Ответственность за нарушение налогового и бюджетного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:40, реферат

Описание работы

В настоящее время идет активный процесс формирования и развития налогового и бюджетного права как самостоятельных отраслей законодательства. Этому способствуют, прежде всего, широкое практическое применение норм налогового и бюджетного законодательства, что, в свою очередь, обусловлено развитием российской предпринимательской деятельности на внутреннем рынке, выход российского предпринимательства на мировое пространство. Данные процессы неизбежно ведут к постоянному изменению законодательства, проведению финансовых реформ в стране.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и виды ответственности за нарушение налогового законодательства
1.1 Понятие и сущность ответственности за нарушение налогового законодательства
1.2 Виды ответственности за нарушение налогового законодательства
Глава 2. Правовое регулирование ответственности за нарушение бюджетного законодательства
2.1 Понятие и основания ответственности за нарушение бюджетного законодательства
2.2 Виды и меры бюджетно-правовой ответственности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Ответственность за нарушение налогового и бюджетного законодательства.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

1) за несвоевременный возврат  бюджетных средств, предоставленных  на возвратной основе, просрочку  уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основ;

2) за несвоевременное исполнение  кредитными организациями платежных  документов на зачисление или  перечисление бюджетных средств17.

Рассматривая вопрос о порядке привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства, которые связаны с бюджетами субъектов Российской Федерации, необходимо отметить, что этот порядок зависит от того, какой вид правонарушения – бюджетно-правового или административного – имеет место в данном случае.

Если данное нарушение является финансово-правовым (и речь, следовательно, идет о привлечении к бюджетно-правовой ответственности), то в свою очередь  данный порядок зависит от того, какой орган исполняет бюджет субъекта Российской Федерации: органы Федерального казначейства и органы самого субъекта Российской Федерации.

Применительно к последней ситуации Бюджетный кодекс Российской Федерации  устанавливает, что в случае, если бюджеты субъектов Российской Федерации  исполняются не органами Федерального казначейства, то руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, имеют право применять меры принуждения в соответствии с настоящим Кодексом.

Следует сказать, что БК РФ не устанавливает  процедуры привлечения бюджетными органами (то есть органами Федерального казначейства или собственными органами субъекта Российской Федерации) к бюджетно-правовой ответственности за нарушения бюджетного законодательства, что является существенным недостатком. Бюджетно-правовая ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности и ее применение должно быть четко отрегулировано законодательством, как это сделано, например, при привлечении к административной или же к уголовной ответственности. В качестве примера можно также назвать Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором вопросы привлечения к налогово-правовой ответственности решены весьма качественно.

Что же касается привлечения к административной ответственности за совершение бюджетного правонарушения, то привлечение к этой ответственности могут осуществлять лишь те бюджетные органы, которые являются ответственными за исполнение федерального бюджета, то есть бюджетные органы лишь федерального уровня18.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Российская Федерация находится  на пути становления рыночных отношений. Генезис новой экономики проходит сложно, порой противоречиво. Экономические реформы, проводимые в России за последнее десятилетие, не только обусловили позитивные сдвиги в социально-экономической ситуации в стране, но и привели к ряду негативных тенденций. К числу отрицательных издержек современных реформ можно отнести рост правонарушений в целом и увеличение количества финансовых правонарушений, в частности, посягающих на основные стороны жизни и деятельности государства.

В условиях рыночной экономики проблема развития и совершенствования налогового и бюджетного регулирования вызывает интерес у представителей как экономической, так и юридической науки.

Налоговое регулирование направлено на исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налога и регулирует отношения между частным и публичным субъектом, в его рамках реализуется компетенция публичного образования по взиманию денежных средств для использования в указанных бюджетом целях.

В настоящее время актуальной задачей  является максимальное наполнение государственного бюджета доходами и обеспечение их сбалансированности с расходами. В рамках, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, приоритетных направлений совершенствования налоговой системы России предусмотрено, что использование эффективных приемов и методов налогового контроля, дальнейшее совершенствование всего механизма осуществления налогового контроля должно способствовать значительному росту налоговых поступлений в бюджет. Снижение налогового гнета должно сопровождаться усилением контроля за поступлением налогов и сборов.

В условиях рыночной экономики налоги и сборы превращаются в мощный рычаг реализации экономической  политики государства, становятся не только главным источником его доходов, но и принимают на себя функции регулирования экономических процессов.

Суть налогового регулирования состоит в том, что государство через законодательство о налогах ограничивает право  собственности налогоплательщика  на свободное распоряжение им своим имуществом, обеспечивая тем самым пополнение бюджетов; в то же время с позиций субъекта предпринимательской деятельности налоговое регулирование может быть рассмотрено как система перераспределения доходов.

Налоговое регулирование  включает регулирование элементов налогообложения и установление (а в случае необходимости и применение) мер ответственности за нарушение норм налогового законодательства. Ответственность за нарушение налогового законодательства предусмотрена несколькими кодифицированными актами: кодексом об административных правонарушениях, уголовным кодексом и налоговым кодексом, что говорит о разграничении ответственности по характеру общественной опасности и соразмерности видов наказаний.

