Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 11:37, реферат

Описание работы

В основу бюджетной политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах.

Файлы: 1 файл

Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015.docx

— 27.54 Кб (Скачать файл)

Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов

Приоритетными направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов остаются исполнение социальных обязательств государства, долгосрочная устойчивость пенсионной системы, реализация крупных проектов, эффективное управление государственными финансовыми ресурсами

В основу бюджетной политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах.

Основными целями бюджетной политики в 2014 - 2016 годах являются:

формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе - с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов;

минимизация рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при бюджетном планировании;

повышение устойчивости федерального бюджета и снижение его зависимости от внешнеэкономических факторов в долгосрочной перспективе;

сравнительная оценка эффективности новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;

использование механизмов повышения результативности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов.

В 2014 - 2016 годах предусматриваются дополнительные (по сравнению с бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств) бюджетные ассигнования, в частности, на:

совершенствование оплаты труда работников федеральных учреждений здравоохранения, образования, культуры, науки и социального обслуживания;

ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции;

выплату ежемесячного пособия при рождении третьего ребенка;

увеличение объемов финансирования государственных научных фондов;

увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

совершенствование системы оплаты труда и государственных гарантий федеральных государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности.

В номинальном выражении планируется рост объема расходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с предыдущим годом на 3,4%, в 2015 году - на 10,0% и в 2016 - на 7,5 процентов.

В реальном выражении в 2014 году ожидается снижение расходов федерального бюджета на 1,5% по сравнению с предыдущим годом, начиная с 2015 года - рост: в 2015 году на 4,8%, в 2016 году - на 2,4 процента.

В 2014 году дефицит федерального бюджета составит 327,1 млрд. рублей или 0,44% ВВП. В 2015 году дефицит федерального бюджета составит 455,5 млрд. рублей (0,6% ВВП) и в 2016 году - 543,7 млрд. рублей (0,6% ВВП).

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2014 - 2016 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.

Объемы возможного предложения государственных ценных бумаг на внутреннем облигационном рынке в 2014 году составят 974,1 млрд. рублей, в 2015 году - 1 034,8 млрд. рублей и в 2016 году - 1 253,3 млрд. рублей.

Объемы возможного предложения государственных ценных бумаг на международном рынке капитала составят 224,7 млрд. рублей в 2014 году, 235,9 млрд. рублей в 2015 году и 244,3 млрд. рублей в 2016 году.

Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в 2014 году прогнозируются в объеме 230,8 млрд. рублей, в 2015 году - 445,1 млрд. рублей, в 2016 году - 250,0 млрд. рублей.

 

Финансовое обеспечение первоочередных расходов субъектов Российской Федерации будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положением статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков несбалансированности региональных и местных бюджетов в 2014-2015 годах будет предусматриваться индексация данного вида финансовой помощи относительно объемов средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2013 год. В 2016 году указанные дотации предусмотрены на уровне 2015 года.

Получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2014 году будут являться 72 региона.

Предоставление данного вида финансовой помощи позволит в 2014 году сократить разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными субъектами Российской Федерации с 6,2 до 2,8 раз.

В 2015 и 2016 годах распределение дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации осуществлено с учетом  резерва в объеме 15 и 20 % или 69,3 и 92,4 млрд. рублей соответственно.

В рамках дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации будут ежегодно предусматриваться средства на частичную компенсацию дополнительных расходов, на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, необходимых на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в 2014 году в размере 120,0 млрд. рублей, а в 2015 и 2016 годах – 130,0 и 150,0 млрд. рублей соответственно.

Прогнозируется, что к 2016 году дотации будут составлять почти половину от общего объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что превышает показатели 2013 года на 5,8 процентных пункта.

При этом в 2016 году прогнозируется существенное сокращение объема субсидий (на 45,0% в номинальном выражении относительно 2013 года), что обуславливается завершением ряда проектов, в том числе в части реализации региональных программ модернизации систем общего образования, субсидирования в полном объеме первоначального взноса, но не более 20 процентов от суммы ипотечного кредита, предоставленного молодым (в возрасте до 35 лет) учителям государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, выплаты денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.

