Правонарушения в сфере налоговых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы непосредственно заключается в анализе существующих в Российской Федерации налоговых правонарушений путем исследования сущности и видов налогового правонарушения, а также обращения к статистике их возникновения для выявления наиболее распространенных в настоящее время налоговых правонарушений в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить основные признаки налогового правонарушения с помощью юридических категорий для определения состава налогового правонарушения;
проанализировать причины возникновения и существования налоговых правонарушений путем;
рассмотреть основные виды налоговых правонарушений путем изучения Налогового кодекса РФ и проанализировать наиболее распространенные правонарушения;
выявить основные способы совершения налоговых правонарушений в Российской Федерации, а также отрасли экономики, в которых наблюдается наибольшее количество нарушений налогового законодательства путем исследования приведенной статистики с целью установления наиболее распространенных налоговых правонарушений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Правоотношения и правовая база в сфере налоговых отношений 5
1.2. Участники налоговых правоотношений и контроль в сфере налогов 8
1.3. Ответственность за нарушения налогового законодательства 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ ЗА ПЕРИОД 2009-2011 ГОДА 17
2.1. Способы и мероприятия по выявлению правопримененительнольной практики в сфере налогов 17
2.2. Анализ нарушений налоговой дисциплины за период 2009-2011 года 19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕШЕНСТВОВАНИЯ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 24
3.1.Проблематика правонарушений в сфере налоговых отношений 24
3.2.Направления совершенствования борьбы с налоговыми правонарушениями в сфере налогов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

      Налоговые органы составляют  единую централизованную систему  контроля за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

    Контроль в налоговой сфере  представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением фискально обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, являющуюся одним из этапов налогообложения. В широком смысле налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).

     В соответствии  с законодательством налоговый  контроль в РФ осуществляют следующие органы: налоговые органы;  таможенные органы;  органы государственных внебюджетных фондов. [7, c.6]

         Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля, регулируются положениями гл.14 НК РФ. 
Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными органами в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.               При этом непосредственными целями налогового контроля являются: 
выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений; 
предупреждение их совершения в будущем; 
обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.[1, c. 32]

       Для  достижений указанных целей налоговыми  и иными контролирующими органами  используются следующие основные формы налогового контроля:  налоговые проверки; 
получение объяснений фискально обязанных лиц; 
проверки данных учета и отчетности; 
осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); контроль за расходами физических лиц и др.

 

1.3.Ответственность за нарушения налогового законадательства

       Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки.

     Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога, сбора и пени.

               Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах делится на административную и уголовную.

Основным отличием между этими видами ответственности  является то обстоятельство, что уголовная  ответственность может применять  только в отношении физических лиц ,а административная ответственность – в отношении организаций и физических лиц. Также если нормы уголовной ответственности содержатся только в Уголовном кодексе Российской Федерации, то нормы административной ответственности могут содержаться в неограниченном числе законов. [5, c. 59]

Составы правонарушений и санкции за их совершение указаны в приводимой ниже таблице1.

Таблица 1. Составы правонарушений и санкции за их совершение [1,c. 69]

 

Правонарушение

Санкция

Административная  ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов

Статья 116 НК РФ

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на период 90 дней и менее

- на срок  более 90 дней

 

5 тыс. руб. 

 

 

 

10 тыс.руб.

Статья 117 НК РФ

Ведение организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе 

 

- более трех  месяцев

 

10% от доходов,  полученных в результате такой  деятельности, но не менее 20 тыс.руб.

20% от таких  доходов, полученных в период  деятельности без постановки  на учет более 90 дней

Статья 118 НК РФ

Нарушение налогоплательщиком срока представления информации об открытии или закрытии счета в  банке

 

5 тыс.руб.

Статья 119 НК РФ

Непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой  декларации на период 180 дней и менее  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- в течение  более 180 дней

 

5% суммы налога  по декларации за каждый полный  или неполный месяц со дня,  установленного для ее представления,  но не более 30% от этой суммы  и не менее 100руб.