На сегодняшний день вопросы, связанные  с бюджетным процессом, бюджетным финансированием, бюджетным федерализмом и т.д., являются чрезвычайно важными, что подчеркивается в выступлениях высших должностных лиц государства, и в нормативных правовых актах государственных органов. Однако недостаточно только урегулировать отношения в бюджетной сфере, необходимо также определить ответственность за нарушение установленных законодательством правил поведения в данной сфере.

Злободневность затронутых проблем  определяется низкой эффективностью бюджетно-правового  регулирования, отсутствием четкого механизма применения мер принуждения за нарушения в сфере бюджетных отношений. Необходимо устранить расхождения в составах финансовых правонарушений федеральных кодексов и актов субъектов Российской Федерации.

Так, в Бюджетном кодексе РФ имеет место принципиальная несогласованность норм с административным законодательством. Статья 283 БК РФ об ответственности за нарушение бюджетного законодательства, устанавливая «основания применения мер принуждения», не указывает на процедуры реализации этих мер. В результате ответственность принимает абстрактный характер.

Таким образом, возникают предпосылки  для совершения большого числа бюджетных  правонарушений, следствием чего является ответная реакция государства, защищающего  свои имущественные интересы.

Желание государства сохранять  и поддерживать установленный им правовой порядок в бюджетной  деятельности влечет необходимость  правовой охраны этой сферы общественных отношений. Тем самым объясняется  необходимость и возможность  государственного принуждения, одной из форм которого является бюджетная ответственность, являющаяся разновидностью финансово-правовой, наличие которой как самостоятельного вида юридической ответственности в настоящее время не вызывает сомнения.

Таким образом, государство, установив ответственность в сфере финансовой деятельности, обеспечивает рациональное и эффективное денежное обращение в Российской Федерации.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативный материал

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 09.04.2009). // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823; Российская газета от 15.04.2009 г.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 17.03.2009). // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824. // Система Гарант (дата обращения 01.04.2010 г.).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 19.07.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 03.06.2009г.). // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340; Российская газета от 09.06.2009 г.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 26.06.2009 г.). // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954; Российская газета от 03.07.2009 г.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 29.06.2009 г.). // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; Российская газета от 01.07.2009 г.

6. Письмо Минфина РФ от 09.04.2004 № 15-05-29/455 «О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.25 КоАП РФ». // Система Гарант (дата обращения 01.04.2010 г.).

7. Письмо ГТК РФ от 23 сентября 2002 г. № 01-06/38010 «О применении части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». // Система Гарант (дата обращения 01.04.2010 г.).

 

Учебная и специальная  литература

 

1. Апель А.Л. Основы налогового права. Учебник, 2-е изд. – СПб: Питер, 2003. – С. 160.

2. Балакина А.П. и Зайцев В.А. Ответственность в сфере бюджетного права. - М., 2003. – С. 112.

3. Винницкий Д.В. Категория «Финансовая деятельность государства» в науке российского финансового права. // Государство и право, 2003, № 7. –С. 128

4. Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебник для вузов, 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 304.

5. Горбунова О.Н. Финансовое право. Учебник. – М.: Юристь, 1996. – С. 400.

6. Горбунова О.Н. Финансовое право. Учебник. – М.: Юристь, 2006. – С. 400.

7. Другова Ю.В. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства. // Электронный ресурс: материалы сайта http://www.lawmix.ru

8. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Финансовое право. – СПб: Питер, 2002. – С. 176.

9. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 320.

10. Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – С. 720.

11. Пашкевич Д.А. Бюджетное право. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2007. – С. 210.

12. Петрова Г.В., Путило Н.В., Мельник Т.Е. Целевое использование бюджетных средств.// Электронный ресурс: материалы сайта http://www.lawmix.ru

13. Саттарова Н.А. Бюджетное право. Учебник. – М.: Норма, 2008. – С. 424.

 

Размещено на Allbest.ru

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс.

2 Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – С. 535.

3 Апель А.Л. Основы налогового права. Учебник, 2-е изд. – СПб: Питер, 2003. – С. 152.

4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 26.11.2008 г.). // СС Консультант Плюс.

5 Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Финансовое право. – СПб: Питер, 2002. – С. 141.

6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс.

7 Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 239.

8 Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – С. 538.

9 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс.

10 Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебник для вузов, 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 287.

11 Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 241.

12 Балакина А.П. и Зайцев В.А. Ответственность в сфере бюджетного права. - М., 2003. – С. 6.

13 Саттарова Н.А. Бюджетное право. Учебник. – М.: Норма, 2008. – С. 213.

14 Пашкевич Д.А. Бюджетное право. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2007. – С. 188.

15 Горбунова О.Н. Финансовое право. Учебник. – М.: Юристь, 2006. – С. 230.

16 Другова Ю.В. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства. // Электронный ресурс: материалы сайта http://www.lawmix.ru

17 Петрова Г.В., Путило Н.В., Мельник Т.Е. Целевое использование бюджетных средств.// Электронный ресурс: материалы сайта http://www.lawmix.ru

18 Саттарова Н.А. Бюджетное право. Учебник. – М.: Норма, 2008. – С. 218.




Информация о работе Ответственность за нарушение налогового и бюджетного законодательства