Понятие и характеристика доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя.

Файлы: 1 файл

Бюджет право.docx

— 27.72 Кб (Скачать файл)

               Бюджет – форма образования и расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах.

          Доходы бюджета формируются за счет налогов и неналоговых доходов (например, от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики.

Доходы бюджета в соответствии со ст. 6 БК РФ - это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением  средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Формирование доходов  бюджетов проводится на основании бюджетного законодательства, законодательства о  налогах и сборах, законодательства об иных обязательных платежах (ст. 39 БК РФ).

          Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

 Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. В соответствии со ст. 41 БК РФ к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, от региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Налоговые доходы бюджетов существенно отличаются от неналоговых доходов объемом поступлений и характером правового регулирования.

                                   Понятие и характеристика доходов  бюджета. 

     Федеральный  бюджет РФ является основным  финансовым планом государства,  утверждаемым Федеральным собранием  (принимается Государственной думой  и одобряется Советом Федерации)  и имеющим статус федерального  закона. Через федеральный бюджет  мобилизуются финансовые ресурсы,  необходимые для последующего  их перераспределения и использования  для целей государственного регулирования  экономического развития страны  и реализации социальной политики  на территории всей России.

    Составление и  исполнение бюджета базируется  на бюджетной классификации, в  которой  выделяются целевые  направления  государственной  деятельности, вытекающие из основных  функций государства.

    В этой связи  главной проблемой, вытекающей  из структуры формирования доходов   бюджета РФ, остается распределение   налоговых доходов и неналоговых   отчислений между местными и  федеральным  бюджетом, т. е.  вопрос бюджетного федерализма.

     Доходы  бюджета  — это часть централизованных  финансовых ресурсов государства,  формируемая  за счет перераспределения  части  национального дохода  и используемая для выполнения  государством и органами местного  самоуправления своих функций. 

Главным источником доходов  бюджетов разных уровней является ВВП  и, прежде всего, такая его часть  как национальный доход.

     Бюджетные  доходы - понятие более узкое,  чем  доходы государства, которые  включают помимо средств бюджета  всех уровней  власти ресурсы  внебюджетных фондов и всего  государственного сектора.

     Налоги  являются  главным методом перераспределения   национального дохода; обеспечивают  преобладающую долю доходов бюджета.  С помощью налогов формируется  основная часть бюджета — примерно 80—90% доходов бюджета в разных  странах составляют налоги. Доля  налогов в доходах членов федерации  и местных бюджетов значительно  меньше. Эти бюджеты формируются  за счет закрепленных (собственных)  и регулирующих доходов.

    Вторым  по своему  финансовому значению доходом   бюджета являются государственные   займы. К займам государство  прибегает  при бюджетных дефицитах,  которые  предусматриваются при  составлении  бюджета на предстоящий  год. По мере усиления финансовой  напряженности  в странах и  увеличения дефицита государство  все больше обращается к займам. Существуют два пути получения   займов: первый - у широких слоев   населения путем свободной продажи   им государственных облигаций  и  других ценных бумаг, второй - у  Центрального и коммерческих  банков под обеспечение  ценных  бумаг государства. Увеличение  объема кредитных операций государства   ведет к росту государственного  долга.

    Государственный  долг тесно связан с налогами. Погашение  займов, выплата по  ним процентов  осуществляется  в значительной мере за счет  дополнительных налоговых платежей  либо выпуска новых займов.

    При чрезвычайных  обстоятельствах, когда  получение  налоговых платежей и  займов  оказывается затруднительным, государство  обращается к эмиссии  бумажных  денег. Этот метод самый   непопулярный, так как вызывает  рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические  последствия.

    Доходы  бюджетов  формируются в соответствии с  бюджетным и налоговым законодательством   РФ, за счет налоговых и неналоговых   видов доходов, а также за  счет безвозмездных перечислений (ст. 39 БК). Объем поступлений неналоговых  доходов и их виды устанавливаются  в соответствующих бюджетах. 

Доходы бюджетов в зависимости  от уровня бюджетной системы подразделяются на доходы федерального бюджета, субъектов  РФ и бюджетов муниципальных районов, доходы бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, доходы бюджетов городских и сельских поселений.

