Особенности бюджетного финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 05:56, курсовая работа

Описание работы

Бюджетное финансирование – это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой. Сущность бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Из общей суммы расходов территориальных бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля (примерно 62%) направляется на содержание общеобразовательных учреждений, на втором месте дошкольные учреждения – 18%, на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% на начальное и среднее профессиональное образование и примерно 1% на высшее профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на текущее содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используются на капитальные вложения13.

Финансовое обеспечение  образовательных учреждений осуществляется на базе утвержденных представительными органами власти государственных и местных нормативов. В основе этих нормативов лежат следующие параметры, заложенные в Законе РФ «Об образовании»: финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тыс. человек населения Российской Федерации; для этого ежегодное выделение финансовых ресурсов должно составлять не менее 10% величины национального дохода; на финансирование вузов должно выделяться не менее 3% расходов федерального бюджета14. Однако в настоящее время эти нормативы не выдерживаются, так как финансирование образования зависит от величины бюджетных доходов.

Образование относится  к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование  являются средства бюджета.

Рыночные преобразования в России существенно расширили  возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств  по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют  право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Существует комплекс федеральных целевых программ (ФЦП) в сфере образования, финансируемых  из федерального бюджета (таблица 2). Федеральные целевые программы формируются для решения конкретных задач или выполнения определенных функций с участием многих министерств и ведомств. В этом случае программа выступает как организационная форма, обеспечивающая горизонтальную координацию деятельности независимых компонентов в отраслевой структуре.

 

Таблица №2. Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств федерального бюджета (тыс. рублей)15.

 

Объем финансирования,  
всего

2008

2009

Федеральная целевая  программа «Жилище» (2002–2010 гг.)

1448600,0

1558506,1

Федеральная целевая  программа  
«Дети России» на 2006–2010 годы

370740,0

480700,0

Подпрограмма «Одаренные дети»

28800,0

21600,0

Подпрограмма «Здоровое поколение»

22000,0

22400,0

Подпрограмма «Дети и семья»

219940,0

436700,0

Федеральная целевая  программа  
«Русский язык» (2006–2010 гг.)

300000,0

280000,0

Федеральная целевая  программа  
«Комплексные меры противодействия  
злоупотреблению наркотиками и их  
незаконному обороту» (2005–2009 гг.)

42369,0

50000,0

Федеральная целевая программа  
«Национальная технологическая база»  
(2007–2011 гг.)

25000,0

30000,0

Федеральная целевая  программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно – технологического комплекса России на 2007–2012 годы»

80256,0

99265,0

Федеральная целевая  программа  
«Электронная Россия» (2002–2010 гг.)

20000,0

30000,0

Итого

2557705

3009171,1


 

Рынок образовательных  услуг призван удовлетворять  не только государственный заказ, обеспечиваемый бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям. В свою очередь, и государственные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования осуществляется путем:

– предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения;

– взаимодействия с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения, либо выступать спонсорами.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования выступает доход от сдачи в  аренду свободных помещений.

Объем благотворительных  средств заранее предусмотреть, спрогнозировать невозможно. Он зависит  от усилий всех участников образовательного процесса. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.

К дополнительному источнику  финансирования относятся и средства международных организаций, передаваемые учреждениям образования как  на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на осуществление  программ международного сотрудничества.

На региональном уровне зачастую разрабатываются положения, в которых перечисляются виды платных услуг, оказываемых образовательными учреждениями. В их состав могут входить следующие виды услуг:

1) образовательные услуги:

– обучение студентов по дополнительным образовательным учебным программам сверх часов и сверх программы по указанной дисциплине;

– изучение специальных, не предусмотренных учебным планом, предметов;

– услуги психологической службы и тьюторство (сверх услуг, финансируемых из бюджета);

– подготовительные курсы к школе;

– подготовительные курсы к поступлению в высшие учебные заведения;

– создание специальных учебных групп обучения детей с отклонениями в развитии;

2) развивающие услуги:

– предметные кружки по интересам;

– созданий различных студий, групп, школ по обучению музыке, танцам, живописи, народным промыслам и др.;

3) спортивно-оздоровительные мероприятия:

– организация секций и групп по укреплению здоровья детей.

Оказание дополнительных платных образовательных услуг  возможно лишь при наличии в образовательном учреждении лицензии, программы с календарно-тематическим планированием занятий, утвержденных руководителем образовательного учреждения, согласованных с соответствующим региональным методическим центром, находящимся в ведении учредителя на право занятия соответствующим видом деятельности.