Одной из основных задач по совершенствованию порядка предоставления субсидий из федерального бюджета является повышение доли субсидий, распределенных приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете.

В 2014 году предусматривается распределение  указанными приложениями 10 субсидий (без учета субсидий, получателем, которых является один субъект Российской Федерации) в сумме 30,9 млрд.рублей  (в 2013 году – 2 в сумме 10,8 млрд.рублей). В отношении субсидий, нераспределенных федеральным законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и плановый период, предполагается установить требование об утверждении распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации до 1 апреля текущего года.

Финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, будет производиться за счет субвенций из федерального бюджета.

В проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрена единая субвенция бюджетам субъектов Российской Федерации, которая сформирована из 11 субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2013 г. № 1456-р, и направлена на финансовое обеспечение соответствующих переданных полномочий Российской Федерации.

Общий объем единой субвенции рассчитан как сумма объемов единых субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации. В свою очередь, объем единой субвенции, предоставляемой бюджету конкретного субъекта Российской Федерации, рассчитан как сумма объемов субвенций, формирующих единую субвенцию, определенных для данного субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методиками распределения этих субвенций.

При этом объем расходов регионального бюджета на каждое из делегированных федеральных полномочий, финансово обеспечиваемых за счет единой субвенции, будет определяться законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Формирование единой субвенции имеет своей целью расширение финансовой самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по распоряжению средствами, поступающими из федерального бюджета на финансовое обеспечение переданных федеральных полномочий, и повышение эффективности использования таких средств.

При этом в отношении каждого конкретного полномочия будет предусмотрено утверждение значений целевых показателей. Контроль над их достижением будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти – субъектами бюджетного планирования, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

С учетом реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в период 2014-2016 годов для бюджетов субъектов Российской Федерации повышается значимость выполнения своих социальных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.

В такой ситуации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требуется крайне взвешенная долговая и бюджетная политика, особенно в отдельных регионах, уровень государственного долга которых приближается к предельному уровню, определенному законодательством.

Поддержка бюджетных реформ на региональном уровне будет осуществляться за счет субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов, что будет способствовать внедрению лучших практик в сфере управления финансами.

На федеральном уровне также будет продолжен мониторинг качества управления региональными финансами, в том числе в сфере внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг и повышение эффективности бюджетных расходов.

В 2014-2016 годах на федеральном уровне  будет продолжена работа по инвентаризации и уточнению разграничения расходных полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления и доходных источников между соответствующими бюджетами.

С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» с местного на региональный уровень власти передаются вопросы, связанные с финансовым обеспечением государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, и доходные источники.

В этих условиях необходимо особое внимание уделить вопросам повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, создания условий для получения больших результатов в условиях рационального использования имеющихся ресурсов за счет их концентрации на проблемных направлениях.

Достижению таких целей способствовало бы совершенствование территориальной организации местного самоуправления, оптимизация формирования и организации управленческой структуры органов местного самоуправления, направленная на устранение дублирования реализации властных полномочий на одной территории.

В целом необходимым условием для обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации является реализация региональными и местными органами власти комплекса мер по оптимизации расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе – путем внедрения принципа нуждаемости при оказании социальной поддержки, а также активизация мер по стимулированию экономического развития. В этом случае дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации может быть существенно уменьшен относительно прогнозируемых значений.

 

В целом основные направления бюджетной политики в 2014 – 2016 годах обеспечивают решение задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

В рамках применения «бюджетных правил» обеспечивается устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, сокращение  рисков невыполнения действующих и принимаемых расходных обязательств,  сохранение низкого уровня долговой нагрузки.

В 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годах будут реализованы меры, направленные на повышение эффективности и прозрачности бюджетной политики.

Формирование федерального бюджета осуществляется на основе государственных программ Российской Федерации, позволяющих на качественно новом уровне планировать соответствующие расходы, и «увязать» соответствующие расходы и иные государственные ресурсы с конкретными планируемыми к достижению показателями (индикаторами).

Решение указанных задач создает необходимые условия для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ, усиления роли бюджетной политики для поддержки экономического роста.

 


Информация о работе Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов