Правовое регулирование кредитного договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Практика рассмотрения споров, связанных с возвратностью кредитов, свидетельствует о том, что при осуществлении коммерческими банками кредитной политики у них возникает немало проблем в связи с ненадлежащим исполнением обязательств со стороны заемщиков, в результате чего банки-кредиторы пытаются до минимума снизить риск не возврата кредитов и размер последующих убытков, прибегая к различным способам обеспечения исполнения обязательств, в том числе к банковским гарантиям, залогу, поручительству и т.д.

Файлы: 1 файл

банк право.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

Кроме повышенных процентов или пени за несвоевременный возврат ссуды, кредитные договоры очень часто  предусматривают ряд санкций иного характера. При ухудшении финансово-хозяйственного положения клиента или при внезапно обнаружевшемся отсутствии обеспечения кредита и т.п. коммерческий банк, в соответствии с условиями кредитного договора, получает право на досрочное одностороннее   расторжение   договора. Практически   досрочное расторжение кредитного договора выглядит как досрочное взыскание уже выданного кредита и прекращение выдачи ссуд, даже если это было обусловлено кредитным договором.

В соответствии с условиями кредитного договора банк отвечает за несвоевременную выдачу кредита. Если кредитным договором специально не предусмотрена ответственность за нарушение этой обязанности банка, то его ответственность заключается в возмещении убытков, причиненных клиенту.

Ответственность клиента и банка является полной, т.е. виновная сторона обязана возместить своему контрагенту убытки в полном объеме. включая неполученные доходы, если кредитный договор не содержит условия, предусматривающего ограниченный характер ответственности обеих или одной стороны.

 

3.2. Проблема  отсроченных кредитов

 

Одним из наиболее сложных на практике является вопрос о включении в себестоимость  сумм кредитов и процентов по ним, срок возврата которых изменен по соглашению сторон, то есть отсрочен или  пролонгирован.

Этот  вопрос неоднозначно решается и во взаимоотношениях коммерческих банков с налоговыми инспекциями. Налоговые инспекции считают, что суммы процентов по отсроченным или пролонгированным кредитам должны выплачиваться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты всех налогов и других обязательных платежей в бюджет. Предприятия же полагают, что затраты по уплате процентов по пролонгированным банковским кредитам нужно относить на себестоимость продукции.

В соответствии с подп. "т" п. 2 раздела 1 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года  №  552,  в  себестоимость  продукции (работ, услуг) включаются платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленной законодательством.

Такая ставка установлена постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 года "О внесении изменений в постановление Верховного Совета по вопросам налогообложения" на уровне учетной ставки ЦБ России, увеличенной на три пункта.

При этом "Положением о составе затрат..." предусмотрено отнесение платежей по кредитам сверх ставок на финансовые результаты, а согласно постановлению Верховного Совета те же платежи осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В соответствии с Инструкцией ГНС РФ от 6 марта 1992 года № 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" при применении этого подпункта следует руководствоваться постановлением Верховного Совета, то есть расходы по уплате процентов, превышающих учетную ставку ЦБ России, увеличенную на три пункта, следует производить из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов.

По  мнению налоговой инспекции, ранее  на себестоимость не могли быть отнесены проценты по отсроченным или пролонгированным ссудам. Начиная же с апреля 1994 года проценты по пролонгированным ссудам стали рассматриваться как проценты по срочной ссуде на основании письма Госналогслужбы Российской Федерации от 14 апреля 1994 года, что означает включение указанных процентов по отсроченным (пролонгированным) кредитам в состав затрат, относимых на себестоимость.

Начисление  процентов по выданному, но невозвращенному  кредиту производится в сроки  и порядке, предусмотренные кредитным  договором. При погашении просроченных ссуд из прибыли уплачиваются проценты за весь срок их погашения, а не только за период, когда ссуда стала считаться просроченной. Таким образом, из чистой прибыли уплачиваются невыплаченные проценты за пользование заемными средствами до срока возврата кредита и проценты, начисленные по истечении этого срока. Если предприятие в установленном порядке заключает с банком дополнительное соглашение или вносит в ранее заключенный кредитный договор изменения, касающиеся продления срока его действия, вследствие чего устанавливаются иные сроки возврата выданных кредитов, такие ссуды не будут рассматриваться в качестве просроченных и, следовательно, расходы по уплате процентов за пользование банковскими кредитами следует включать в состав затрат в пределах ставки Центрального банка России.

