Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь и особенности реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

В качестве предмета исследования рассматривается республиканский бюджет, его исполнение в соответствии с бюджетной политикой.
Цель работы определить основные направления бюджетной политики Республики Беларусь и особенности реализации.
В работе проведен диалектический, системный и сравнительный анализ, группировки данных.

Содержание работы

Введение 4
1 Бюджетная политика Республики Беларусь 6
Государственный бюджет: понятие и функции 6
Понятие доходов и расходов, их классификация 10
Защищенные и незащищенные статьи бюджета. Механизм секвестра 12
2 Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь
и особенности реализации 15
2.1 Направления бюджетной политики Республики Беларусь 15
2.2 Результаты реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь 21
Заключение 31
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

бюджетная политика РБ.docx

— 250.96 Кб (Скачать файл)

При планировании расходов на транспорт сохраняются подходы по поэтапному повышению тарифов для населения. В этих условиях субсидии организациям транспорта на возмещение части затрат по перевозке пассажиров в 2014 году сократятся примерно на Br 0,5 трлн. рублей и составят Br 2,1 трлн. Также планируется направить более Br 800 млрд. на обновление подвижного состава пассажирского транспорта.

Еще одна важная отрасль – дорожное хозяйство. Расходы консолидированного бюджета на дорожное хозяйство планируются в размере Br 4,8 трлн. с ростом почти на 40 % к текущему году. Из них Br 1,6 трлн. составят поступления от введения пошлины с владельцев автотранспортных средств. Причем эти средства будут распределяться между республиканским и местными бюджетами в соотношении 50 на 50 и направляться их целевым порядком на ремонт, реконструкцию и строительство республиканских и местных автомобильных дорог, а в городе Минске – магистральных улиц радиального направления.

Будет продолжена значительная бюджетная поддержка выполнения программы жилищного строительства. В 2014 году планируется ввести в эксплуатацию 2,5 млн. кв.м жилья с господдержкой для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и 0,4 млн.кв.м социального и арендного жилья. В целом, с учетом кредитования банками, объем средств на жилищное строительство в 2014 году составит более Br 26 трлн. (включая инфраструктуру), что на 16 % больше по сравнению с текущим годом.

На строительство социального, арендного жилья будет направлено Br 3 трлн. из бюджета, на инфраструктуру – Br 5,9 трлн. Около Br 4 трлн. предусмотрено на компенсацию потерь банкам, финансовую помощь в погашении кредитов многодетным и молодым семьям, а также на погашение кредитов на инфраструктуру, ранее полученных местными бюджетами.

На финансирование объектов, включенных в Государственную инвестиционную программу, планируется направить Br 5,7 трлн. (рост на 8,3 %). За счет этих средств в 2014 году намечено завершить строительство ряда важнейших социальных объектов, таких как первый пусковой комплекс РНПЦ «Кардиология», общежитие № 14 жилого комплекса «Студенческая деревня», учебно-тренировочный центр фристайла со спортивно-оздоровительным комплексом по ул.Сурганова в г.Минске и др.

Предусмотрена также передача в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь средств республиканского бюджета на частичное возмещение расходов Фонда по выплате государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Объем этих расходов составит Br 1,3 трлн. и является дополнительной гарантией обеспечения Фондом своих обязательств.

    1. Результаты реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

 

 

Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь проводится согласованно с денежно-кредитной, ценовой, валютной и таможенной политикой Республики Беларусь. В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. Ежегодно на ее основе разрабатывались прогнозы социально-экономического развития, денежно-кредитной и бюджетной политики. Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики. Достигнуты высокие темпы ее развития.

Единство политики Республики Беларусь в сфере бюджетно-финансовых отношений определяется Конституцией Республики Беларусь.

С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.

Сферой правового регулирования Бюджетного кодекса определены отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В состав Кодекса вошли нормы действовавших ранее законов в этой сфере – в значительно расширенном и актуализированном виде, и введены новые положения, необходимые для решения вопросов, стоящих в настоящее время перед экономикой. В Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств.

