Модели распределения доходов (горизонтальная, веерная)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 00:02, контрольная работа

Описание работы

Бюджет, понимаемый в буквальном смысле слова как «денежная сумка», ко­шелек для помещения, хранения, извлечения денег, имеет двоякое толкование. С одной стороны, это совокупность финансовых ресурсов, средств, которы­ми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, бюджет - это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств.

Содержание работы

Введение
Модели распределения доходов (горизонтальная, веерная)
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ (БП) .doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 

 
ФГБОУ ВПО «Брянский государственный технический университет» 
 
Кафедра «Экономика, организация производства, управление» 
 

 
Дисциплина «Бюджетное право» 
 
Контрольная работа по теме

«Модели распределения доходов (горизонтальная, веерная)» 
 
 
 

                       
                      Студент группы: З-11 ФК-2 
                      Ерченко А.С.

                       
                      Преподаватель: 
                      Шлемина И.В. 
                       
                       
                       

 
Брянск 2011

 

Содержание

 

     

Введение

     Бюджет  представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

     Бюджет, понимаемый в буквальном смысле слова как «денежная сумка», кошелек для помещения, хранения, извлечения денег, имеет двоякое толкование. С одной стороны, это совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой стороны, бюджет - это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств. Иначе говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, соотношение между доходами и расходами.

     Для любого человека понятие «бюджет» ассоциируется  с его финансовым состоянием, накоплением денежных средств, соответствием денежных доходов и расходов.

     Проблема  справедливого распределения доходов  стояла перед человечеством во все времена. На почве разделения прибылей вспыхивали конфликты и войны. Однако мы живём в цивилизованном обществе и вопросы дифференциации доходов для всех нас более чем важны.

     Сам термин распределение доходов означает сложившееся в стране соотношение доходов, получаемых различными группами людей.

     Целью данной контрольной работы является рассмотрение двух моделей распределения доходов между бюджетами, которые  менялись в ходе развития бюджетной системы России.

 

Модели  распределения доходов (горизонтальная, веерная)

     Модели  распределения доходов и формирования территориальных бюджетов менялись на протяжении 6000 лет.

     Для бюджетной системы дореволюционной  России типичной была модель распределения доходов между бюджетами, которую можно назвать горизонтальной. Горизонтальная модель является самой древней из всех моделей. Она характеризуется тем, что государственный бюджет и территориальные бюджеты (земские, городские) находились как бы в одной плоскости, каждый имел свои источники дохода, за каждым бюджетом были закреплены свои налоги и сборы. При этом финансовая помощь территориальным бюджетам из государственного бюджета была затруднена, так как территориальные бюджеты не входили в государственный бюджет и для такой помощи не было правовых основ. Межбюджетные отношения при такой модели отсутствовали в принципе. Каждый бюджет уравновешен сам по себе, т.е. доходы равны расходам. В этих условиях действовала следующая модель формирования территориальных бюджетов:

     Р=Д,

     где Р - размер доходов;

     Д — размер собственных доходов.

     Размер  бюджетных доходов предопределял  размер расходов.

     Такая система распределения доходов  действовала во многих странах вплоть до середины XX в. С одной стороны, эта система обеспечивала в значительной мере финансовую независимость территориальных органов власти всех уровней, так как территориальные бюджеты формировались за счет собственных налогов. Однако по мере роста бюджетных расходов на общественные нужды (образование, здравоохранение, благоустройство населенных пунктов) собственные доходы территориальных бюджетов не могли обеспечивать эти расходы. В то же время не было достаточно действенного и законодательно установленного механизма оказания государством финансовой помощи территориям. Все это отрицательно отражалось на состоянии территориальных бюджетов, местном хозяйстве, социальном развитии общества. Из-за отличия регионов друг от друга в стране невозможно было построить систему разделения налогов на федеральные, региональные и местные с зачислением налогов каждого вида в соответствующий бюджет, которая хотя бы в приблизительном виде удовлетворяла интересы бюджета любого уровня.

     Таким образом, можно выделить перечень достоинств и недостатков данной модели распределения доходов.

     Достоинства этой модели:

  • бюджеты взаимонезависимы;
  • расходы производятся в соответствии с созданным налоговым потенциалом;
  • модель экономная, не позволяет тратить больше чем собрано;
  • местная власть получается экономически независима.
 

     Недостатки  этой модели:

  • в случае отсутствия на территории местного органа власти достаточных доходов происходит недофинансирование;
  • в случае долговременного недофинансирования происходит деградация этой территории.

     Эта модель действовала до середины 20 века.

     Хотя  и позднее существовала попытка реализовать горизонтальную модель. Так, в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. также сказано, что «целью данного направления реализации Программы является существенное повышение роли собственных доходов в региональных и местных бюджетах, в том числе — региональных и местных налогов, имея в виду создание предпосылок для перехода в долгосрочной перспективе к формированию доходов бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов».

     Но  схема «один налог — один бюджет»  требует долговременного разграничения полномочий органов власти, что нереально в условиях постоянного изменения налогового и бюджетного законодательства.

