Изучение бюджета времени студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение структуры бюджета времени жизнедеятельности и формы досуга студентов.
В соответствии с целью данной работы по теме «Изучение бюджета времени студентов», необходимо решить следующие задачи: определить бюджет времени студентов в учебные и выходные дни; изучить особенности досуга студентов, определить круг их интересов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Основные понятия и структура бюджета времени……………..4
1.1. Бюджет времени студентов и его структура………………………...4
1.2.Особенности бюджета времени студентов……………………...…....6
ГЛАВА 2 Организация жизнедеятельности студентов…......……………....8
2.1. Режим дня ………………………………………………….……......8
2.2. Составляющие здорового образа жизни…………………….…...…..9
2.3. Режим труда и отдыха………………………………………….….....11
2.4. Организация сна ……………………………………………….….12
2.5. Организация режима питания……………………………………….12
2.6.Организация двигательной активности………………………….….13
2.7. Профилактика вредных привычек…………………………………..13
2.8. Культура межличностного общения………………………..………14
2.9. Психофизическая регуляция организма….…...............................….15
ГЛАВА 3 Анализ бюджета времени ……………...............................…….....21
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованных источников и литературы……………………...34

Файлы: 1 файл

мой курсовик переделаный.docx

— 69.99 Кб (Скачать файл)

Также очень  важно соблюдать следующий распорядок дня:

вставать ежедневно в  одно и то же время;

заниматься регулярно  утренней гимнастикой;

принимать пищу в строго отведённые часы;

чередовать умственный труд с физическими упражнениями;

соблюдать правила личной гигиены, то есть следить за чистотой тела, одежды, обуви и так далее;

работать и спать в  хорошо проветриваемых помещениях;

ложиться спать в одно и то же время.

Здоровый  образ жизни (ЗОЖ) представляет собой совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности индивида, которая базируется на принципах нравственности, культурных нормах и ценностях, является рационально организованной, активной, а вместе с тем защищающей от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющей до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Образ жизни  относят к социально-биологическим  факторам, компонентами которого являются три показателя: уровень, качество и стиль жизни.

Здоровый  стиль жизни есть конкретный тип поведения индивида или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.

К основным составляющим здорового образа жизни  относятся:

режим труда и отдыха;

организацию сна;

режим питания;

организацию двигательной активности;

выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;

профилактику вредных  привычек;

культуру межличностного общения;

психофизическую регуляцию  организма.

 

2.3. Режим труда и отдыха

 

Целесообразный режим  труда и отдыха - есть необходимый  элемент здорового образа жизни, так как при правильном и неукоснительно соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что обеспечивает оптимальные  условия для работы и отдыха, а, следовательно, способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

 

 

 

2.4. Организация сна

 

Сон - является необходимой, обязательной и наиболее полноценной  формой ежедневного отдыха. В частности  для студента необходимой нормой ночного монофазного сна принято  считать от 7,5 до 8 часов. Часы, предназначенные  для сна, нельзя рассматривать как  некий резерв времени, который можно  использовать в других целях, так  как это, практически всегда, отражается на продуктивности умственного труда  и психоэмоциональном состоянии. Кроме  того, беспорядочный сон может  привести к бессоннице, другим нервным  расстройствам.

 

2.5. Организация режима питания

 

Культура  питания имеет огромное значение в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент обязан знать принципы рационального питания, а также регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание - есть физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание основывается на следующих принципах:

достижения энергетического  баланса;

установления правильного  соотношения между основными  пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, между растительными  и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами);

сбалансированности минеральных  веществ и витаминов;

ритмичности приема пищи.

Основополагающим  моментом культуры питания является режим питания, и распределение калорийности пищи в течение суток. И опять-таки, к режиму питания необходимо подходить строго индивидуально.

 

 

2.6. Организация двигательной активности

 

Обязательным фактором здорового  образа жизни студентов является систематическое, соответствующее  полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок, которые представляют собой сочетание  разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных  занятиях физическими упражнениями и спортом.

Важнейшим фактором оптимизации  двигательной активности являются самостоятельные  занятия студентов физическими  упражнениями, такими как утренняя гимнастика, небольшие паузы в  учебном труде с использованием специальных упражнений, а также  ежедневные прогулки, походы выходного  дня и тому подобное. Также неотъемлемым условием самостоятельных занятий  является свободный выбор средств  и методов их использования, высокая  мотивация, положительный эмоциональный  эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий.

 

2.7. Профилактика вредных привычек

 

Здоровый  образ жизни несовместим с  вредными привычками, такими как употребление алкоголя, наркотических веществ, табака, так как они входят в число основных факторов риска многих заболеваний, а также негативно отражаются на здоровье студентов.

Алкоголь  представляет собой вещество наркотического действия; он обладает всеми характерными для данной группы веществ особенностями.

Длительное и систематическое  употребление алкоголя раздражающе  действует на проводящую систему  сердца, а также нарушает нормальный процесс обмена веществ. Вместе с  тем страдают также органы пищеварения. Раздражая органы желудочно-кишечного  тракта, алкоголь вызывает нарушение  секреции желудочного сока и выделения  ферментов, что приводит к развитию гастритов, язвы желудка и даже злокачественных опухолей. Развивается ожирение печени, затем ее цирроз.

