Норма права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

На определенном этапе развития общества возникает потребность в управлении. На раннем этапе развития человечества управление обществом осуществлялось при помощи специальных норм поведения – обычаев. Но общество – это динамическая, развивающаяся система, поэтому постепенно происходило разложение первобытнообщинных порядков и замена родовой организации государственной властью. Теперь для управления обществом государство должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Таким образом складываются нормы права.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Нормы Права 4
1.1.Понятие и признаки нормы права 4
1.2.Структура нормы права 6
1.3.Классификация норм права 10
Глава 2. Источники Права 13
2.1. Понятие источника (формы) права 13
2.2.Виды источников права 14
2.3. Нормативно-правовой акт 18
Заключение 23
Список использованной литературы: 24

Файлы: 1 файл

Распечатать.docx

— 65.46 Кб (Скачать файл)

Например, статья 616 ГК РФ, в которой говорится  об обязанности сторон по содержанию арендованного имущества. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный  ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договорами аренды; арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий  ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено  законом или договором аренды.

Санкция  – часть юридической нормы, которая  указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения  правила, предусмотренного диспозицией. Санкция является завершающим структурным  элементом юридической нормы. В  ней выражается неодобрительное  отношение общества, государства, личности к нарушителям норм права. Так, согласно статье 69 СК РФ, родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правам; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

В зависимости  от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на:

  • карательные (заключаются в лишении правонарушителя определенных благ, в наказании его путем лишения свободы, высылки, ссылки, возложении на правонарушителя выполнение определенных обязательств, например в виде уплаты штрафа и т. д.);
  • правовосстановительные (смысл этих санкций состоит в восстановлении нарушенного права, в принуждении к исполнению невыполненной обязанности);
  • поощрительные. Под правовым поощрением понимается форма и мера юридического одобрения заслуженного правомерного поведения, в результате которого субъект чем-то вознаграждается.

Для того чтобы проанализировать все элементы нормы права, можно  рассмотреть, к примеру, часть статьи 4 федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»8: гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности. Гипотезой здесь является часть фразы: «гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет» - это два условия, при наличии которых гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, в которой устанавливается само правило поведения – голосование, участие в выборах. Санкция предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушит установленное нормой право гражданина избирать, то есть право, предусмотренное диспозицией.

Однако стоит отметить, что вопрос о структуре норм права  является дискуссионным. Ряд современных  ученых считают, что норма права  состоит из двух частей – гипотезы и диспозиции или диспозиции и  санкции. Эта идея о двухзвенной  структуре нормы права не получила широкого развития. Доминирует точка  зрения о трехзвенной структуре. В юридической литературе справедливо  сложилось мнение о том, что норма  права немыслима без гипотезы и диспозиции, а без санкции  она бессильна, поэтому структура  любой нормы права состоит  из трех элементов. По мнению Т.В. Кашаниной9, отсутствие хотя бы одного элемента означает, что выдаваемая за норму конструкция юридической нормой не является. Если нет гипотезы, то норма права теряет связь с конкретными жизненными обстоятельствами, если нет диспозиции, то норма становится беспредметной, поскольку не предлагает варианта поведения. Если у нормы нет санкции, то ее действенность крайне мала, и она может стать всего лишь декларацией. Однако стоит учитывать, что речь идет о логической структуре правовой нормы. В действительности точно установить гипотезу, диспозицию и санкцию конкретной нормы права можно лишь после специального анализа статей официального государственного акта, в котором изложены правовые нормы.

1.3.Классификация норм права

Обычно под классификацией понимается процесс распределения  объектов исследования в соответствии с их общими признаками. Среди норм права также можно провести классификацию. Это поможет более четко выразить, какое место занимают юридические  нормы в системе правового  регулирования, понять их назначение. При этом критерии классификации  могут быть различными. Нормы права  можно классифицировать по:

  • юридической силе. Выделяют нормы законов и нормы подзаконных актов. Нормы подзаконных актов составляют нормы, содержащиеся в указах Президента, в правительственных актах, в актах федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств и служб), локальные нормы, которые принимаются и действуют на территории конкретного предприятия, организации, а также нормы, содержащиеся в международных договорах;
  • предмету правового регулирования или по отраслевой принадлежности. Нормы права подразделяются на конституционные, гражданские, уголовные, административные и др.;
  • методу правового регулирования. Нормы права подразделяются на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные. Под императивными нормами понимаются обязательные, властные предписания. Такими нормами являются, например, нормы уголовного, административного законодательства. Подобные нормы не дают субъектам права выбора иного варианта поведения. Они предписывают только один вариант действий.