Для предоставления дополнительных платных образовательных услуг  необходимо должным образом документально  оформить указанный процесс.

Денежные средства, поступающие  за предоставленные услуги в наличной форме, перечисляются на соответствующие счета образовательного учреждения. Если расчет производится в безналичной форме, то образовательное учреждение обязано получить от потребителя квитанцию об оплате, либо платежного поручения с отметкой банка.

Важным механизмом бюджетного финансирования образовательных учреждений выступает нормативная величина федерального норматива бюджетного финансирования. Федеральный норматив бюджетного финансирования – нормативная  стоимость реализации государственной образовательной программы в течение года по типам и видам образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося. Размер федерального норматива – минимальная стоимость, обязательная для исполнения бюджетов всех уровней. При его расчете не принимаются во внимание следующие расходы:

1) текущие (коммунальные, т.е.: отопление, освещение, водоснабжение, канализация и другие);

2) долгосрочные (капитальные)  расходы.

Их финансирование происходит дополнительно к нормативу.

Федеральный норматив бюджетного финансирования рассчитывается по формуле16:

 

ФНбф = ФОТ + ФМО,

 

где ФНбф – федеральный норматив бюджетного финансирования;

ФОТ – заработная плата (тарифная и надтарифная части); начисления на заработную плату; компенсационные  выплаты за книгоиздательскую продукцию; расходы на повышение разрядов и аттестацию педагогических работников;

ФМО – учебные расходы; канцелярские и хозяйственные расходы; расходы на приобретение мягкого  инвентаря и обмундирования; прочие расходы.

ФОТ и ФМО классифицируются по типам и видам образовательного учреждения. При этом сумма норматива бюджетного финансирования регламентирована экономическими нормативами на ФОТ и ФМО.

Соотношения на ФОТ и  ФМО устанавливаются на соответствующий  период на уровне федерального бюджета  и обязательны для региональных и муниципальных бюджетных уровней.

Этот подход в исчислении потребности на нормативной основе в финансовых средствах по общеобразовательным  учреждениям используется на всех уровнях  бюджетного финансирования.

 

2.2 Проблемы бюджетного финансирования образования

 

Следствием постоянного  и серьезного недофинансирования сферы  образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения  учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования.

Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей образовательной системы. Это одна из причин оттока наиболее квалифицированных  кадров из системы образования, а также старения преподавательского состава: у 64% школьных учителей стаж работы превышает 25 лет, около ¼ перешагнули пенсионный возраст.17

Имеются и другие следствия  недостаточных расходов на образование: библиотеки находятся в неудовлетворительном состоянии; оборудование по техническим вузам изношено на 70–75%; более 36% школ требует капитального ремонта. Наряду с этим имеет место тенденция отъезда наиболее талантливой молодежи за рубеж. Так, например, после стажировок и практик до 10% студентов российских вузов остаются за рубежом, еще 37% по разным опросам желают эмигрировать18.

Существенное недофинансирование образования во многом объясняется  следующими факторами.

Во-первых, сохранение до сих пор административного принципа финансирования образования по всей вертикали бюджетов, при котором вышестоящие финансовые органы доводят до нижестоящих лимиты финансирования, не считаясь с их потребностями, а исходя из затрат прошлых лет. Недостаточно учитывается также рост цен, существенно повышающий потребность в финансировании.

Во-вторых, при разграничении  бюджетов по трем уровням прямое и  непосредственное воздействие государства  на объем и структуру бюджетных  ассигнований ограничено. Так, например, сегодня на федеральном уровне за государством сохраняются только следующие полномочия по организации оплаты труда в сфере образования:

– установление минимальной заработной платы;

– регулирование оплаты труда относительно других бюджетных отраслей;

– территориальное и налоговое регулирование заработной платы.

Такие же минимальные  гарантии сохраняются за федеральным  центром в области стипендиального  обеспечения и питания учащихся. Финансирование остальных статей и  дополнительных расходов по вышеуказанным  статьям переходит на региональный и муниципальный уровень.

В-третьих, для эффективного оперативного управления финансовыми  ресурсами образовательному учреждению необходимы гарантии своевременного их получения в полном объеме. Такие  гарантии призваны, в частности, обеспечить современные методы планирования потребности в бюджетных ассигнованиях.

Однако даже при нынешнем недостаточном финансировании у  российской системы образования  есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. По мнению отечественных аналитиков, они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования образования, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня бюджетное законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования19.

Информация о работе Особенности бюджетного финансирования