Развитие Дальневосточного экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Дальневосточный экономический район, один из крупных экономических районов России, включает Приморский, Хабаровский край, Амурскую, Камчатскую, Магаданскую, Сахалинскую область, Чукотский и Корякский автономные округа. Приморское положение Дальнего Востока предопределяет его выгодное экономико-географическое положение по отношению к странам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
1.Экономико-географическое положение и условия развития хозяйства….…4
2. Население и трудовые ресурсы района………………………………………6
3. Транспорт и экономические связи района……………………………….…11
4. Природно-ресурсный потенциал и организация хозяйства……………..…17
5. Направления и перспективы развития Дальнего Востока……………...…..25
Заключение………………………………………………………………...……..27
Список литературы………………………………………………………...……28

Файлы: 1 файл

Эконом.география.docx

— 61.30 Кб (Скачать файл)

Уровень жизни населения на Дальнем  Востоке ниже, чем в среднем  по России, особенно в северных территориях  региона. По социальным показателям  Дальневосточный экономический  район уступает большинству районов  России. Долгое время держится высокий  уровень безработицы. Продолжительность  жизни населения ниже на 4-5 лет, а  у коренных жителей на 8-10 лет, чем  в среднем по России из-за суровых  климатических условий. Детская  заболеваемость в северных территориях  в 2-2,5 раза превышает аналогичные  показатели в среднем по России. С каждым годом снижается рождаемость  и увеличивается смертность, что  ведет к обострению демографических  проблем.

В регионе ощущается большая  нехватка больниц, поликлиник, высококвалифицированного медицинского персонала и необходимого оборудования. Особенно остро эта  проблема стоит в отдаленных районах, где местное население вынуждено  преодолевать большие расстояния до районных и областных центров  в необходимости медицинской  помощи. Аналогичная ситуация и в  сфере образования.

3. Транспорт и экономические связи района

Доля промышленности Дальнего Востока, строительства и транспорта составляет 9/10 общественного производства. При  этом основную часть промышленной продукции  дают добывающие отрасли. В последние  десятилетия здесь ускоренными  темпами развивали как отрасли  специализации, так и вспомогательные, и обслуживающие с целью существенно изменить структуру промышленного производства и всего хозяйства района - увеличить его комплексность.

Машиностроение имеет разнообразную  структуру, однако ведущими его отраслями  являются судоремонт и производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят дизели , мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование , металлорежущие станки, приборы, инструменты и т. д. Один из крупнейших машиностроительных центров - Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке,  Находке , а речное судостроение - в Благовещенске.

Сельскохозяйственное машиностроение размещается в городе Свободном (Амурская область). В Благовещенске  построен завод “Амурэлектроприбор” , во Владивостоке - завод инструментов и другие заводы , в Хабаровске работает завод “Дальдизель”, в Комсомольске-на-Амуре - завод подъемно-транспортного оборудования , в Биробиджане - “Дальсельмаш”.

Далее рассмотрим отрасли , дополняющие территориальный комплекс :

Топливная промышленность представлена добычей угля, нефти и природного газа.

Черная металлургия пока еще  развита недостаточно. В районе имеется  завод передельной металлургии - “Амурсталь” в Комсомольсе-на-Амуре , работающий на металлоломе. Посторен второй передельный металлургический завод.

Легкая промышленность Дальнего Востока  представлена текстильной , швейной , трикотажной , кожевенно-обувной и другими отраслями , предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах.

Помимо развития основной отрасли  пищевой промышленности - рыбной , на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли : мукомольная , крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная, имеющая крупные мясокомбинаты в Благовещенске , Хабаровске , Комсомольске-на-Амуре , Биробиджане ; маслобойно-жировая (сырьем для которой служит соя), представленная масло жиро комбинатами в Хабаровске и Уссурийске.

Агропромышленный комплекс. Важной отраслью района является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве  занимает производство зерна, сои и малотранспортабельных продуктов для местного потребления. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область, Хабаровский и Приморский края, южные районы Республики Саха).

Основное место в посевах  занимают зерновые культуры , прежде всего яровая пшеница , а также ячмень , озимая рожь , овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура - соя. Развивается овощеводство закрытого грунта , особенно на Камчатке , где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы , что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере, где расположены обширные пастбища , разводят северных оленей , а на юге , в Приморье , развито пантовое оленеводство. Большое значение приобрело пушное звероводство , созданы зверофермы , зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей.

Транспорт и экономические связи. Хозяйственное развитие района в  огромной степени зависит от ускоренного  развития транспорта , так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей , основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе представлены все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного  освоения южной части района связано  с прокладкой в 19-ом веке Транссибирской магистрали. За последнее время Транссибирская магистраль “обросла” боковыми линиями, иногда являющимися подъездными витками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение : до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре) , до Находки и Посьета.

Железнодорожное освоение средней  зоны Дальнего Востока связано с  Байколо-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - “Малый БАМ”, а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.

