Различные подходы к определению понятия права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Право является одной из самых мощных движущих сил в человеческом обществе. Поэтому интерес к праву никогда не был случайным, и сегодня он является основополагающим. Исследуем ли мы проблемы взаимодействия государства и права, становления правового государства, проблемы укрепления законности и правопорядка или формирования правовой системы общества, то всякий раз оказывается, что проблема гласно или негласно начинает решаться с представления о праве, о его содержании, предназначении, специфики правопонимания.
Таким образом, успешное решение проблем правопонимания весьма важно не столько само по себе, сколько для изучения других неразрывно связанных с понятием права явлений и отражающих их категорий и понятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВО КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ…………..………….5
1.1. Понятие, признаки и сущность права…………………………………5
1.2. Понятие и теории правопонимания……………………………………10
1.3. Толкование права………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ДИСКУССИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ…20
2.1. Проблемы определения понятия права………………………………20
2.2. Различные подходы к определению понятия права……..……………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…29

Файлы: 1 файл

Спорные определения понятия права.docx

— 67.22 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПРАВО КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ…………..………….5

1.1. Понятие, признаки и сущность права…………………………………5

1.2. Понятие и теории  правопонимания……………………………………10

1.3. Толкование права………………………………………………………16

ГЛАВА 2. ДИСКУССИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ…20

2.1. Проблемы определения  понятия права………………………………20

2.2. Различные подходы к определению понятия права……..……………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Право является одной из самых мощных движущих сил в человеческом обществе. Поэтому интерес к праву никогда не был случайным, и сегодня он является основополагающим. Исследуем ли мы проблемы взаимодействия государства и права, становления правового государства, проблемы укрепления законности и правопорядка или формирования правовой системы общества, то всякий раз оказывается, что проблема гласно или негласно начинает решаться с представления о праве, о его содержании, предназначении, специфики правопонимания.

Таким образом, успешное решение проблем правопонимания весьма важно не столько само по себе, сколько для изучения других неразрывно связанных с понятием права явлений и отражающих их категорий и понятий.

Кроме этого, эволюционные процессы в обществе влекут за собой и изменение представлений о созданной в нем системе права, что делает более чем актуальным исследования о понимании права, которые велись и ведутся в отечественной и зарубежной литературе.

Можно утверждать, что реалии сегодняшней России представляют из себя очень интересный материал для исследования проблемы правопонимания. В этих условиях предпринятое исследование не может не обладать актуальностью.

Научная и практическая значимость изучения данной темы заключается в том, что эволюционные процессы в обществе влекут за собой и изменение представлений о созданной в нем системе права, что делает более чем актуальным исследования о понимании определения права, которые велись и ведутся в отечественной и зарубежной литературе.

Исходя из вышеизложенного, основная цель курсовой работы – исследовать спорные определения понятия права.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

    1. Изучить право как научную категорию.
    2. Определить дискуссионные аспекты правопонимания.

Объектом настоящего исследования служит само понятие права, его сущностные характеристики, принципы и признаки.

Предмет исследования – различные типы правопонимания, основные институты, созданные человеческим обществом в процессе эволюции.

Поставленная цель и задачи требуют для своего решения более широкого подхода на основе современных теоретических и методологических принципов. В числе специальных методов, примененных в процессе анализа предмета исследования, были использованы методы сравнительного государствоведения и правоведения, историко-правового анализа, метод систематически-структурного анализа, толкования правовых норм, экстраполяции.

Методологической основой работы являются: формально – юридический, сравнительно – правовой и исторический методы познания. Все проблемы рассматриваются и излагаются на уровне современной науки, свободной от идеологической апологетики, предвзятости, закостенелых догм, вместе с тем, сохраняя достижения нашего отечественного правоведения.

Исследовательская часть работы опирается на такие источники, как Конституция РФ, ряд кодифицированных актов в их сравнении, широкий круг научной и теоретической литературы (К.И. Батыр, В.С. Нерсесянц, С.А. Комаров, А.В. Малько), а также словарей-справочников по заданной теме (О.Н. Садиков), и других, положения которых раскрыты в настоящей работе.

Научная значимость данной курсовой работы обуславливается тем, что определение понятия права, его сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства.

Практическая значимость данной работы обуславливается необходимостью совершенствования понятия права и основ правопонимания, повышения эффективности работы аппарата государства и законодательных органов Российской Федерации.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. ПРАВО КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ

1. Понятие, признаки и сущность права

 

В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки (сравните господствующие правопонимания при тоталитарных и демократических режимах), уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права1.

В настоящее время можно выделить два основных направления в правопонимании.

Так, сторонники естественно-правовой концепции утверждают, что право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола.

Представители позитивистского направления, напротив, отмечают, что право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения.

