 4.4

5.2

6.2

7.2

-

в % к предыдущему году

110.7

110.9

 109.4

106.3

109.3

143.6

Прибыль по всем видам деятельности (трлн. руб.)

4.4

5.6

6.4

7.2

8.1

184.5


Важным направлением развития экономики и участия государственных финансов в данном процессе является финансирование федеральных целевых программ и национальных проектов. Об этом неоднократно упоминал в своих Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России.

В 2007 году предполагается профинансировать федеральные целевые программы на 490 млрд. руб., или на 35% больше, чем в 2006 году. Расходы на федеральные адресные инвестиционные программы возрастут на 55% и достигнут 496,8 млрд. руб. Государственные капитальные вложения и затраты на НИОКР в 2007 г. превысят 679 млрд. руб. (около 25 млрд. долл.).

Финансирование национальных проектов (млрд. руб.)

 

Направления финансирования

2008г.

2009г.

Образование

29.3

48.9

Здравоохранение

62.6

107.7

Агропромышленный комплекс

21.9

23.4

Доступное и комфортное жилье

19.9

26.3


Наряду с государственным финансированием экономики важным условием  ее дальнейшего эффективного развития является совершенствование финансовых отношений на уровне хозяйствующих субъектов. Президент РФ в своем Послании отмечал: «Вкладывая бюджетные средства в экономику, государство должно лишь «подставлять плечо» там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки. А основной ролью государства должно быть содействие бизнесу в создании новых, по-настоящему современных производств и в появлении как можно большего количества национальных публичных компаний».

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Роль финансов в социальных преобразованиях.

Важную роль в проводимом государством  курсе  действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечении занятости, поддержки отраслей социальной сферы и т.д. играют финансы.

Прогноз экономического развития России на ближайшие годы определяет некоторые показатели, характеризующие, в свою очередь, жизненный уровень населения страны.

Информация о работе Роль финансов в социальных преобразованиях