30% суммы налога  и 10% этой суммы за каждый  полный или неполный месяц начиная со 181-го дня

Статья 120 НК РФ

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения в течение одного налогового периода

-         в течение более одного налогового периода

-         если эти деяния повлекли занижение налоговой базы

 

5 тыс.руб. 

 

 

 

15 тыс.руб.

10% от суммы  неуплаченного налога, но не менее  15 тыс.руб.

Статья 122 НК РФ

Неуплата (неполная уплата) сумм налога в результате занижения  налоговой базы, иного неправильного  исчисления налога, других неправомерных действий (бездействий)

- умышленно

 

20% неуплаченных  сумм налога 

 

 

 

40% неуплаченных  сумм налога

Статья 123 НК РФ

Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

 

20% суммы, подлежащей  перечислению

Статья 124 НК РФ

Незаконное  воспрепятствование доступу должностного лица, проводящего налоговую проверку, на территорию, в помещение налогоплательщика, налогового агента

 

5 тыс.руб.

Статья 125 НК РФ

Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест

 

10 тыс.руб.

Статья 126 НК РФ

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ актами законодательства о налогах и сборах  

 

Отказ предоставить предусмотренные НК РФ документы  со сведениями о налогоплательщике  по запросу налогового органа, иное уклонение от их предоставления либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями (при отсутствии правонарушения по ст. 135. 1 НК РФ)

-         организацией

-         физическим лицом

 

50 руб. за  каждый не предоставленный документ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 тыс.руб.

500 руб.

Административная  ответственность свидетелей, экспертов, переводчиков, иных лиц

Правонарушения

Санкция

Статья 128 НК РФ

Неявка (уклонение  от явки) без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом  правонарушении в качестве свидетеля

Неравномерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний

 

1 тыс.руб. 

 

 

 

3 тыс.руб.

Статья 129 НК РФ

Отказ эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление  переводчиком заведомо ложного перевода

 

500 руб. 

 

1 тыс.руб.

Статья 129.1 НК РФ

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу

- повторно в  течение календарного года

 

1 тыс.руб. 

 

 

 

 

5 тыс.руб.

Административная  ответственность банков

Статья 132 НК РФ

Открытие счета  организации или индивид. Предпринимателю  без предъявления ими свидетельства  о постановке на учет в налоговом  органе, открытие счета при наличии  решения о приостановлении операций по счетам этого лица

Несообщение налоговому органу сведений об открытии (закрытии) счета организацией или индивидуальным предпринимателем

 

10 тыс.руб. 

 

 

 

 

 

 

 

20 тыс.руб.

Статья 133 НК РФ

Нарушение срока  исполнения поручения плательщика  налога или сбора либо налогового агента о перечислении налога (сбора)

 

1/150 ставки рефинансирования  ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый  день просрочки

Статья 134 НК РФ

Исполнение  при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или  налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (сбора) либо иного платежного поручения, имеющего преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд)

 

20% от перечисленной  суммы, но не более суммы задолженности

Статья 135 НК РФ

Неправомерное неисполнение в установленный срок решения налогового органа о взыскании  налога (сбора), а также пени 

 

Совершение  действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, налогового агента, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа

 

1/150 ставки рефинансирования  ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый  день просрочки

30% не поступившей  в результате таких действий  суммы

Статья 135.1 НК РФ

Непредставление по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или индивидуальных предпринимателей в установленный срок

 

10 тыс.руб.