Стиль жизни, сопряженный  с употреблением алкоголя, неумолимо  ведёт к утрате социальной активности. Наряду с этим, снижается качество жизни студента, а его главные  жизненные ориентиры искажаются и не совпадают с общепринятыми. Работа, требующая волевых и интеллектуальных усилий, становится затруднительной, в  результате чего возникает конфликтный  характер взаимоотношения с обществом.

Курение также является одной  из самых вредных привычек. Воздействие  табачного дыма на органы дыхания  приводит к раздражению слизистых  оболочек дыхательных путей, вызывая  в них воспалительные процессы, сопровождаемые кашлем, хрипотой. Впоследствии нарушается эластичность легочной ткани и развивается  эмфизема легких.

К числу  наиболее опасных вредных привычек относится употребление наркотиков. Их систематическое употребление ведёт к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15 - 20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем.

 

2.8. Культура межличностного общения

 

Культура  межличностного общения включает систему  знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где  живет индивид, которые органично  и непринужденно реализуются  им в деловом и эмоциональном  общении.

Развитие  коммуникативной культуры подразумевает, главным образом, развитие способностей восприятия и умений правильно воспринимать окружающих людей. Коммуникативная культура предполагает наличие таких социальных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера.

Развитию  культуры межличностного общения, бесспорно, содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами гуманистического характера.

 

2.9. Психофизическая регуляция организма

 

Все субъективные восприятия различных жизненных ситуаций, явлений, а также их оценка связаны с  эмоциями, которые помогают мобилизовать силы организма для экстренного  преодоления возникших трудностей. Под влиянием сильных эмоциональных  воздействий возникает состояние  стресса, то есть напряжения.

Профилактикой срывов при  стрессах является регулярная, но не чрезмерная физическая нагрузка, которая обладает антистрессовым действием, снижает  тревогу и подавленность. Главное  условие - физические упражнения должны доставлять удовольствие.

Также при  возникновении стрессов может использоваться аутогенная тренировка, которая практически не имеет противопоказаний. Разновидностью аутотренинга является психогигиеническая гимнастика. Это система упражнений, используемых с психогигиеническими целями, отличается меньшим объемом. И имеет такие особенности как применение её по утрам для создания психофизиологической настройки на предстоящий день, и по вечерам, перед сном.

В системе  аутогенной тренировки огромную роль выполняет дыхательная гимнастика. Так как правильно поставленное брюшное дыхание вовлекает в дыхательный акт все части легких, повышает насыщение крови кислородом и увеличивает жизненную емкость легких. Также в системе психотренинга используются упражнения, направленные на тренировку внимания и развития самоконтроля, словесный самоприказ и аутогенное погружение.

  Физическое самосовершенствование и самовоспитание как неотъемлемое условие здорового образа жизни.

Физическое  самовоспитание представляет собой процесс целенаправленной, осознанной, систематической работы над собой, которая направлена на развитие и формирование физической культуры личности. Данный процесс должен в себя включать совокупность приемов и видов деятельности, которые определяют и регулируют эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении собственного здоровья, психофизического состояния, а также физического совершенствования и образования.

Не стоит  ждать положительных и долговременных результатов в случае, когда физическое воспитание и образование не стимулирует у студента желания к самовоспитанию и самосовершенствованию.

В качестве основных причин для физического самовоспитания выступают:

  • требования социальной и культурной жизни;
  • претензии на признание в коллективе;
  • осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности.

Также причинами  могут послужить критика или самокритика, которые помогут осознать собственные недостатки.

Процесс физического самовоспитания включает в себя три основных этапа. А именно:

1 этап - неразрывно связан с познанием собственной личности, определением ее положительных психических и физических качеств, и в обязательном порядке определение отрицательных качеств, над которыми необходимо работать. Эффект самопознания зависит от степени требовательности студента к себе.

Методами самопознания являются - самонаблюдение, самоанализ и самооценка.

Самонаблюдение  является универсальным методом самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и способности субъекта видеть и постоянно наблюдать за качествами или свойствами личности.

Самоанализ  требует рассмотрения какого-либо совершенного действия, а также причин, вызвавших это действие. Способствует выяснению истинной причины поступка, и определению способов преодоления нежелательного поведения в будущем. Действенность самоанализа напрямую зависит от адекватности самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что в дальнейшем влияет на эффективность развития личности.

Самооценка  сопряжена с оценкой степени трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между желаемыми и реальными возможностями приводит к тому, что студент начинает неверно себя оценивать, в результате чего его поведение становится неадекватным.

Самооценка  зависит от ее качества и бывает: адекватной, завышенной и заниженной. Главным образом, адекватность оценки в значительной степени зависит от определения наличия четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма.

Главным решением завершающим 1 этап является принятие решения работать над собой.

2 этап - характеризуется определением цели и программы самовоспитания, а также создания на их основе личного плана. Цель может носить обобщенный характер и в большинстве случаев ставится достаточно большой отрезок времени, в то время как частные цели ставятся на несколько недель или месяцев.

Ориентировочная программа - ориентир физического самовоспитания может выглядеть следующим образом:

Цель  - формирование физической культуры личности.

Задачи  деятельности:

1.Включиться в здоровый образ жизни и укрепить здоровье.

2.Активизировать познавательную и практическую физкультурно-спортивную деятельность.

3.Сформировать нравственно-волевые качества личности.

4.Овладеть основами методики физического самовоспитания.

5.Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности.

Общая программа  должна учитывать условия жизни, особенности самой личности и её потребности, также на основе программы вырабатывается личный план физического самовоспитания.

Информация о работе Изучение бюджета времени студентов