В рамках этих направлений существует множество школ. Их представители преувеличивают значение отдельных признаков, свойств и источников этого явления. Так, развивая представления сторонников естественно-правовой концепции о праве как системе идей и нравственных принципов, представители психологической школы понимают под правом психические переживания людей по поводу взаимной деятельности. Юридический позитивизм в своей крайней форме проявился в нормативистской теории. По мнению представителей этой школы, содержание права состоит только из норм абстрактного долженствования. Представители социологической школы, отмечая, что идеи и абстрактные нормы не позволяют четко и справедливо регулировать отношения, утверждают право как систему действий правоприменительных органов но разрешению конкретных ситуаций, что вызывает возможность произвола. На наш взгляд, следует лишь приветствовать разные подходы к правопониманию. В научном плане каждая из доктрин является шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом — благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об источниках, эффективности, системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т. д.

Названные концепции, наряду с идеями, оказавшимися неоправданными или невостребованными, содержат рациональные моменты, правильно отражая отдельные свойства и аспекты права. Вместе с тем авторы, часто и необоснованно абсолютизирующие их, не дают объективного, комплексного представления о данном явлении в целом.

Рассмотрим основные признаки права.

1. Нормативность. По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, опредедяюших необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов. Нормативность позволяет удовлетворить отмеченную К. Марксом общественную потребность «охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

2. Волевой характер. Для одних право является волей господствующего класса, для других право – свободное выражение воли индивида, но в любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Как основа волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Любая нормативная абстракция, в целях действенности и справедливости, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики2.

Любое право по своей сущности является сбалансированной волей общества, в которой должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) — индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность — в узаконенный произвол.

Таким образом, баланс интересов означает учет интересов общества, государства и отдельных личностей при доминирующем значении общественного интереса, потому что благодаря его приоритету поддерживается целостное состояние общественной системы и стимулируется достижение общей цели — благополучие всех субъектов права.

Свобода воли одного субъекта должна быть согласована и ограничена свободой воли других заинтересованных субъектов. По своей сути этот баланс отражает соотношение политических сил в обществе, а по содержанию он выражается в паритете прав и обязанностей будущих участников регулируемых отношений. Поэтому источник юридической силы правового предписания состоит не столько в принудительном его осуществлении и полномочиях правотворческого органа, сколько в степени согласования воль субъектов права, направленных на достижение определенных юридических последствий.

3. Формальная определенность. Для того чтобы приобрести всеобщее значение, общеобязательные юридические свойства, общественная воля должна быть выражена в форме официального юридического акта, установленного государственной властью и содержащего формализованные предписания, определяющие границы внешней свободы субъектов права. Ведь юридическое регулирование не терпит аморфности и неопределенности в правовых предписаниях. С помощью письменных документов стало возможным достижение предельной точности и ясности фиксации фактов, имеющих юридическое значение. Причем каждый государственный орган в границах своих полномочий вправе принимать лишь определенные формы юридических актов (законы, указы и т. д.).

4. Общеобязательность. Принятые правовые предписания адресуются не конкретному индивиду, а неопределенно большому количеству лиц, выделенных родовыми свойствами субъекта (истец, ответчик, студент, несовершеннолетний и т. п.). Они обязательны для исполнения ими под страхом наказания за нарушение.

5. Системность и иерархичность строения. Нормативные предписания действуют на поведение людей не изолированно, а взаимодействуя и дополняя друг друга. Право в целом представляет собой согласованную, непротиворечивую и взаимообусловленную систему расположенных по юридической силе правовых норм. При нарушении системных свойств возникают различного рода коллизии, пробелы и конфликтные ситуации3.

6. Регулирующее воздействие права. Оно осуществляется путем воздействия на субъектов с помощью летально определенных и взаимно корреспондирующих субъективных прав и юридических обязанностей. Именно они моделируют, направляют и определяют механизм поведения субъектов. Предоставительно-обязывающее содержание правовых предписаний, при котором использование предоставленного права обеспечивается выполнением соответствующей обязанности, отличает их от иных социальных норм.

7. Установление и обеспечение права государством. Будучи единственным официальным представителем всего общества, государство выявляет, закрепляет и обеспечивает баланс наиболее важных индивидуальных, групповых и общественных интересов. За ним устанавливается монопольное право на правотворчество. Доминирующая роль государства вовсе не означает подчиненность права государству или несовместимость его содержания с естественными правами и свободами личности. Решающая роль государства проявляется не только в правотворчестве и в правоприменении, но и в различных формах обеспечения реализации права. Обычно в юридической литературе отмечается, что специфическим признаком права является его обеспеченность государственным принуждением. Действительно, этим свойством право отличается от иных социальных регуляторов.

Однако было бы неверным связывать обеспечение права только с государственным принуждением. Его абсолютизация принижает значимость права как меры свободы человека, способного в рамках общественно необходимых границ и ориентиров инициативно преобразовывать окружающую действительность, создавая материальные, духовные и социальные ценности. Ведь основное назначение права состоит в предупреждении и преодолении критических состояний на основе справедливой, на началах равенства, организации общественной жизни. Принуждение используется лишь в крайнем случае. Прежде всего, оно обеспечивается комплексом организационных, экономических, информационных, воспитательных и иных мер, способствующих должной реализации правовых предписаний в жизнь. Никаким принуждением не добьешься реализации правового акта, если не выделены необходимые материальные средства.

Информация о работе Различные подходы к определению понятия права