Нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Одной из главных целей данной работы является раскрытие проблемы понимания правовой нормы.
Для раскрытия данной проблемы были поставлены следующие задачи:
• дать понятие и раскрыть признаки правовой нормы;
• раскрыть структуру нормы права, способы их изложения;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Нормы Права 4
1.1.Понятие и признаки нормы права 4
1.2.Структура нормы права 6
1.3.Классификация норм права 10
Глава 2. Источники Права 13
2.1. Понятие источника (формы) права 13
2.2.Виды источников права 14
2.3. Нормативно-правовой акт 18
Заключение 23
Список использованной литературы: 24

Файлы: 1 файл

Распечатать.docx

— 65.46 Кб (Скачать файл)

Правовой прецедент - решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве эталона (образца) при рассмотрении последующих аналогичных дел одноуровневыми либо нижестоящими органами.15 (Распространен преимущественно в странах англо-саксонской правовой семьи - Англии, США, Канаде и т.д.). Видами правовых прецедентов являются судебные и административные прецеденты.

Прецедент как источник права  известен с древнейших времен. В  Древнем Риме в качестве прецедентов  выступали, например, устные заявления (эдикты) или решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных  дел лишь для самих магистров, их принявших, и в течение срока (как правило, один год) пребывания их у власти. Однако постепенно многие наиболее удачные  положения эдиктов  одних магистров повторялись  в эдиктах вновь избранных  магистров и приобретали, таким  образом, устойчивый характер. Прецедент  как источник права широко использовался  также в Средние века и во все  последующие столетия.16

Формально прецедент может  выражаться как в единичном, персонально  определенном решении высшей судебной или административной инстанции, так  и в нормативном обобщении  практики, обеспечивающей единство правоприменительной  деятельности (ст. 389 ГПК РФ).

Специфическое преимущество данной формы права состоит в  том, что ее создает руководящий  орган, обеспечивающий координацию  повседневного применения права  и способный учесть наиболее целесообразный опыт, разнообразие и динамику общественной жизни. Причем в прецеденте обязательно  не все предшествующее решение, а  лишь суть правовой позиции суда, вынесшего  прецедентное решение или приговор. При этом судье, в последующем  рассматривающему конкретное дело, предоставляется  широкая возможность проявления личной инициативы, так как при  отсутствии полного тождества сравниваемых ситуаций именно он оценивает степень  их аналогичности.

Нормативный договор – это соглашение между двумя и более субъектами права, заключаемое для достижения целей и решения задач, имеющих юридическое значение для договаривающихся сторон.

Правила поведения (нормы), закреплённые в нормативном договоре, являются обязательными только для субъектов  его заключивших. При этом, во-первых, круг договаривающихся субъектов носит  вполне определённый, но не персонифицированный  характер, а во-вторых, конкретизированы субъективные права и юридические  обязанности, которые реализуются  субъектами в рамках урегулированного договором правоотношения.17 Основными характеристиками нормативного договора являются: нормативность содержания;  добровольность заключения, согласие сторон по всем существенным аспектам соглашения; равенство сторон; общность интересов; эквивалентность взаимной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

В отечественной и зарубежной практике нормативные договоры имеют  место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями, всегда между государствами, образующими конфедерацию.

Действующая Конституция  Российской Федерации устанавливает, что с помощью договоров могут  регулироваться, кроме того, взаимоотношения  внутри субъектов Федерации. Так, согласно статье 66 (ч.4) федеральным законом  и договором могут регулироваться взаимоотношения входящих в состав края или области автономных округов.18 Такие договоры заключаются между органами государственной власти автономного округа, с одной стороны, и соответственно органами государственной власти края или области – с другой стороны.

Важным видом договора является международный договор. Он представляет собой соглашение между  различными субъектами международного права, и в первую очередь между  государствами,  призванное регулировать возникающие между ними отношения  путем установления, прекращения  или изменения их взаимных прав и  обязанностей. Существуют различные  виды международных договоров: двусторонние и многосторонние; политические, экономические  и договоры, заключаемые по специальным  вопросам. Каждый из них содержит общие  правила поведения и выступает  как результат согласования воль субъектов – участников того или  иного договора. В ряде государств, включая Россию, международные договоры,  в которых участвуют эти государства, рассматриваются как основная часть  национальной правовой системы.

Ярко выраженным примером нормативного договора может служить  коллективный договор, регулирующий на предприятиях и в учреждениях  между работодателем (администрацией) и работниками трудовые, социально-экономические  и иные взаимоотношения.

