Правовое регулирование прозрачности бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: анализ бюджетного права и бюджетного процесса. В работе будут решаться задачи: определить понятие и источники бюджетного права; проанализировать сущность и понятие бюджетного процесса; исследовать особенности правового регулирования прозрачности бюджетного процесса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Бюджетное право.................................................................................................4
1.1. Понятие бюджетного права………………………………………………….4
1.2. Источники бюджетного права……………………………………………….6
2. Бюджетный процесс……………………………………………………………8
2.1. Сущность и понятие бюджетного процесса………………………………..8
2.2. Бюджетный процесс и Бюджетный кодекс……………………………….10
3. Правовое регулирование прозрачности бюджетного процесса……………11
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемых источников информации………………………………21

Файлы: 1 файл

бюджетное право, бюджетный процесс.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Бюджетное право.................................................................................................4

1.1. Понятие бюджетного  права………………………………………………….4

1.2. Источники бюджетного права……………………………………………….6

2. Бюджетный процесс……………………………………………………………8

2.1. Сущность и понятие  бюджетного процесса………………………………..8

2.2. Бюджетный процесс  и Бюджетный кодекс……………………………….10

3. Правовое регулирование  прозрачности бюджетного процесса……………11

Заключение……………………………………………………………………….18

Список используемых источников информации………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Тема данной работы: "Бюджетное право и бюджетный процесс" довольно актуальна на сегодняшний день, ведь в настоящее время имеются ряд недостатков правового регулирования бюджетного процесса. В бюджетном праве России правомерно выделять четыре основных блока правовых норм: нормы, закрепляющие и регламентирующие бюджетное устройство Российской Федерации; нормы, закрепляющие и регламентирующие структуру и состав доходной и расходной частей бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации; нормы, закрепляющие и регламентирующие компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере бюджетных отношений; нормы, закрепляющие и регламентирующие стадии бюджетного процесса в Российской Федерации. Существует законодательное понятие бюджетного процесса, которое дает Бюджетный кодекс Российской Федерации, также существуют научные понятия бюджетного процесса.

Цель данной работы: анализ бюджетного права и  бюджетного процесса. В работе будут  решаться задачи: определить понятие и источники бюджетного права; проанализировать сущность и понятие бюджетного процесса; исследовать особенности правового регулирования прозрачности бюджетного процесса.

В работе были использованы труды Землина А.И.,  Игнатюка Е. В., Конюховой Т.В.,  Парыгиной В.А., Тедеева А.А., Пешковой Х.В.,  Теплякова Д. О.

 

 

 

 

1. Бюджетное  право.

 

1.1. Понятие  бюджетного права.

 

Бюджетное право представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регламентирующих бюджетное устройство государства и бюджетную систему, регулирующих общественные отношения по образованию (аккумулированию), распределению, использованию фондов денежных средств (бюджетов разного уровня).

Предмет бюджетного права составляют определенные группы общественных отношений, возникающие при аккумулировании, распределении и последующем использовании централизованных денежных фондов государства.

Бюджетное право можно  рассматривать как одну из основных подотраслей финансового права, состоящую из правовых норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах.

Применительно к бюджетному законодательству все нормы бюджетного права можно рассматривать как  систему общих и особенных  норм, материальных и процессуальных норм. Нормы, относящиеся к общей  части бюджетного права, определяют устройство бюджетной системы, ее организационные и функциональные принципы, права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений.

Нормы общей части  конкретизируются в нормах особенной  части, которые детально регламентируют бюджетный процесс. Исходным элементом системы бюджетного законодательства является норма бюджетного права, представляющая собой общеобязательное правило поведения в процессе образования, распределения и использования денежных фондов.

Нормы, регулирующие отношения  в бюджетной сфере, относятся к сфере публичного права. В связи с этим для их применения наиболее характерен императивный метод - метод властных предписаний.

В бюджетном праве  России правомерно выделять четыре основных блока правовых норм:

1) нормы, закрепляющие  и регламентирующие бюджетное устройство Российской Федерации;

2) нормы, закрепляющие  и регламентирующие структуру  и состав доходной и расходной  частей бюджетов различных уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;

3) нормы, закрепляющие  и регламентирующие компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере бюджетных отношений;

4) нормы, закрепляющие  и регламентирующие стадии бюджетного  процесса в Российской Федерации.

Под субъектами бюджетного права понимаются лица, принимающие участие в финансовой, бюджетной деятельности государства в самом широком смысле данного слова.

Общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства и урегулированные  нормами бюджетного права, становятся бюджетными правоотношениями, т.е. отношениями, участники которых выступают носителями юридически закрепленных прав и обязанностей по образованию (аккумулированию), распределению и последующему использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (как государственных, так и муниципальных).

 

 

 

 

 

1.2. Источники бюджетного  права

 

Источниками бюджетного права являются международные договоры, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующие бюджетные отношения, акты Конституционного Суда РФ.

На уровне субъектов Российской Федерации принимаются законы о  соответствующих бюджетах, а также иные нормативные правовые акты органов государственной власти, затрагивающие бюджетную сферу. Органы местного самоуправления принимают акты о местных бюджетах, документы, регламентирующие бюджетные отношения на муниципальном уровне.

Необходимо иметь в виду, что  не все источники бюджетного права  составляют бюджетное законодательство Российской Федерации. Иерархия нормативных  правовых актов, составляющих бюджетное  законодательство Российской Федерации, устанавливается ст. ст. 2 и 3 БК РФ.

