Основные понятия бюджетного планирования. Бюджетное планирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства
служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного
планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании
бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных
экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных
отношений, того или иного способа производства и определяется ею.
В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным
плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг
которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое
планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики
государства.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Глава 1. История возникновения бюджета в России 2
3. 1.1. Понятие бюджета 4
4. 1.2. Сущность государственного бюджета 4
5. 1.3. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы 7
6. Глава 2. Особенности бюджета как особой экономической категории 15
7. 2.1. Бюджет как инструмент экономической политики государства 18
8. 2.2. Инструменты государственного регулирования 20
9. Глава 3. Основные понятия бюджетного планирования. Бюджетное 24 планирование в России.
10. Заключение 28
11. Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

КОНТР.ОСНОВН..docx

— 75.24 Кб (Скачать файл)

 

3.Факторы связанные с решением социальных проблем.

1.Обеспечение рационального пере-

распределения доходов.

2.Обеспечение экономической основы

социальной  стабильности, социальной напряженности.

3.Обеспечение полной занятости

населения.

4.Формирование условий расширенного

воспроизводства рабочей силы,

проявление  интеллектуальных способностей человека (развитие 

здравоохранения, образования, пере-

подготовка  кадров и т.д.)


 

Таблица 6. Инструменты государственного регулирования экономики

ФОРМЫ И МЕТОДЫ.

 

ПРЯМЫЕ

КОСВЕННЫЕ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

--Принятие законодательных  актов, нормативных, документов, положений.

--Управление государственной 

собсвенностью, в том числе:

-управление предприятиями 

государтвенного сектора 

-организация производства  и труда 

-госзаказ 

-государственные инвестиции 

-государственные кредиты 

-субсидии 

--Лицензирование и квотирование 

--Применение санкций 

 

--Охрана окружающей среды

--Формирование и использование 

бюджета

--Формирование налоговой  политики 

--Формирование амортизационной 

политики 

--Определение нормы банковского 

резерва

--Установление минимальной  зарплаты 

--Регулирование цен на  некоторые виды 

товаров и услуг 

--Антимонопольная политика, защита

конкуренции.

--Индикотивное планирование 

--Целевое програмирование 

--Регулирование налоговой  системы 

--Кредитно-денежные инструменты:

-регулирование денежной  массы 

-антиинфляционные меры 

-регулирование процентной  ставки по  операциям ЦБ 

-рефинансирование комерческих  банков 

-регулирование нормативов  обязательных 

резервов комерческих  банков

-операции на рынке  ценных бумаг

 

--Валютные рычаги:

-стабилизация национальной  валюты 

-операции на открытом  валютном рынке 

-девальвация, ревальвация национальной валюты

-привлечение иностранного  капитала 

-создание совместных  предприятий 

--Социальная политика:

-социальные программы 

-обеспечение занятости  населения 

-социальная защита населения 

-регулирование доходов 

-контроль за динамикой  цен и зарплаты 

-налоги 

-трансфертные платежи 

-деятельность в сфере  образования, здравоохранения, культуры

--Внешнеэкономические формы  воздействия:

-регулирование внешнеэкономической 

деятельности 

-таможенные тарифы 

-валютное регулирование 

-налоги 

-субсидии


 

 

Глава 3. Основные понятия бюджетного планирования.

Бюджетное планирование в России.

Бюджетное планирование в России. Управление средствами связано с понятием бюджетирования, которое включает систему финансовых ресурсов и бюджетных затрат, состоящую из:

а) анализа;

б) планирования;

в) контроля.

Бюджетирование в масштабах  страны выявляет денежные потоки и  связи в государстве, определяет источники поступления и направления  расходования денежных средств, создает  систему контроля над финансовыми  потоками, проводит корректировку доходных и расходных статей бюджета. Термин "бюджет" понимается двояко: во-первых, это масса финансовых ресурсов; во-вторых, это соотношение между доходами и расходами системы, т.е. баланс денежных средств объекта хозяйствования.

Система бюджетного планирования в государстве складывается десятилетиями, отражая насущные проблемы состояния  и развития конкретной страны. Государственные  органы власти составляют проект плана  получения и расходования средств, который после утверждения, становится бюджетным планом (бюджетом). План применяет  такие формы воздействия на экономику, как субсидирование и финансирование.

Показательна эволюция понятия "бюджет". Вначале в  масштабах страны он рассматривался лишь как финансовый план, в котором  основное место уделялось механизмам платежей, учета и отчетности. Затем  в его методологию стали включать экономические аспекты, и их роль со временем возрастала. Сам бюджет стал восприниматься как главный  финансовый документ страны. Он стал основным средством государственного экономического планирования, влияющим на макроэкономическую стабилизацию и рост. Сейчас понятие  бюджета характеризует всесторонний процесс распределения ресурсов и распоряжения ими при сопоставлении  затрат с доходами.

Планирование распределения  ресурсов зависит от оценки будущего поступления средств. Для этого  анализируется состояние макроэкономических параметров страны (ВВП, внешний и  внутренний кредит, занятость в обществе), учитывается процесс стабилизации и роста экономики и т.д.

Обоснование сумм расходования средств по направлениям бюджетного плана происходит на основе экстраполяции  прошлых тенденций с учетом качественно  новых

предполагаемых явлений. Сильное  влияние на распределение средств  оказывает изменение суммы доходной части бюджетного плана.