Под диспозитивными нормами  понимаются такие нормы, которые  наряду с установлением какого-либо варианта поведения, дают субъектам  возможность выбрать в пределах закона другой вариант поведения. Например, эти нормы характерны для гражданского, трудового, семейного права.

Поощрительные нормы содержат в себе предписания о том, что  за полезный вариант поведения, который  одобряется обществом и государством, государство предоставляет субъекту определенные меры поощрения. Субъект  свободен выбирать или нет предписываемое поведение. В норме закрепляются вид и мера поощрения, например присвоение почетных званий, государственные награды  и т.д. Поощрительные нормы стимулируют  социально полезное поведение.

Рекомендательные нормы  предлагают наиболее приемлемый, желательный  с точки зрения государства вариант  поведения. Данные нормы предоставляют  субъекту право самому определить вариант  поведения, но при этом указывают  наиболее предпочтительный;

  • функциональной роли. Выделяют регулятивные нормы и охранительные. Под регулятивными нормами понимаются такие нормы, которые устанавливают права и обязанности участников правоотношений. Например, в Конституции РФ закрепляются права и обязанности граждан. Охранительные нормы направлены на защиту нарушенных прав. По мнению С.С.Алексеева охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с частью 1 статьи 83 УК РФ осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда;
  • содержанию, целевому назначению. Выделяют нормы-принципы, нормы-определения, нормы-цели, нормы-расчеты. Нормы-принципы представляют собой положения, которые лежат в основе организации и деятельности различных субъектов права. Они устанавливают правовую основу тех или иных институтов, отраслей, права в целом. Например, статьи 3-7 УК РФ, которые закрепляют принцип законности, принцип равенства граждан перед судом, принцип вины, принцип справедливости, принцип гуманизма. Нормы-определения (дефиниции) – это специальные правовые нормы, которые разъясняют значение терминов, использующихся в тексте закона. Например, в части 1 статьи 14 УК РФ дается определение преступления. Нормы-цели закрепляют цели и задачи, на достижение которых направлена деятельность государства. Например, статья 7 Конституции РФ, указывает на направление деятельности РФ как социального государства. Нормы-расчеты – это нормы, в которых содержатся показатели деятельности государственных органов или организаций. Например, закон о бюджете на какой-либо год;
  • М.Н. Марченко10 считает, что нормы права можно разделить в зависимости от принадлежности тех или иных юридических норм к публичному или частному праву. Поскольку публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное, административное, уголовное и др., то нормы, которые содержатся в данных отраслях, являются нормами публичного права.

 

Глава 2. Источники Права

2.1. Понятие источника (формы) права

Неясность, двусмысленность  любого понятия всегда порождает  определенные трудности его использования  и приводит к нечетким выводам, что  в свою очередь ведет к нескончаемым дискуссиям по одному и тому же вопросу. Именно данное обстоятельство позволяет  относить понятие источника права  к числу дискуссионных в понятийном аппарате теории государства и права.

В правовой  науке  и  юридической  практике  термин «источник  права» понимается   многозначно, а  иногда  употребляется  как  тождественный  термину  «форма  права». Как представляется, главные отрицательные моменты, связанные с отождествлением понятий источника и формы права, проявляют себя в следующем.

  Во-первых, несмотря многозначность и неопределенность этих терминов, они имеют разную этимологическую природу, а именно: источник характеризует происхождение, генезис какого-либо явления, своего рода его «производящее начало»; форма же характеризует способ организации содержания, его внешнее проявление. В связи с последним необходимо заметить, что деление формы на внутреннюю — как совокупность способов образования нормы и объединения их в систему и внешнюю — как способ возведения формирования, «документирования» государственной воли — не имеет под собой существенного основания.