Административная  ответственность граждан и должностных  лиц

Пункт 12 ст.7 Закона РФ от 21.03.91 №943-1

-         сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения, отсутствие бухгалтерского учета, ведение его с нарушением установленного порядка и искажение бухгалтерских отчетов, непредставление, несвоевременное представление, представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, декларации и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов

-         указанные действия, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания

-         нарушение законодательства о предпринимательской деятельности или занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение, отсутствие учета доходов или ведение его с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление декларации либо включение в декларацию искаженных данных гражданами

-         указанные действия, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания

Невыполнение  должностными лицами организаций и гражданами следующих требований налоговых органов:

-         предоставить справки, документы, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика, необходимые для правильного налогообложения;

-         представить возможность обследовать любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения;

-         устранить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах;

-         приостановить операции организаций и граждан по счетам в банках в установленных случаях

 

От 2 до 5 МРОТ на каждого виновного должностного лица организации 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От5 до 10 МРОТ 

 

От 2 до 5 МРОТ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От5 до 10 МРОТ 

 

 

Статья 11 Закона РФ от 24.06.93 №5238-1

Невыполнение должностными лицами организаций и гражданами следующих требований налоговой  полиции:

-         допуска в любые производственные, складские, торговые и иные помещения, используемыми налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли);

-         устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, представления отчетной, иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости – восстановления бухгалтерского учета;

 

До 100 МРОТ 

Уголовная ответственность  граждан и должностных лиц

Статья 198 УК РФ

Уклонение физического лица от уплаты налога путем непредоставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, совершенное в крупном размере 

 

То же деяние, совершенное  в особо крупном размере или  лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных статьями 194,198,199 УК РФ

 

От 200 до 500 МРОТ или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, или арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы до двух лет

От 500 до 1000 МРОТ или размер заработной платы или одного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года, либо лишение свободы до 5 лет

Статья 199 УК РФ

Уклонение от уплаты налогов с организации путем  включения в бухгалтерские документы  заведомо искаженных данных о доходах  или расходах либо иным способом, совершенное в крупном размере

 

Лишение права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью  до 5 лет либо арест от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы до 4 лет

То же деяние, совершенное:

-         группой лиц по предварительному сговору;

-         лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст. 194,198,199 УК РФ;

-         неоднократно;

-         в особо крупном размере 

Лишение свободы  от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ ЗА ПЕРИОД 2009-2011 ГОДА

2.1.Способы и  мероприятия по выявлению правопримененительной практики в сфере налогов

     Основным участником правоприменительной деятельности являются налоговые органы. Для реализации своих основных задач, налоговые органы наделены полномочиями, которые можно подразделить на группы, исходя из их функций:

1 .Полномочия  по учету налогоплательщиков.

2. Полномочия по контролю за  соблюдением налогового законодательства.

3. Полномочия по ведению оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов и других платежей.

4. Полномочия по применению мер, направленных на пресечение нарушений налогового законодательства.

5. Полномочия по применению мер ответственности.

6. Полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля.

7. Полномочия налоговых инспекций по взысканию сумм штрафов, наложенных иными государственными и контрольными органами, исполнению судебных актов и др. [12, c.1]

Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК.

Налоговая проверка является основным методом правоприменения. Налоговая проверка может быть камеральной или выездной.

 Если камеральная  налоговая проверка проводится  в самом налоговом органе в отношении всех налогоплательщиков на основе представленных  декларации и документов, то выездная налоговая проверка проводится в отношении организации и индивидуальных предпринимателей на местах .

 Налогоплательщик, к которому для проведения выездной налоговой проверки прибыло должностное лицо налогового органа, вправе потребовать предъявления должностным лицом своего служебного удостоверения и постановления руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. При этом налоговый орган не может провести в один год две выездные налоговые проверки одного и того же налогоплательщика, за  исключением случаев, когда вторая проверка  связана с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика и когда повторная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. [11, c. 14]

Налоговые органы наделены правом требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Так же для выявления налоговых преступлений весьма эффективны: встречная сверка документов и операций; анализ различных направлений хозяйственной деятельности и балансовых счетов в их взаимосвязи; проверка контролирующих регистров одновременно с документами; динамический анализ хозяйственных процессов с сопоставлением однородных операций; проверка соответствия списания материальных ценностей нормам затрат; сравнение объяснений тех, кто осуществлял хозяйственные операции, и др.

Возможно приминение  метода взаимного контроля, который состоит в сопоставлении нескольких документов, прямо или опосредованно отражающих проведение интересующей хозяйственной операции. Он основан на том, что сведения о таких операциях отражаются, как правило, в нескольких коррелирующих между собой учетных документах. При проверке правильности налоговых платежей этот метод позволяет сопоставить: 
      1) сведения, отраженные в формах налоговых расчетов, с данными бухгалтерского баланса и приложений к нему; 
       2) расчеты по налогам с первичными документами; 
       3) содержание последних со сводными формами и записями чернового учета; 
     4) бухгалтерские документы разных структурных подразделений предприятия либо разных предприятий между собой. В результате выявляются операции, учтенные при расчете налогов, но не за документированные либо учтенные не полностью. [7, c.13] 

2.2.Анализ нарушений налоговой дисциплины за период 2009-2011 года

 

Налоговая система  является основой деятельности любого государства, а любой фактор, отрицательно влияющий на него, требует особого внимания. Таким фактором являются налоговые правонарушения, результатом которых становится не полное поступление денежных средств в бюджеты всех уровней.

К основным моделям  поведения налогоплательщиков, в  процессе их стремления к снижению налогового бремени, относятся уклонение  от налогов, избежание налогов и  минимизация налогов.

Как свидетельствуют  данные статистики за 2011 год, основными способами совершения налоговых правонарушений являются: занижение объема реализованной продукции (40,3%), сокрытие выручки от реализации продукции (15,7%), завышение себестоимости (11,5%), на которые приходится почти 66% всех выявленных правонарушений.

Другие способы  совершения налоговых нарушений  встречаются значительно реже: осуществление  коммерческой деятельности без лицензии (3%), превышение предельно допустимой суммы при расчете наличными (5%), осуществление финансовых операций с использованием счетов других предприятий по взаимной договоренности (2,8%), ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговой инспекции (3,9%).

Наибольшее количество нарушений  налогового законодательства в крупном и особо крупном размере выявляется в следующих отраслях экономики: в промышленности (19,3%), торговле (15,4%), строительстве (18%), сельском хозяйстве (10,6%). Среди отраслей промышленности следует выделить пищевую (6,3%), машиностроение и металлообработку (5%), лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную (1,5%). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составила 3,7%, в кредитно-финансовой сфере - 2% от всех выявленных нарушений.

Наиболее опасными отраслями народного хозяйства по доле предприятий с выявленными нарушениями налогового законодательства в крупном и особо крупном размере от общего количества предприятий являются: промышленность (0,9% от общего числа предприятий отрасли), транспорт (0,8%), строительство (0,7%), кредитно-финансовая сфера (0,5%), сельское хозяйство (0,4%), торговля (0,3%). Более детальный анализ промышленной сферы показывает высокий уровень криминализации топливно-энергетического комплекса (13,7% от общего числа предприятий ТЭК), в том числе добыча и переработка газа (25,1%), нефтедобывающая промышленность (23,2%), нефтеперерабатывающая промышленность (15,7%), электроэнергетика (11,3%), угольная промышленность (11,2%). Уровень криминализации в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составил 5,1%, черной металлургии - 3,2%, цветной металлургии – 1,5%.[9, c. 17]

Проанализируем  динамику налоговых правонарушений в Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1. Количество правонарушений , выявленных

подразделениями по расследованию налоговых правонарушений [15, c. 1]

 

Категория преступлений

2009

2010

2011

всего     

18 650

23 820

26 627

в том числе:           

     

I. Уклонение от уплаты  налогов и (или) сборов   
с физического лица     

2 886

4 287

4 979

II. Уклонение  от уплаты налогов и (или) сборов   
с организации          

3 817

4 906

6 118

III. Неисполнение   обязанностей налогового  
агента                 

418

972

1 529

IV. Сокрытие  денежных   средств либо имущества  организации             (индивидуального         
предпринимателя),       за счет которых должно   
производиться взыскание налогов и (или) сборов 

1 694

2 188

1 927

Информация о работе Правонарушения в сфере налоговых отношений