Содержание коллективного  договора составляют взаимные обязательства  сторон по вопросам труда, заработной платы, отпусков, медицинского обслуживания и социального обеспечения в случае утраты трудоспособности, сокращения рабочих мест, по вопросам обучения новым специальностям и повышения квалификации. Все положения договора имеют обязательный характер для предприятий и учреждений, на которые они распространяются. В них содержатся общеобязательные правила поведения, имеющие, однако, строго ограниченный, локальный характер. 19

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принимаемый от имени государства в порядке установленной государством процедуры, содержащий правила поведения обобщённого характера (норму права), регулятивно-охранительное воздействие которых распространяется на неперсонифицированный круг субъектов.20

2.3. Нормативно-правовой  акт

Нормативно-правовые акты являются основным и важнейшим источником права в странах континентального права, к числу которых относится  и Россия. Нормативные юридические  акты – это официальные документы, содержащие юридические нормы (а  так же положения, отменяющие или  изменяющие действующие нормы). 21

Но необходимо обратить внимание на то, что термин «акт» имеет  в сфере права два значения:

  • Правомерного действия – юридического факта, в том числе действия по правотворчеству, когда законодательный орган  совершает действия по изданию, изменению или отмене закона;
  • Официального документа, в котором выражаются и закрепляются результаты тех или иных действий и в котором, следовательно, они «пребывают».

Когда речь идет об источниках права, то слово «акт» понимается во втором из случаев.

Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются  только органами государства.  Имеют  волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная  воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей  государственных комитетов, решения  и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и  управления.22

Основные черты нормативно-правовых актов23:

  • Содержат общеобязательные, персонально неопределенные, типичные для какой-либо конкретной сферы общественных отношений нормативные, модельные предписания;
  • Исходят из остро определенных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией;
  • Принимаются в процессе строгой процедуры;
  • Имеют установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия;
  • В зависимости от социальных потребностей  могут быть быстро изменены;
  • Строго обязательны для субъектов права, вступающих в регламентируемые нормативно-правовыми актами отношения;
  • Находятся между собой в отношениях четко определенной иерархии, обусловленной компетенцией правотворческого органа;
  • В отличие от иных источников права могут быть относительно оперативно изменены, ограничено дополнены;
  • Исполнение поддерживается силой государственного принуждения, механизм которого может быть наглядно представлен в специальных положениях самих нормативно-правовых актов.

Нормативные правовые акты образуют иерархически организованную  систему, отражающую юридическую силу каждого акта. В системе нормативных  правовых актов любого государства  особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит  в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются  основополагающие положения, которые  должны служить консолидации общества. Конституция – это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а так же основы взаимоотношения государства и гражданина. 24 Конституция обладает учредительным характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства. Особенность конституции предопределяется так же тем,  что она создается особым субъектом – народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и с ее помощью учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает. Помимо юридической конституция имеет и социально-политическую сущность. Это проявляется в том, что конституция демократического государства – итог социального компромисса. Она отражает социальное согласие представителей разных политических интересов.

Конституция имеет политическое содержание. В ней закрепляются формы  государственного устройства, система  органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

Так, согласно действующей  конституции  Российской Федерации, предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации – Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства  издает указы и распоряжения. Правительство  Российской Федерации издает постановления  и распоряжения. Субъекты Российской Федерации принимаю «законы и  иные нормативные правовые акты». 25

Нормативно-правовые акты как  формы (источники) права значительно  отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе, прежде всего, акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют.26

Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру. Принципиальное отличие  состоит в том, что первые содержат в себе общие предписания в  виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как  вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального  характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее – неопределенному  кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений.

Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут  издавать по одним и тем же или  по разным вопросам как нормативно-правовые акты, так и индивидуальные акты.

Нормативно-правовые акты так  же следует отличать от актов разъяснения  или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида или группы: законы и подзаконные акты. Основанием их классификации выступает юридическая  сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный  акт в общей системе правотворческих  государственных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих  издаваемых актов.

В зависимости от этих же критериев в каждой стране, а точнее – в  каждой правовой системе  устанавливается строгая иерархия, то есть  строгая систем расположения, соподчиненности нормативно-правой актов.

Внизу этой иерархии находятся  нормативные акты, издаваемые местными органами государственной власти и  управления. Верхнюю часть иерархии замыкают нормативно-правовые акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими  органами государственной власти в  той или иной стране. Эти акты-законы обладают высшей юридической силой  по отношению ко всем другим — подзаконным  актам. Последние должны строго соответствовать  закону, издаваться на основе закона и  во исполнение закона. Данные требования, несомненно, касаются актов правительства, которые среди всех подзаконных  актов обладают самой высокой  юридической силой и играют среди  них ведущую роль.

Наряду с нормативно-правовыми  актами государственных органов  в системе форм (источников) права  некоторых стран определенное  место занимали нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями.

Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, так  же, как и решения любых партийных  органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют  юридической силы.27 Таковую они могут получить лишь в двух случаях. Во-первых, при издании совместного с государственным органами решения по одному и тому же вопросу. И, во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения) государства.

Таким образом, нормативный  правовой акт - это один из наиболее совершенных источников права. Его  использование позволяет государству  своевременно реагировать на потребности  развивающихся общественных отношений  путем быстрого принятия правовых норм, обеспечивать нормативные правовые акты эффективным государственно-правовым механизмом в целях его реализации.

Информация о работе Нормы права