Понятие бюджетного процесса и его принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:03, реферат

Описание работы

Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономиче-ской структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Актуальность темы определена тем, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетный процесс.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...….3
1. Понятие бюджетного процесса и его принципы………………………….…4
2. Полномочия участников бюджетного процесса……………………………..5
3. Стадии бюджетного процесса……………………………………………..….8
3.1 Составление проекта бюджета…………………………………………..…..8
3.2 Рассмотрение и утверждение проекта бюджета, принятие закона о бюджете………………………………………………………………………………10
3.3 Исполнение бюджета……………………………………….………………13
Список литературы………………………………………..…………………19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 38.62 Кб (Скачать файл)

Правительство РФ за 10 месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению до представительных и исполнительных органов субъектов Федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях.

Исполнительные органы власти всех уровней, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.

В случае несбалансированности доходов  и минимально необходимых расходов бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления их исполнительные органы власти представляют в вышестоящие органы исполнительной власти необходимые расчеты для обоснования необходимости выделения отчислений от регулирующих доходов, средств фонда поддержки территорий, дотаций, субвенций, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов в бюджеты нижестоящие, а также данных об изменении состава субъектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Несогласованные вопросы по бюджетным  проектировкам в предстоящем  году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, которую возглавляет министр финансов.

Разработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому  году (БК РФ ст.184 ч.2 п.8).

Для более полного учета всех финансовых ресурсов исполнительные органы власти каждой территории вправе составить территориальный сводный финансовый баланс доходов и расходов субъектов Федерации и местного самоуправления.

Предприятия, учреждения и организации  всех форм собственности, расположенные на соответствующих территориях, включая налоговые службы и органы статистики, обязаны безвозмездно представлять исполнительным органам власти все сведения, необходимые для составления этих балансов.

После представления нижестоящими субъектами Федерации предложений  в вышестоящие органы исполнительной власти, расчетов по распределению  доходов и расходов бюджетов разных уровней Правительство РФ не позднее, чем за четыре с половиной месяца до начала финансового года доводит до всех представительных и исполнительных органов субъектов РФ следующие данные: проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов с учетом контингентов этих доходов, поступающих на данной территории; данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых к предоставлению из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам, и их целевое назначение; перечень закрепленных в полном объеме и фиксированных долей (в процентах) доходов за бюджетами всех национально-государственных и административно-территориальных образований.

В случае возникновения разногласий  по проекту бюджета, в Процессе его  подготовки и составления, исполнительные органы власти могут вносить в  вышестоящие органы свои предложения  по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти показателей.

Рассмотрение этих предложений  первоначально производится в соответствующем вышестоящем исполнительном органе власти. В случае отклонения предложения полностью или частично этот вышестоящий орган исполнительной власти обязан совместно с нижестоящим заинтересованным органом составить протокол об имеющихся разногласиях в сроки, установленные соответствующим вышестоящим представительным органом власти[5].

Для рассмотрения возникающих разногласий  представительные органы власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты работы согласительной комиссии должны быть доведены до сведения соответствующих нижестоящих и вышестоящего представительных органов власти в установленные сроки. Окончательное решение принимается соответствующим вышестоящим органом представительной власти.

3.2 РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ  ПРОЕКТА БЮДЖЕТА, ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА  О БЮДЖЕТЕ.

Вторая стадия начинается с момента  внесения проекта закона о бюджете  на рассмотрение представительного  органа власти. Проект закона о бюджете  на федеральном уровне вносится Президентом, на уровне субъекта - главой исполнительной власти, на местном - главой муниципального образования.

Правительство Российский Федерации, правительства субъектов РФ и  органы местного самоуправления (муниципальных образований) выносят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе Федерального Собрания создан Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, в Совете Федерации — Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Эти комитеты корреспондируют предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Совета Федерации и Государственной Думы и контактируют по вопросам бюджета между собой. Комитеты и комиссии Федерального Собрания должны провести постатейное рассмотрение предъявленного проекта бюджета и вынести по нему сводное заключение.

Проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 26 августа текущего года. В ст.192 Бюджетного кодекса содержится перечень документов и материалов, представляемых в Государственную Думу. К ним относятся: предварительные итоги социально-экономического развития РФ, прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год; основные направления бюджетной и. налоговой политики на очередной финансовый год; план развития государственного и муниципального сектора экономики; прогноз сводного финансового баланса на территории РФ (на очередной финансовый год); основные принципы и характеристики взаимоотношении федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ; прогноз консолидированного бюджета РФ на следующий год; федеральные целевые программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию за счет средств федерального бюджета; проект адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год; проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий; расчеты по статьям классификации доходов и расходов федерального бюджета и т.д.1

Одновременно в Государственную  Думу Правительство РФ вносит проекты  федеральных законов. До 1 августа  текущего года вносится на рассмотрение проект федерального закона о тарифах  страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды на очередной  финансовый год.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете  представляется протокол разногласий  между Государственной Думой, Советом Федерации, органами федеральной судебной системы, Конституционным Судом РФ, Счетной палатой и Правительством РФ по поводу расходов указанных органов, не согласованных с Правительством РФ.

Не позднее 1 октября текущего года Правительство РФ представляет в  Государственную Думу: оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета РФ за отчетный финансовый год; проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год и отчет о предоставлении гарантий Правительства РФ за истекший период текущего финансового года; проект программы предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе за отчетный финансовый год и истекший период текущего финансового года; предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с указанием их штатной численности на начало и конец очередного финансового года.

Банк России до 1 октября представляет проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики на очередной финансовый год.

Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ[1].

Государственная Дума рассматривает  проект бюджета в четырех чтениях[2].

Субъекты права законодательной  инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в Комитет по бюджету. Государственная Дума рассматривает проект о бюджете в третьем чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении[3].

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете  в четвертом чтении проект голосуется в целом; внесение поправок в проект, возможное во втором и третьем  чтениях, в четвертом чтении не допускается. Проект закона о федеральном бюджете  рассматривается в течение 15 дней со дня принятия его в третьем  чтении. Принятый Государственной Думой  закон о федеральном бюджете  на очередной год передается на рассмотрение Совету Федерации в течение 5 дней после его принятия[10]. Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Следует обратить внимание, что после голосования в четвертом чтении проект закона о бюджете становится законом. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня предоставления его Государственной Думой, при этом закон на предмет его одобрения голосуется в целом (ст. 208 БК РФ).

Одобренный Советом Федерации  закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он посылается в согласительную комиссию. Согласительная комиссия выносит на повторное рассмотрение Государственной Думой закон о федеральном бюджете в течение 10 дней. Государственная Дума повторно рассматривает закон о бюджете в одном чтении.

В случае несогласия Государственной  Думы с решением Совета Федерации  закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 207 БК РФ).

Секретные статьи федерального бюджета  рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Порядок расходования средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ.

В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год указанный  закон передается в согласительную комиссию. В согласительную комиссию обязательно включается представитель Президента РФ.

В случае непринятия ГД закона о федеральном  бюджете до 1 декабря текущего года или невступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года.

В случае изменения финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% орган исполнительной власти вносит проект федерального закона о внесении изменении и дополнении в федеральный закон о федеральном бюджете, который рассматривается в Государственной Думе снова в трех чтениях, в течение 15 дней[5].

Если проект закона о внесении изменений  и дополнений не принимается в  указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета, если в законе о бюджете не предусмотрено иное (ст. 213 БК РФ).

На территории каждого субъекта РФ порядок и условия образования, рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются соответствующими представительными органами власти, которые принимают законы о бюджетном процессе на данной территории. Каждый закон должен соответствовать общим принципам бюджетного процесса и правилам составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

3.3 ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА.

Исполнение бюджетов начинается после  их утверждения в установленном  порядке (для федерального бюджета - подписания Президентом РФ).

Практически бюджет исполняется специальными субъектами — участниками бюджетных правоотношений:

• главным распорядителем бюджетных  средств;

• распорядителями бюджетных средств;

• получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств  федерального бюджета — орган  государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств  бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — орган государственной  власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета (ст. 158 БК РФ).

Распорядитель бюджетных средств  — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств  — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ)[4].

Исполнить бюджет — это значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

В Российской Федерации устанавливается  казначейское исполнение бюджетов, что закреплено в Бюджетном кодексе ст.215, где записано: "В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений». Государственный фонд денежных средств почти полностью контролируется государством.

Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства[3] и вести сводный реестр бюджетополучателей.

Информация о работе Понятие бюджетного процесса и его принципы