Во-вторых, отождествление источника  и формы права приводит к необходимости  совместного рассмотрения совершенно разных по своей природе явлений, начиная от источника (формы) как  материальных условий жизни общества, включая формально-юридический смысл  этих терминов, и заканчивая источником (формой) в плане познания истории  развития права. Найти общие основания  для объединения вышеописанных  явлений вряд ли представляется возможным, поскольку данные явления относятся, по сути дела, к разным уровням познания, а именно к научному, т. е. формально-юридическому аспекту вопроса (формы права), и  философскому — вопросы генезиса, происхождения права (его источник).

Разграничив источник и форму  как соответственно происхождение  и образование права, нетрудно заметить, что при нормативном подходе (где  источником является сама норма), а  также при сведении источника  к исключительно государственной  воле рассматриваемые понятия действительно совпадают, в чем и видится главная причина отождествления источника и формы в отечественной правовой мысли. 11

Конкретизация понятия «форма (источник) права» в современной  теории государства и права осуществляется в нескольких аспектах:

  • в материальном смысле под формой (источником) права понимаются экономические, социальные условия жизни общества, которые определяют государственную власть и выступают правообразующей силой общества;
  • в идеологическом смысле — понимаются совокупность идей, правовое сознание, концепции, политико-правовые воззрения и т. п.;
  • форма (источник) права как способ внутренней структуризации и закрепления правовых велений рассматривается в виде внутренней формы права;
  • в формально-юридическом его значении форма (источник) права есть совокупность способов возведения в закон воли политических сил, стоящих у власти, именно здесь выделяют такие разновидности источников, как юридический прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт и нормативный договор;
  1. форму (источник) можно рассматривать как источник познания права (исторические памятники права, данные археологии и т. д.)12.

2.2.Виды  источников права

К основным источникам права  относятся правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор  и нормативно-правовой акт.

Правовой обычай – правило поведения, возникшее в процессе социально-политического развития, в результате многократного повторения явления, признаваемого общественно полезным и в силу этого воспринятого государством в качестве правового регулятора. Таким образом, не каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает интересам определённой группы людей или всего общества. Правовой обычай исторически выступал первым источником права. Совокупность действовавших в государстве обычаев представляла так называемое обычное право, то есть право, представленное правовыми обычаями, посредством которых осуществлялось регулирование отношений людей в данном обществе.

В разные исторические периоды  место обычая в системе источников права было различным. В процессе становления правовых систем обычай занимал доминирующее положение. В  качестве примера исследователи  римского права отмечают, что в  течение долгого времени Древний  Рим не знал писаных законов вообще. При простоте хозяйственного строя  и всей общественной и государственной  жизни, при неразвитости товарооборота  в законах просто не было необходимости. Издание закона как общего акта вызывало к тому же, особенно на ранних этапах римского общества, большие трудности. Ведущее место правовой обычай занимал  так же в странах Европы, Азии, Африки и т.д. Древнейшими памятниками  обычного права выступают своды  обычаев – Русская правда, Законы Хамураппи, Законы XII таблиц, Законы Ману и др.

По мере развития общества и государства правовой обычай, а  вместе с ним и обычное право, постепенно вытеснялись законами и  другими формами права, становились  второстепенными его источниками. С возникновением крупных государственных  образований и централизацией власти процесс вытеснения и замены правовых обычаев законами и другими нормативно-правовыми  актами не только не замедлился, а, наоборот, ускорился.13

В настоящее время роль правового обычая значительно снизилась. Спектр его действия распространяется, прежде всего, в тех областях, где  пока нет достаточного материала  для законодательных обобщений. Правила обычая выступают как  «предвосхищение установленного законом  права».14 Поэтому сегодня наиболее заметна роль обычая в регулировании интернациональных отношений в сфере торговли, информационного обмена, межгосударственного сотрудничества. Примером одобренного Российским государством обычая является обычай делового оборота, закреплённый в ст. 5 ГК РФ и предполагающий возможность договаривающимся сторонам самостоятельно определять условия заключаемой сделки, если это не противоречит действующему законодательству. Вместе с тем обычай кровной мести, сохранившийся до настоящего времени в ряде регионов, признаётся государством социально вредным, а действия лиц, руководствующихся этим обычаем, рассматриваются как противоправные.

Информация о работе Норма права