В зависимости от права  собственности выделяют собственные  доходы бюджетов. В соответствии со ст. 47 БК РФ к собственным доходам  бюджетов относятся:

а) налоговые доходы, зачисляемые  в бюджеты в соответствии с  бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах  и сборах;

б) неналоговые доходы, зачисляемые  в бюджеты в соответствии с  законодательством РФ, законами субъектов  РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований;

в) доходы, полученные бюджетами  в виде безвозмездных поступлений, таких как дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; субсидии из других бюджетов бюджетной системы  РФ (межбюджетные субсидии); межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной  системы РФ; безвозмездные поступления  от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Под собственными доходами понимаются такие виды доходов, которые  законодательством РФ (ст. 47 БК РФ) полностью  или частично закреплены на постоянной основе за соответствующими бюджетами. Конкретный перечень и нормативы  зачисления в бюджеты от определенных видов доходов, которые формируют  собственные доходы бюджетов, определяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

В состав налоговых доходов  бюджетов включены:

а) федеральные налоги и  сборы, т.е. налоги и сборы, установленные  в ст. 13 НК РФ и обязательные к  уплате на всей территории Российской Федерации (налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог  на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина);

б) региональные налоги и  сборы, т.е. налоги и сборы, установленные  ст. 14 НК РФ и законами субъектов  Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации  и обязательные к уплате на территориях  субъектов Российской Федерации (налог  на имущество организаций, налог  на игорный бизнес и транспортный налог);

в) местные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, установленные  ст. 15 НК РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и  обязательные к уплате на территориях  муниципальных образований (земельный  налог и налог на имущество  физических лиц);

г) налоги, предусмотренные  специальными налоговыми режимами (например, единый сельскохозяйственный налог);

д) пени и штрафы. Пеней, относимой к налоговым доходам, согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Штрафы применяются в виде денежных взысканий в размерах, которые также установлены в законодательстве о налогах и сборах.

В основе выделения налоговых  видов доходов бюджетов лежит  налоговый метод образования  публичных доходов, опирающийся  на обязательные, индивидуально безвозмездные  платежи, взимаемые с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований (ст. 8 НК РФ). Объемы поступлений от налоговых доходов могут прогнозироваться в доходной части бюджетов, поскольку они имеют систематический характер, законом определяются конкретные ставки и сроки уплаты.

Неналоговые доходы бюджетов могут иметь добровольный и принудительный характер. Неналоговые доходы отличаются от налоговых "субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой  и перечислением в бюджет неналоговых  доходов" .Порядок установления, взимания неналоговых доходов регламентируется нормативными правовыми актами различного характера.К неналоговым доходам бюджетов в соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ относятся:

а) доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, за исключением  имущества автономных учреждений, государственных  и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

б) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия  в капитале, государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней), находящегося в государственной  или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, за исключением  имущества автономных учреждений, государственных  и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности в соответствии со ст. ст. 94 - 96 БК РФ являются источниками внутреннего финансирования дефицитов федерального бюджета, бюджета субъектов, местных бюджетов. Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и других драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение, согласно ст. 94 БК РФ, относятся к источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

г) средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным  образованиям, и иные суммы принудительного  изъятия, перечень и нормативы распределения которых между бюджетами бюджетной системы конкретизированы в ст. 46 БК РФ;

д) средства самообложения  граждан, к которым в соответствии со ст. 56 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан  устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных  категорий граждан, численность  которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых  размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования  разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан);

е) иные неналоговые доходы, среди которых наиболее значимыми  по объему поступлений являются таможенные пошлины и таможенные сборы, установленные  Таможенным кодексом РФ а также природоресурсные платежи, включающие, например, платежи за пользование водными объектами, недрами, плату за негативное воздействие на окружающую среду, установленные актами природоресурсного и земельного законодательства - Водным ,Лесным ,Земельным кодексами, Федеральным законом . Список неналоговых доходов бюджетов является открытым.

Состав доходов бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, конкретизированный в  ст. 42 БК РФ, следующий:

а) доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением  имущества автономных учреждений и  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, в том  числе казенных;

б) средства, получаемые в  виде процентов по остаткам бюджетных  средств на счетах в Центральном  банке Российской Федерации и  в кредитных организациях;

в) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений и государственных и  муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;

Информация о работе Понятие и характеристика доходов бюджета