При превышении доходной части  над расходной говорят о профиците  средств бюджета, при превышении расходной — о дефиците. Начало рыночных преобразований в России характеризовалось  дефицитом. По. мере усиления экономического потенциала от дефицита в бюджете  страна перешла к профициту. Тяжелое  положение в российской экономике, связанное со значительным размером дефицита бюджета, было в середине 90-х  гг. XX в. Дефицит, составляющий более 20% доходов, считается для любой  страны критическим. Так, по стандартам ЕС, бюджетный дефицит союза не должен превышать 3% доходов.

Бюджетный кодекс страны, принятый в России в 1998 г., определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. Согласно ему государственная бюджетная система страны состоит из трех звеньев:

 1) федерального бюджета;

 2) республиканских, областных и краевых бюджетов;

 3) местных бюджетов (городские, районные, поселковые и сельские).

При составлении бюджетов различных уровней действует  принцип сбалансированности, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать объему поступлений из источников финансирования.

Методически обоснование  бюджетного плана происходит на основе балансового метода. Значительную долю доходной части бюджетного плана  составляют налоги. Их обоснование  происходит в плане по налогам  и сборам. Наибольшая доля приходится на такие федеральные налоги, как  подоходный, налог на прибыль и  НДС. Налоги в доходы федерального бюджета  собираются по всей территории страны по единым нормативам. Кроме налогов  доходную часть бюджета образуют сборы: за право торговли, курортные, акцизные, таможенные пошлины, а также  другие доходы государства. Средства бюджета  в значительной мере формируются  Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом, Министерством финансов, Министерством имущественных отношений, Министерством по атомной энергии и др.

В динамике последних лет  российская практика бюджетного планирования заметно стабилизируется, хотя по-прежнему точное исполнение утвержденного бюджетного плана для страны является проблематичным. Бывает, что к концу года фактические  расходы превышают плановые, а  доходы наоборот: оказываются ниже плановых. Нередки случаи, когда  для бюджета возникает необходимость  неоднократных корректировок. Может   происходить перераспределение резервов с тем, чтобы обеспечить ресурсами иные, чем предусмотрено, направления деятельности.

Однако в обществе всегда остаются виды деятельности, требующие  государственной поддержки: научные  исследования, культура, бесплатное образование, бесплатное здравоохранение и некоторые  другие. В бюджетном планировании заметнее стала проявляться тенденция  к оптимизации расходной части  бюджета путем снижения федерального влияния при усилении регионального (местного) влияния и частного предпринимательства.

Таким образом, составление  и исполнение бюджетного плана является частью финансово-бюджетного регулирования  страны. Государственная бюджетная система состоит из трех звеньев.

  • Планирование бюджета определяет процесс обоснованного формирования и использования денежных средств государства.
  • Бюджет страны характеризует его масштаб и структура.
  • Бюджетный план является средством воздействия государства на рациональное использование имеющихся финансовых ресурсов.

Существует множество  формулировок понятия «планирования», на мой взгляд, самое точное и  полное определение «планирования» дал Э.А.Уткин. 
            «Планирование – специфическая форма общественной практики людей, являющейся одной из функций управления - приоритетной, состоящей в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверки их выполнения.» 
            Исходя из определения понятия «планирование» и с учетом специфики бюджетного планирования можно сделать вывод, что бюджетное планирование должно определяться следующим образом: бюджетное планирование – это инструмент управления бюджетной системой и межбюджетными отношениями при составлении бюджетов на основе принципов и методов, исходящих из бюджетной политики государства.

Планирование в целом  и, следовательно, бюджетное планирование, осуществляется на всех уровнях управления: на федеральном уровне – макроэкономическое планирование, на региональном уровне – региональное (территориальное) планирование, на местном уровне – местное (муниципальное) планирование. Планирование осуществляется также на уровне предприятий, организации, фирм – микроэкономическое планирование.

По периоду действия различают  долгосрочные планы – на десять и более лет, среднесрочные –  от трех до пяти лет, текущие (годовые) планы.  
            В практической деятельности планирование осуществляется в различных временных рамках, при этом соблюдаются главные условия – преемственность планирования, достижение поставленных целей и задач.  
            Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи: 
- установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства; 
- организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы; 
- осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета. 
            Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами. 
            Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

Заключение

Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют  сделать вывод о том, что бюджетная  система государства - совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических  нормах.

Бюджет необходим каждому  государству для удовлетворения его объективных потребностей в  деньгах, необходимых для выполнения экономической, социальной и политической функций. Государственный бюджет, как  и вся система финансов, выполняет  распределительную и контрольную  функции, но поскольку бюджет является особенной категорией по отношению  к категории "финансы", то ему  присуще выполнение также следующих  основных функций: перераспределение  национального дохода, финансовое обеспечение  социальной политики, регулирование  и стимулирование экономики, контроль формирования и использования централизованного  фонда денежных средств. Распределительная  и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку  в них находят отражение все  стороны бюджетных отношений. Содержание распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности - производственной и непроизводственной, секторами экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  её отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством. Бюджетная система  призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его  экономической политикой.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства  на федеральном, региональном и местном  уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе.

Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации  является пересмотр сложившихся  отношений между бюджетами различных  уровней. Будучи федеральным государством с трёхуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна  проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных отношений  органов власти и управления различных  уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

Информация о работе Основные понятия бюджетного планирования. Бюджетное планирование в России