     Первый  шаг в устранении недостатков горизонтальной модели распределения бюджетных доходов был сделан в СССР в 1931 г., когда бюджеты союзных республик были включены в государственный бюджет СССР. В 1932 г. произошла налоговая реформа. Налоги решили объединить. В виде НДС объединили 60 налогов. Работниками Наркомата финансов была создана новая модель распределения общегосударственных доходов. Эту модель можно назвать веерной. Суть ее заключалась в том, что несмотря на существование закрепленных за каждым бюджетным звеном налогов, вводился механизм долевых отчислений в территориальные бюджеты от общегосударственных доходов и налогов. В соответствии с принимаемыми законодательными актами сумма мобилизуемого на территории налога по утвержденным этими актами нормативам распределялась между центральным бюджетом (союзный бюджет), региональными бюджетами (республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами (городскими, районным, поселковыми и сельскими).

     Следовательно, в территориальные бюджеты помимо собственных доходов стали поступать регулирующие доходы. На местные бюджеты было возложено финансирование подавляющей части общегосударственных расходов, связанных с жизнеобеспечением населения (образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, местной и пищевой промышленности и др.). В свою очередь это предопределило изменение принципа формирования местных бюджетов. Размер местного бюджета стал определяться величиной расходов на местное хозяйство. Для обеспечения этих расходов из вышестоящего бюджета выделялся необходимый объем регулирующих доходов. Таким образом, в вышестоящем налоговом органе создавался план регулирования, в котором расходы бюджета уравновешивались долями в сборах каждого налога. При этом верхний уровень власти законодательно обязан был отрегулировать доходы и расходы нижестоящего бюджета, т.е. доложить столько денег сколько им нужно.

     Местные бюджеты стали формироваться по следующей модели:

     Р=Дс+Др,

     где Р — размер расходов;

     Дс  — размер собственных доходов;

     Др - размер регулирующих доходов.

     Преимущества  этой модели в том, что 

     1) достигается единство источников  всех бюджетов, а следовательно,  заинтересованность и ответственность органов власти всех уровней в развитии экономики на территории как налогообразующей базы;

     2) создаются технические и юридические механизмы оказания финансовой помощи территориям;

     3) правительство страны имеет реальные  рычаги для регулирования экономического и социального развития территорий.

     Преимущества  этой модели были настолько очевидны, что она стала применяться  позднее во многих странах, в том  числе в государствах с рыночной экономикой.

     Практически эта модель используется в России в настоящее время и в первую очередь во взаимоотношениях региональных и местных бюджетов.

     Вместе  с тем такой способ распределения  средств между бюджетами имеет  ряд недостатков:

     1) низка доля собственных доходов  территориальных бюджетов;

     2) велик элемент субъективности верхних уровней власти при определении величины отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты, а следовательно, существует и зависимость от них;

     3) такая система способствовала  развитию иждивенчества отдельных  территорий, стремившихся больше получить средств из вышестоящих бюджетов, не прилагая усилия к развитию территориальной экономики;

     4) велики встречные и неоправданные  потоки движения финансовых ресурсов  сначала с территории в вышестоящий  бюджет, а затем снова в нижестоящий;

     5) это ведет и к централизации  средств в вышестоящем бюджете,  к ущемлению территориальных  потребностей, к остаточному финансированию социальной сферы и тем самым к противостоянию между центром и территориями.

     Поскольку в региональных и местных бюджетах существует извечная нехватка средств, надо как-то их финансировать. Финансировать их можно из трех источников: забрать больше денег у предпринимателей, из внебюджетных фондов, или из федерального бюджета. Первый и второй варианты неприемлемы, т.к. обе эти области сами находятся на грани выживания. Остается только федеральный бюджет, откуда и берутся деньги для пополнения местных и региональных бюджетов. При этом в федеральном бюджете остаются дыры, и некоторые важные отрасли финансируются по остаточному принципу.

      Для устранения указанных недостатков  велась работа по совершенствованию механизма распределения средств между бюджетами. Большой вклад в эту работу внес Научно-исследовательский финансовый институт (НИФИ) Министерства финансов, в частности, многолетние исследования по укреплению местных бюджетов, проводимые Г.Б. Поляком. Им были разработаны, обоснованы и в дальнейшем реализованы такие меры по совершенствованию межбюджетных отношений, как использование в качестве регулирующего источника платежей из прибыли предприятий союзного подчинения, а также введение долговременных, т.е. утвержденных на несколько лет, нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих налогов.

Заключение

     Бюджету принадлежит ведущее положение  в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением с другой стороны, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве инструмента проведения экономической и социальной политики.

     С помощью бюджета государственные  и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата, управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. выполнения возложенных на них функций.

     Одной из существенных сторон финансового управления социально-экономическими процессами является распределение доходов между бюджетами, формирование бюджетной системы государства, в зависимости от уровня которой происходит дифференциация доходов федеративного государства на федеральные, доходы бюджетов федеративных единиц (региональные, бюджеты субъектов РФ) и местные.

 

Список  используемых источников

    1. Георгий Поляк  «Бюджетная система России»
    2. Бюджетный кодекс Российской федерации
    3. http://www.referat-web.ru/content/referat/economy/economy172.php
    4. http://termin.bposd.ru/publ/18-1-0-15943

Информация о работе Модели распределения доходов (горизонтальная, веерная)