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Несмотря на низкие темпы экономического роста, сокращение продаж, прибыли и рентабельности, Минфин продолжает декларировать благополучие государственных финансов. Всё чаще это делается за счёт будущих поколений. Государственный долг на 1.07.2014г. составил Br 176,4 трлн. За январь – июнь он вырос на Br 22,4 трлн. (14,6 %). Внешний госдолг составил $ 13,4 млрд. и с начала года прибавил $ 921,5 млн. или 7,4 %. От России поступило $ 2,25 млрд. или более 92 % всех привлечённых внешних кредитов. За полгода правительство погасило чуть больше $1,5 млрд. Внутренний долг правительства на 1.07.2014г. составил Br 40,1 трлн., что на Br 4,4 трлн. (12,4 %) больше, чем было в начале года. Доходы и расходы консолидированного бюджета свёрстаны почти идеально, но финансирование расходов вызывает вопросы. Br 5,67 трлн. (1,7 % ВВП) – это заёмные ресурсы для покрытия финансового разрыва. С учётом внешних займов, расходов на обслуживание внешнего долга, а также квазифискальных операций мы можем предположить, что ~ 4 – 6 % ВВП государственных финансов находятся в зоне высоких рисков. Это значит, что при стечении неблагоприятных обстоятельств (снижение внешнего и внутреннего спроса, дефицит источников финансирования государственных и корпоративных обязательств, ухудшение финансового состояния предприятий) баланс бюджета органов госуправления быстро может трансформироваться в дефицит 3 – 5 % ВВП.

Доходы консолидированного бюджета Беларуси по итогам I полугодия 2014 года составили Br 96,2 трлн. руб. и увеличились по сравнению с прошлым годом на 4,2 процента (рис.1). За этот период инфляция составила 17,2 %. 86,2 % доходов сформирована за счёт налогов. Налоговые поступления по сравнению с I полугодием 2013г. выросли на 1,5 %. При высокой инфляции такие скромные темпы роста доходов означают существенный рост напряжения в системе государственных финансов. В реальном выражении покупательская способность бюджетных ресурсов сократилась. А вот неналоговые доходы за I полугодие составили Br 12,73 трлн. и увеличились на 24,6 % (рис.2). Правительство компенсирует налоговые потери за счёт внутренних и внешних кредитов. Отметим взрывной рост доходов ещё по одной статье – «безвозмездные поступления». За I полугодие 2014 г. они составили Br 516,7 млрд., что в 4,6 раз больше, чем в I полугодии 2013 г. Штрафы, конфискация и финансовое урегулирование уголовных дел становятся всё более значимыми источниками доходов.

Рис.1 Динамика доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2012-2014 гг.

Примечание – Источник:[6]

 

Рис.2 Структура доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2013-2014 гг.

Примечание – Источник:[6]

НДС продолжает оставаться самым значимым налогом бюджета. Он обеспечил 37,8 % налоговых поступлений консолидированного бюджета (рис.3). Отметим, что доля НДС при формировании всех доходов консолидированного бюджета увеличилась с 27,7 % в I полугодии 2013 г. до 32,6 % в I полугодии 2014 г. В абсолютном выражении поступления по НДС составили Br 31,34 трлн., что на 23,2 % больше, чем за аналогичный период 2013 г. А вот по налогу на прибыль произошёл очевидный провал. Доля этого налога в формировании доходной части бюджета сократилась с 15,6 % в I полугодии 2013 г. до 6,4 % в I полугодии 2014 г. Минфин не прогнозировал столь резкого падения поступлений по данному налогу. В номинальном выражении поступления рухнули в 2,3 раза (с Br 14,4 трлн. до Br 6,2 трлн.). Этот показатель красноречивее других говорит о резком ухудшении финансового здоровья белорусских предприятий. Такие данные подтолкнули Минфин к формулировке предложения о повышении ставки НДС до 22 % и снижении ставки налога на прибыль до 15 %. Власти понимают, что со слабеющего госсектора много прямых налогов не возьмёшь, а вот от НДС выкрутиться гораздо сложнее.

Рис.3 Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2013-2014 гг.

Примечание – Источник:[6]

 

В I полугодии не оправдались надежды на поступления от налогов на внешнеэкономическую деятельность. Их доля в I полугодии 2013 г. была 13,3 % доходов консолидированного бюджета, а в январе – июне 2014 г. они составили 9,1 %. А вот рост акцизов позволит увеличить поступления на 27,1 %, а их доля составила 9,9 %. Чтобы компенсировать выпадающие бюджетные доходы Минфин будет настаивать на дальнейшем повышении ставок акцизных налогов. Ещё один источник дополнительных доходов – налоги на собственность (недвижимость и землю). Они уже формируют      4,8 % доходов консолидированного бюджета. В условиях плохого прогноза по прибыли предприятий и внешнеэкономической деятельности власти будут склонны и дальше повышать ставки этих налогов.