В соответствии с п. 27 раздела П Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты  налога  на  прибыль банками  и другими кредитными  учреждениями,  утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 года № 490, к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относятся начисленные и уплаченные проценты по отсроченным (пролонгированным) в установленном порядке межбанковским кредитам, а также по кредитам, отсроченным по решению Правительства Российской Федерации. Расходы, включаемые в себестоимость (в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы налога на прибыль) ограничиваются ставкой Центрального банка Российской Федерации по централизованным кредитным ресурсам, увеличенной на три пункта.

Начисленные и уплаченные проценты по просроченным ссудам не уменьшают налогооблагаемую базу. Таким образом, платежи по процентам  за кредит банка в пределах учетной  ставки Центробанка России, увеличенной на три пункта, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия.

  Проценты, уплаченные по кредитам в пределах ставки Центробанка России, увеличенной на три пункта, принимаются в расходы по каждому кредитному договору в отдельности (п. 12 совместного письма Госналогслужбы и Минфина РФ). Если расходы по уплате процентов превышают этот предел, они осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

В своем  письме от 11 февраля 1994 года № 08-04/42 Госналогслужба Российской Федерации отождествляет понятия "отсрочки исполнения обязательства по кредитному договору" и "пролонгации".

С 1 апреля 1994 года проценты по отсроченным (пролонгированным) кредитам рассматриваются  как проценты • по срочной ссуде  с отнесением их на себестоимость продукции (работ, услуг) (письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 14 апреля 1994 года № ВП-6-01/135).

До 1 апреля 1994 года предприятия относили проценты по пролонгированным кредитам банков на затраты производства (издержки обращения) по каждому отчетному периоду (месяц, квартал, год) в размере соответствующей ставки Центробанка России, увеличенной на три пункта, но из-за отсутствия соответствующих правовых положений в действующем законодательстве не могли ссылаться на нормативные акты при осуществлении бухгалтерской отчетности об остатках задолженности по срочным банковским кредитам или коммерческим.

Указанный пробел в действующем законодательстве давал налоговым инспекциям на местах основания при осуществлении  документальных проверок юридических лиц усматривать занижение прибыли за счет отнесения банковского процента по пролонгированным кредитным договорам в состав затрат предприятия и взыскивать штрафные санкции с них по п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

К отсроченным (пролонгированным) кредитам относятся  ссуды (кредиты), сроки возврата которых  продлены или перенесены на более  длительный срок или пересмотрены по соглашению сторон договора. Согласно п. 1 заключения аудиторской проверки все кредитные договоры за 1993 год предприятием своевременно пролонгированы дополнительными соглашениями с банком-кредитором (процентная ставка не повышалась и составляла 83 процента) или полученный кредит был погашен вновь взятым кредитом. По данным бухгалтерского учета банка-кредитора все пролонгированные ссуды предприятия являются срочными.

Письмом от 22 августа 1994 года .№ 13-1-2/1173 Центральный  банк России разъяснил, что проценты по пролонгированным кредитам рассматриваются  как проценты по срочной ссуде с отнесением их на себестоимость продукции (работ, услуг).

Правильность  выводов арбитражного суда и кассационной коллегии по включению процентов  по пролонгированным кредитным договорам, сроки погашения которых перенесены по соглашению сторон, в состав издержек производства и обращения подтверждается, по моему мнению, и письмом Государственной налоговой инспекции по г. Москве от 12 октября 1993 года № 11-08/7226.

Согласно  этому письму платежи по кредитам банков следует рассматривать как  проценты по просроченным ссудам только в случаях, когда они производятся по окончании срока действия кредитного. договора за пользование заемными средствами по истечении периода, на который получена ссуда. Указанные платежи рассматриваются как проценты по отсроченным ссудам при наличии предоставленной банком отсрочки погашения выданной ссуды, оформленной в виде отдельного соглашения между предприятием и банком о предоставлении отсрочки выплаты ссуды.