В значительном объеме межрайонные  и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в  суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. к Северному  морскому пути примыкает река Лена , образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район  обеспечен слабо. Но в районах , оторванных от других транспортных путей , значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей , например , с юга в Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.

Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта , как для связей с другими районами России , так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района , необходимо отметить что район получает больше грузов , чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы , концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия, развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли , сфера услуг , что сказалось на структуре грузооборота.

Так, усиление международной торговл, развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения , что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения , энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.

В условиях перехода к рынку одним  из наиболее узких мест дальневосточной  экономики являются все возрастающая напряженность топливно-энергетического баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась на 3% по сравнению с 1992 годом. Основным направлением топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока станет ускоренное развитие нефтегазовых месторождений при сахалинского шельфа при техническом содействии Японии. Сильное отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском крае значительно снизилось производство маргариновой продукции ,на Камчатке и в Магаданской области - кондитерских изделий на 40%, в Корякском и Чукотском автономных округах - мяса. Сократили в регионе и улов рыбы. Спад производства имеет место и в других отраслях промышленности.

Наиболее перспективным направлением экономики Дальнего Востока является реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии, в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях “двойного назначения” весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.

Условиями успешного перехода к  рынку Дальневосточного региона России являются:

-дальнейшее госсударствование экономики района;

-возникновение элементов свободной конкуренции;

-создание рыночной инфраструктуры;

-устранение перечисленных и других факторов , препятствующих развитию промышленности.

4.Природно-ресурсный потенциал и организация хозяйства.

Ведущие отрасли рыночной специализации  Дальневосточного района основывается на широком использовании его  природных богатств. Главными отраслями  индустрии, с которыми район выступает  в межрайонном разделении труда, являются рыбная, лесная и горнорудная. Из отраслей, укрепляющих комплексное  развитие района, значительное развитие получили машиностроение и металлообработка, топливно-энергетическое хозяйство, промышленность строительных материалов, пищевая и  легкая индустрия

Перед  Дальним Востоком стоят  большие и разносторонние задачи дальнейшего его индустриального  развития: увеличение добычи олова, вольфрама  и некоторых других редких и ценных ресурсов; укрепление материально-технической  базы рыбной промышленности и увеличение выпуска ее продукции; расширение морских  портов и причалов, наращивание мощностей  судоремонтных заводов; увеличение производства пиломатериалов, целлюлозы, бумаги и картона; расширение и укрепление топливно-энергетического хозяйства, пищевой и легкой промышленности; создание наилучших материально-бытовых условий для дальнейшего увеличения притока населения и закрепления кадров; опережающее развитие жилищно-бытового и социально-культурного строительства; создание высокоэффективной рыночной экономики.

Ведущее место среди отраслей рыночной специализации Дальневосточного района принадлежит металлургическому  комплексу, который района включает горнорудную промышленность, а также  передельную черную металлургию.

Горнорудная промышленность района представляет собой добычу золота, алмазов, оловосодержащих, вольфрамовых, свинцово-цинковых и  других руд, производство цветных металлов, а также передельную черную металлургию.

Быстро росла на Дальнем Востоке  добыча цветных металлов, да и сейчас она испытывает не такой значительный спад, как в других отраслях производства. На Дальнем Востоке добывается основная часть олова страны, значительна  доля района в общероссийской добыче золота, серебра, вольфрама, свинца, цинка, ртути, флюорита, висмута и других ценнейших полезных ископаемых. Добыча золота по регионам Дальнего Востока  в 1998-1999 гг. указана в приложении.

«Королевой Дальнего Востока» продолжает оставаться золотодобывающая промышленность, которая относится к старейшим  отраслям народного хозяйства края. Предприятия этой отрасли размещены  по всей территории Дальнего Востока. Она давно ведется в бассейнах  рек Зеи, Селемджи, Буреи, Амгуни, в горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Сейчас же районами золотодобычи стали новые районы - Колымо-Индигирский и Чукотский; в первом добыча золота была начата в 30-е годы, во втором - в 60-е. Магаданская область и Республика Саха дают 2/3 всего золота в России. Наиболее старый район добычи золота - Амурская область. Именно она в свое время создала мировую славу Дальнему Востоку как крупнейшему золотоносному району. И сегодня Амурская область дает стране много золота. Основной способ добычи золота тут наиболее дешевый, дражный. Колымо-Индигирский горнопромышленный район связан автострадой с Магаданом и Якутском, а морскими путями - с югом дальневосточного района. Размещение золотодобычи носит очаговый характер. Границы очагов определяются ареалами распространения рудных образований и россыпного золота разрабатываемых месторождений, созданием для определенной группы приисков единых сфер обслуживания и инфраструктуры: электростанций, строительных, ремонтных, снабженческих и торговых баз, школ с интернатами, лечебных учреждений. Такой очаговый характер горнорудной промышленности характерен, кстати, и для других северных районов Дальнего Востока.

Информация о работе Развитие Дальневосточного экономического района