Большими лоббистами повышения налогов на собственность являются местные бюджеты (рис.4). В I полугодии 2014 г. их доходы в реальном выражении сократились на 12,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Заметим, что 27,1 % всех доходов местных органов власти составляют безвозмездные поступления из республиканского бюджета. Самыми неблагополучными по снижению реальных доходов стали Минск (минус 16,5 %), Гомельская область (минус 15,2 %) и Могилёвская область (минус 13,8 %).

Рис.4 Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за январь-июнь 2014 г.

Примечание – Источник:[6]

 

За I полугодие 2014 г. расходы консолидированного бюджета были профинансированы в сумме Br 95,8 трлн. руб. (на 5,3 % ниже уровня I полугодия 2013 года в реальном выражении) (рис.5). Общегосударственные расходы составили Br 21,72 трлн. или 22,7 % всех расходов консолидированного бюджета (6,4 % ВВП). Из этих ресурсов на государственную инвестиционную программу было затрачено Br 12 трлн. или 3,5 % ВВП. Около 18,1 % всех расходов на общегосударственную деятельность занимали расходы по обслуживанию государственного долга. По сравнению с январем – июнем 2013 года такие расходы увеличились на 8,4 % в реальном выражении.

Рис. 5 Исполнение консолидированного бюджета в 1 полугодии 2012-2014 гг., трлн. руб.

Примечание – Источник:[6]

 

Несмотря на жёсткую критику качества госпрограмм, Совмин продолжает их финансировать по инерции. На поддержку национальной экономики было потрачено ещё Br 15,1 трлн. или 4,4 % ВВП. Это на один процентный пункт меньше, чем было в I полугодии 2013 г. Больше половину этой суммы пошло на нужды аграрных лоббистов. Этот сектор продолжает получать бюджетные деньги вне зависимости от финансовых результатов (рис.6).

 

Рис. 6 Структура расходов консолидированного бюджета в 1 полугодии 2013-2014 гг.

Примечание – Источник:[6]

Br 7,28 трлн. (2,1 % ВВП) пошло на финансирование жилищно-коммунального сектора. Это тоже деньги, направляемые на поддержку экономики.

По данным Минфина «государственная поддержка организаций реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде компенсации (возмещения) процентов по кредитам банков». Таким образом, Минфин стал соучастником макроэкономических безобразий, когда для избранных Br-рублёвые кредиты были доступны под 2 – 5 % годовых, а для остальных под 35 – 40 %.

В I полугодии продолжили расти расходы на выплату зарплаты. В реальном выражении они увеличились на 1,1 %, составив 33,8 % от общего объёма бюджетных расходов (рис. 7). На капитальные расходы было направлено Br 17,1 трлн. (17,9 % всех расходов). В реальном выражении это на 12,5 % меньше, чем в I полугодии 2013 г. Государство пожинает плоды от вытеснения частного инвестиционного и потребительского спроса. Бюджетное напряжение сразу же грозит ударить по промышленности, сельскому хозяйству, строительству и розничной торговле. II полугодие 2014 г. будет для бюджета Беларуси гораздо сложнее первого, если на помощь не придут агропромышленные схемы с творческой переработкой западного с/х сырья для российского рынка. В этом случае бюджет может даже улучшить показатели. Но даже в этой благоприятной ситуации без дополнительных внешних кредитов и сокращения бессмысленных бюджетных инвестиций обойтись будет непросто.

 

Рис. 7 Экономическая классификация расходов консолидированного бюджета, % к итогу

Примечание – Источник:[6]

Таблица 1 – Доходы консолидированного бюджета Беларуси. Январь – июнь 2013 – 2014гг., млрд. Br

 

Доходы

январь – июнь 2013

удельный вес, %

январь – июнь 2014

удельный вес, %

темп роста, %

Доходы, всего

91981,5

100,0

96161,3

100,0

104,5

Налоговые доходы

81657,3

88,8

82916,8

86,23

101,5

из них

Налоги на доходы и прибыль

27689,9

30,1

22206,3

23,1

80,2

в том числе

Подоходный налог с физических лиц

12469,2

13,6

15100,0

15,7

121,1

Налог на прибыль

14365,3

15,6

6160,1

6,4

42,9

Налоги на собственность

3658,8

4,0

4644,0

4,8

126,9

Налоги на товары (работы, услуги)

36612,6

39,8

45531,1

47,4

124,4

в том числе

НДС

25448,1

27,7

31341,2

32,6

123,2

Акцизы

7517,1

8,2

9554,3

9,9

127,1

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

12213,8

13,3

8715,9

9,1

71,4

Неналоговые доходы

10212,3

11,1

12727,7

13,24

124,6

Безвозмездные поступления

111,9

0,1

516,7

0,53

461,8

Информация о работе Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь и особенности реализации