Данные  соглашения об изменении условий  ранее заключенных кредитных договоров, продлевающие срок действия этих договоров и устанавливающие иные сроки погашения выданных кредитов, не следует рассматривать как перевод таких ссуд в категорию просроченных или отсроченных. В этих условиях расходы по уплате процентов за пользование банковскими кредитами включаются в состав издержек производства и обращения. В аналогичном порядке производится отнесение расходов, производимых' банками по уплате процентов за пользование межбанковскими кредитами, на уменьшение налогооблагаемой базы.

Аналогичные решения надзорная коллегия Высшего  Арбитражного Суда РФ по проверке в  порядке надзора законности и  обоснованности решений арбитражных  судов, вступивших в законную силу, выносила и по другим делам этой категории споров.

В изменениях и дополнениях, вносимых в "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 661, в подп. "с" п. 2 указанный пробел в действующем законодательстве был восполнен. Согласно этому пункту затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Для целей налогообложения затраты... по оплате процентов банков принимаются  в пределах учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, увеличенной  на три пункта (по ссудам, полученным в рублях), или ставки ЛИБОР (LIBOR), увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в иностранной валюте).

При этом вновь устанавливаемая ставка по кредитам Центрального банка Российской Федерации коммерческим банкам распространяется на вновь заключаемые и пролонгируемые договоры, а также на ранее заключенные договоры, в которых предусмотрено изменение процентной ставки.

 

 

3.3. Проблема  возврата долга

 

3.3.1. Возврат долга по исполнительной  надписи нотариуса

Если  заемщик не вернул денежные средства в срок, кредитор может попытаться взыскать их с должника следующими способами:  кредитор обращается к нотариусу, который составит исполнительную надпись и снимет со счета должника причитающуюся вам сумму. Остальные способы проходят через арбитражный суд: кредитор  либо начинает разбираться с должниками в обще исковом порядке, либо возбуждает производство по делу о банкротстве заемщика.

Если  кредитор  решил прибегнуть к  услугам нотариуса, ему следует  иметь в виду следующее: его услуги быстры, но весьма дорогостоящие. За составление  исполнительной надписи с вас возьмут 7% от взыскиваемой с должника суммы. Разбираться с должником в суде будет менее накладно: процентная ставка госпошлины, которую вам придется заплатить при подаче иска, устанавливается тем меньшая, чем больше сумма иска. К тому же в случае успешного для кредитора завершения дела все расходы, связанные с судебным разбирательством, будут возложены на ответчика. Если же вы все-таки решили обратиться к нотариусу, учтите, что исполнительная надпись, согласно закону “О нотариате”, должна быть сделана на “подлинном документе”, то есть на подлиннике кредитного договора. В противном случае должник может ее оспорить. Так, адвокату Валуйскому однажды пришлось в арбитражном суде  отстаивать интересы банка, который списал со счета своего должника крупную сумму по исполнительной надписи нотариуса, сделанной на отдельной листе. Этот спор закончился для клиента адвоката благополучно: г-н Валуйский убедил суд, что в соответствии с инструкцией “О порядке совершения нотариальных действий” исполнительная надпись может быть сделана и на отдельном листе, если на кредитном договоре нет для этого места.

И, на конец, помните о том, что согласно закону “О нотариате”, нотариус имеет  право списать с должника основную сумму  долга по кредиту в течение  полугода с момента ее не возврата, а проценты и штрафы в течение 3-х лет со дня появления задолженности.

Исполнительная  подпись нотариуса  после  принятия  части  1 ГК РФ как норма практически  исключена для залогодателей  как физических, так и  юридических  лиц. Ранее исполнительная надпись нотариуса устраивала коммерческие банки при оформлении взысканий в отношении просроченных платежей по кредитным операциям кредитных организаций. Но после принятия постановления Правительства РФ от 19.06.1996 г. №710 “О внесении изменений в Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 11.03.1976 г. №171” из указанного Перечня документов исключен п.2 по взысканию просроченных платежей, по кредитным операциям кредитных учреждений. До коммерческих банков постановление доведено Письмом ЦБ РФ от 21.08.1996 г. №112-96.

Информация о работе Правовое регулирование кредитного договора