Особенности бюджетно – налоговой политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:
- сущностной характеристики фискальной политики,
- видов фискальной политики,
- инструментов фискальной политики,
- роли фискальной политики в развитии государства и ее особенности в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность фискальной политики………………….………………….5
Понятия и цели………………………………….…………………………..5
Инструменты фискальной политики……………………………………...8
Глава 2. Типы бюджетно – налоговой политики……………………………...10
2.1. Дискреционная политика………………………………………………....11
2.2. Недискреционная политика………………………………………………..14
Глава 3. Особенности бюджетно – налоговой политики в России…………...19
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

makroekonomika.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

     Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Имеет своей  целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

В краткосрочной  перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.

В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.

Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местных органов власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программе государство за счет бюджетных средств организовало различные виды работ для населения по принципу «лишь бы занять» - иногда одни копали ямы, а другие их закапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были малоэффективны.

Главная задача этих программ состояла в том, чтобы стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в условиях массового роста безработицы.

Поскольку эти  программы довольно расточительны, гораздо эффективнее проводить    регулярную    антициклическую    политику,   чем бороться с последствиями кризиса не самым эффективным способом.

Конечно, эти  программы занятости могут модифицироваться. Так, для роста занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в Китае.

В условиях нормального  экономического развития правительство должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.

Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.

Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику.

Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада мoжет удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.

Но есть здесь  и недостаток. Временное снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так  как в демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.

Эффективная дискреционная  фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой  правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.

Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и принятию решений правительства.

Запаздывание  действия необходимых рычагов дискреционной  политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики.

Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.

Отмеченные  запаздывания, временные лаги между периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.

 

2.2. Недискреционная  политика

 

    

 

Второй вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

Их суть заключается в  увязке ставок налогов с величиной  получаемого дохода.

Почти все налоги построены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

    

Рис.1. Встроенные стабилизаторы

     G — государственные расходы;

     Т— налоговые поступления

На графике  размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.

В этот период налоговые  поступления превышают государственные  расходы

(T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

График отображает и падение налоговых поступлений  в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.

На основании  данных о циклических бюджетных  дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной  политики,  так  как  наличие циклически   несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска.

Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и  структурным дефицитом.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера .

    

     Рис.2. Кривая Лаффера

 

 

Группа А. Лаффера  теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.

Признано, что  высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50—70%.

Россия сегодня  по налоговым поступлениям явно находится  не в оптимальной позиции. В результате запланированная величина налоговых поступлении, превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной.

Фактически государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлечет за собой задержку выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, усилению напряженности с ростом неплатежей предприятий друг другу.

Кривая Лаффера  показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережении и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.

 

Глава 3. Особенности  бюджетно – налоговой политики в  России

Фискальная политика оказывает большое влияние на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Поэтому очень  важно анализировать существующую фискальную политику и прогнозировать последствия еще только планируемой фискальной политики. Таким образом, для выбора наиболее правильной и экономически целесообразной фискальной политики необходим ее системный анализ и прогнозирование последствий, так как фискальная политика играет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положение граждан государства, на состояние государственного бюджета и на деловую активность предприятий.

В России существуют проблемы, связанные с просроченной налоговой задолженностью. По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2009г. составила 559,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2008г. она сократилась на 2,8%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 18,1%, на добавленную стоимость - на 2,7%, акцизам в целом - на 3,3%, из нее на вина - 65,0%, дизельное топливо - на 60,1%, табачную продукцию - на 33,2%, легковые автомобили и мотоциклы - на 12,2%, пиво - на 8,1%, автомобильный бензин - на 3,7%. Увеличилась задолженность по акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) - на 41,5%, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) - на 21,9%, налогу на прибыль организаций - на 4,9% [12].

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2009г. составила 407,8 млрд.рублей, что ниже задолженности по налогам и сборам на 27,1%.

Россия во многом зависит от проведения эффективной  фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета  РФ.

К настоящему времени  в Российской Федерации в целом  закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

Введенные в  действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой  политики. Вместе с тем эффективность  и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Информация о работе Особенности бюджетно – налоговой политики в России