Понятие бюджетных правоотношений, признаки, классификация, субъекты, объекты, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Понятие и сущность бюджетных правоотношений
Бюджетные правоотношения - это урегулированные нормами бюджетного права общественные правоотношения, субъекты которых, будучи участниками бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, наделены субъективными правами и обязанностями.

Файлы: 1 файл

Бюд право вар 1.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

У субъектов бюджетных  правоотношений правоспособность и  дееспособность возникают с момента  их образования одновременно и в  полном объеме.

Бюджетный кодекс РФ наделяет соответствующими полномочиями субъектов  бюджетных правоотношений отдельно в области бюджетного регулирования и бюджетного процесса. При этом указанные субъекты одновременно могут рассматриваться участниками и бюджетного процесса, и бюджетного регулирования. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетные полномочия - это установленные Бюджетным кодексом РФ и принятые в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной  власти  (органов местного самоуправления)  и  иных  участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

В статье 152 БК РФ выделены участники бюджетного процесса, чьи  полномочия рассматриваются в следующих  главах. В круг участников бюджетного процесса законодатель не включил бюджетные  полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. При этом следует отметить, что круг субъектов бюджетных правоотношений шире круга участников бюджетного процесса.

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования  как субъекты бюджетных правоотношений наделены полномочиями в области бюджетного регулирования. Характеризуя обязанности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, законодатель использует понятие "расходные обязательства". В соответствии со ст. 6 БК РФ расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения обязанности предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Согласно п. 1 ст. 84 БК РФ, расходные обязательства Российской Федерации возникают, в частности, в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и   (или)   полномочий   по   предметам   совместного   ведения,   не   отнесенным   Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, субъекты бюджетных правоотношений обладают правами и являются носителями обязанностей, за нарушение которых к ним  применяются меры ответственности.

 

2. Бюджетная  политика в субъектах Российской Федерации

Бюджетная политика: понятие, признаки. Правовые основы бюджетной  политики в субъектах Российской Федерации (на примере Оренбургской области). Бюджетная политика Оренбургской области на 2013г.

2.1 Сущность  и понятие бюджетной политики

Политика (от др. греч.) означает искусство управления государством. В широком смысле политика - это концепция специальной деятельности по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес интересам других, в узком смысле - совокупность мероприятий, деятельность субъекта по достижению определенных целей. Второе определение по существу не отличается от смыслового содержания термина «менеджмент», а поэтому представляется нам неправомерным в научном обороте. В дальнейшем под государственной деятельностью в данном смысле будем понимать государственный менеджмент, или государственное управление, задачей которого является реализация государственной политики.

Любая политика - это отношения минимум двух субъектов  по поводу защиты и реализации собственного интереса относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, сенсорных и других жизненных ценностей). Соответственно политика может быть классифицирована:

по типу объекта (социальная, экономическая);

по виду субъекта (частная, коллективная, государственная).

Бюджетный кодекс РФ предлагает следующее определение бюджета: бюджет – это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

Бюджетную систему страны (региона) принято подразделять на уровни. Это связано с существенными различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство страны предполагает подчиненность одних органов власти другим и разную степень их самостоятельности в бюджетно-финансовой сфере.

Бюджетная система Российской Федерации  состоит из бюджетов трех уровней:

1)   первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2)   второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3)   третий уровень – местные бюджеты. Бюджеты первого уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Бюджеты первого уровня разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря . Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет РФ.

Бюджетная классификация  РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Она включает в себя: классификацию доходов бюджетов РФ, функциональную классификацию расходов бюджетов РФ, экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, классификацию видов государственных внутренних долгов бюджетов РФ, классификацию видов внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ, ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Кроме того, существуют некоторые  принципы, на которых основана бюджетная система РФ:

- принцип единства  бюджетной системы РФ,

- принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ,

- принцип самостоятельности  бюджетов, принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов,- принцип сбалансированности бюджета,

- принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств,

- принцип общего (совокупного)  покрытия расходов бюджетов, принцип  гласности, принцип достоверности  бюджета,

- принцип адресности  и целевого характера бюджетных средств.

Бюджетная политика государства  это совокупность мероприятий в  сфере организации бюджетных  отношений с целью обеспечения  его денежными средствами для  выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач  в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

 В соответствии  с намеченными целями, формируются  задачи, которые определяют стратегические  направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

- концентрация финансовых  ресурсов на решении приоритетных  вопросов;

- снижение налоговой  нагрузки на экономику;

- упорядочивание государственных  обязательств;

- создание эффективной  системы межбюджетных отношений  и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами.

От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной  политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).

На основе категории  бюджетного потенциала следует оценивать  возможности реализации функций  государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и  падение бюджетного потенциала сказывается  на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.

Бюджетная политика государства  как часть фискальной политики ориентируется  в основном на достижение уравновешенного  бюджета, сбалансированного по государственным  доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

На протяжении всего  периода реформ цели, которые ставились  перед бюджетной политикой значительно  были достигнуты: сформирована и функционирует  трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый  кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

Но для дальнейшего  совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию  основных ее принципов:

- реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;

- ответственности государства  за безусловное выполнение взятых  на себя обязательств;

- жесткости бюджетов, превращения их в действенный  инструмент финансового оздоровления  экономики;

- увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;

- усиления результативности  бюджетной политики в достижении  определенных параметров в экономике.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год. Политика государства - это концепция отношений по поводу и реализации государственных интересов, устройства, систем общественного правопорядка. Политика государства рыночной экономики - это совокупность экономических, политических, военных и правовых мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в целях, прежде всего, сохранения и развития существующего государственного устройства, государственного аппарата, частной собственности и имущих категорий населения.

2.2 Правовые  основы бюджетной политики в Оренбургской области

Одним из основных направлений государственного строительства в Российской Федерации на современном этапе является задача формирования истинных федеративных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации.

При решении данной проблемы решаются вопросы упрочения единого экономического пространства на основе приведения законодательств субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. Необходимо повышать экономическую самостоятельность и ответственность субъектов РФ и муниципальных образований на основе разграничения функций, полномочий и источников формирования финансовых ресурсов между федеральным и региональными уровнями власти. В настоящее время вырабатываются стимулы для активизации участия регионов в реализации общефедеральных и межрегиональных программ, сокращения различий в социально-экономическом развитии регионов.

Информация о работе Понятие бюджетных правоотношений, признаки, классификация, субъекты, объекты, содержание