Важнейшим источником бюджетного права выступает БК РФ. Данный акт служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, правовые основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации  до 1998 г. функционировала в условиях отсутствия систематизированного бюджетного поля. Принятый 31 июля 1998 г. БК РФ стал одним из основополагающих документов, регламентирующих бюджетную систему государства.

При этом следует отметить, что  правовое оформление бюджет получает именно посредством ежегодной процедуры принятия закона о бюджете, регулирующего финансовую сферу государства, территориальных образований, публичных институтов.

К числу источников бюджетного права  можно отнести также договоры и соглашения о разграничении  полномочий, заключенные Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Источниками бюджетного права признаются акты Конституционного Суда РФ. Важный источник бюджетного права - международные договоры, ратифицированные в установленном законом порядке. В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджетный процесс.

 

2.1. Сущность и понятие бюджетного процесса.

 

       Существует законодательное понятие бюджетного процесса, которое дает Бюджетный кодекс Российской Федерации, также существуют научные понятия бюджетного процесса. Определения понятия "бюджетный процесс" различаются по следующим моментам: а) субъекты бюджетного процесса; б) стадии бюджетного процесса; в) структура бюджета.

Так, по мнению В.А. Парыгиной, А.А. Тедеева, под бюджетным процессом следует понимать деятельность следующего круга субъектов: органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса1. Данный круг субъектов закреплен в законодательно определенном понятии "бюджетный процесс". Содержание бюджетного процесса определяется не только государственным устройством страны, но и бюджетным устройством. Бюджетный процесс представляет собой определенную совокупность стадий. Возникает вопрос, совокупность каких стадий можно считать бюджетным процессом. На наш взгляд, этот вопрос следует рассматривать с точки зрения теории управления, в которой разработано понятие управленческого цикла.

Бюджетный процесс как  разновидность государственного управления упорядочивает общественные отношения (отношения между людьми) и поведение людей по поводу формирования, распределения и использования бюджетных средств. Принимая бюджет, государство осуществляет управление бюджетными отношениями, которые возникают "в связи с образованием, распределением и использованием бюджетов как составной части финансовой системы государства"2. Конституция Российской Федерации отделяет местное самоуправление от государственной власти, однако признает публичную природу местной власти. Поэтому бюджетный процесс может выступать не только в качестве государственного управления, но и в качестве управления, осуществляемого местной властью в случае, если субъектом публичной власти выступают муниципальное образование и органы местного самоуправления.

Таким образом, бюджетный  процесс представляет собой разновидность  государственного или местного управления. Поскольку "управление носит ярко выраженный циклический характер", как отмечает Д.Н. Бахрах, к бюджетному процессу применимо понятие управленческого цикла. Бюджетный процесс как управленческий процесс состоит из следующих стадий: 1) составление проекта бюджета (стадия сбора информации); 2) рассмотрение и утверждение бюджета (стадия подготовки и принятия решения); 3) исполнение бюджета (стадия исполнения решения); 4) контроль за исполнением бюджета (стадия проверки исполнения решения). Законодательные (представительные) органы власти осуществляют принятие управленческого решения и контроль за его исполнением, а исполнительные органы осуществляют сбор информации и исполнение решения законодательного органа. Законодательные (представительные) органы выступают как управляющая система, а исполнительные органы как управляемая система. В управляемую систему также входят получатели бюджетных средств. Бюджетный процесс представляет собой цикл, продолжительность которого, как отмечают специалисты, составляет чуть больше двух лет с момента составления проекта бюджета до момента утверждения отчета о его исполнении. Этот срок в научной литературе принято называть бюджетным циклом.

2.2. Бюджетный  процесс и Бюджетный кодекс.

 

          Бюджетный кодекс вкладывает в бюджетный процесс не столько управленческий, сколько процессуальный смысл и рассматривает бюджетный процесс как единую для всего государства деятельность, осуществляемую по единым процессуальным правилам. Бюджетный процесс определяется законодателем как "деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов...". Из смысла данного определения вытекает, что все органы государственной власти и все органы местного самоуправления участвуют в принятии всех бюджетов, тогда как на практике органы местного самоуправления конкретного муниципального образования принимают свой бюджет и не являются субъектом, принимающим управленческое решение, в отношении федерального бюджета или бюджета какого-либо субъекта Российской Федерации. В предметы ведения Российской Федерации входит принятие только федерального бюджета, а не нижестоящих бюджетов. На наш взгляд, наличие доли процессуальных норм в бюджетном праве не изменяет управленческой природы бюджетного процесса. Бюджетный процесс в отличие от гражданского или уголовного процесса осуществляют субъекты, принимающее собственное управленческое решение, действующие от своего имени, а не от имени всего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовое  регулирование прозрачности бюджетного  процесса.

 

 

Основной проблемой  правового регулирования прозрачности бюджетного процесса в настоящее  время выступают недостатки нормативного закрепления принципов бюджетной системы, в частности принципа прозрачности.

Принцип прозрачности (открытости) закреплен в ст. 36 Бюджетного кодекса РФ. Согласно названной статье принцип прозрачности (открытости) означает:

1) обязательное опубликование  в средствах массовой информации  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

2) обязательную открытость  для общества и средств массовой  информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

Информация о работе Правовое регулирование прозрачности бюджетного процесса