Источники и содержание правовых основ построения бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Исходя из обоснованной актуальности темы, целью данной курсовой работы является исследование организационно-правовых основ построения бюджетной системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Исследовать организационные основы построения бюджетной системы РФ;
2. Раскрыть источники и содержание правовых основ построения бюджетной системы РФ;
3. Раскрыть основы построения бюджетной системы на примере формирования и исполнения консолидированного бюджета РФ.

Содержание работы

Введение 2
1. Организационные основы построения бюджетной системы Российской Федерации 4
1.1. Понятие бюджетной системы 4
1.2. Уровни построения бюджетной системы Российской Федерации 5
1.3. Принципы построения бюджетной системы РФ 10
2. Источники и содержание правовых основ построения бюджетной системы РФ 19
2.1. Правовые основы функционирования бюджетной системы РФ 19
2.2. Бюджетный кодекс РФ как основа построения бюджетных правоотношений 22
2.3. Бюджетная классификация как элемент построения бюджетной системы 24
2.4. Межбюджетные отношения: особенности и правовая характеристика 29
3. Практическая реализация основ построения бюджетной системы РФ на примере данных о формировании и исполнении бюджета на 2008 год и на период до 2010 года 32
Заключение 39
Список использованной литературы 42

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ_Организационно-правовые основы построения_Курсовая работа.docx

— 350.95 Кб (Скачать файл)

Бюджетное право является важнейшей частью финансового права  и состоит из общей и особенной частей.

Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие самые общие принципы и методы деятельности органов государственного управления и местного самоуправления в бюджетной сфере, а также основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений.

Бюджетные правоотношения относятся  к области публичного права и  определяют права каждого из субъектов  этих правоотношений. При этом необходимо отметить, что нормы гражданского права в сфере бюджетных правоотношений не действуют.

Субъектами бюджетных правоотношений являются:

- государство, национально-государственные и административно-территориальные образования (РФ и ее субъекты, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах РФ или субъектов РФ в целом);

- представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;

- организации – получатели бюджетных средств

К бюджетным правоотношениям относятся:

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части.

Источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты различной юридической силы, которые можно условно разделить на две группы:

- нормативные акты, устанавливающие общие правила для участников бюджетных отношений;

- финансово-плановые акты, к которым относятся собственно бюджеты, финансовые планы ведомств, сметы учреждений и т.д.

Основным источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ. Конституция устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст. 5). В главе 3 Конституции, посвященной федеративному устройству России, определяются предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения (Приложение 1 к курсовой работе).

Кроме того, в Конституции (ст. 132) закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.

В развитие основных положений  в сфере бюджетного права, закрепленных в Конституции РФ, издаются и специальные  законодательные акты, составляющие собственно бюджетное законодательство РФ.

Иерархия нормативных  актов действующего бюджетного законодательства реализуется на основе их четкого  структурирования, прежде всего, по содержанию правовых норм. В соответствии с этим все нормативные акты РФ подраздедяются на следующие уровни:

- первый уровень – Бюджетный кодекс РФ;

- второй уровень – федеральные и субфедеральные законы о бюджетах субъектов РФ;

- третий уровень – нормативные правовые акты муниципальных образований о местных бюджетах;

- четвертый уровень – иные федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения;

- пятый уровень – постановления и распоряжения Правительства РФ, Правительств субъектов РФ и нормативые акты органов местного самоуправления;

- шестой уровень – правовые акты Министерства финансов РФ и других федеральных ведомств, а также нормативные акты субъектов нижестоящего уровня.

Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются  к отношениям, возникающим после  введения их в действие.

Следует также иметь в  виду, что все нормативные правовые акты регионального и местного уровня не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ, который возглавляет  структуру бюджетного законодательства РФ, определенную в ст. 2 БК РФ.

2.2. Бюджетный  кодекс РФ как основа построения бюджетных правоотношений

Бюджетный кодекс РФ – это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства5.

Бюджетный кодекс РФ состоит  из преамбулы и пяти частей, включающих 28 глав, 307 статей.

В первой части Бюджетного кодекса фиксируются определения базовых понятий бюджетного права, компетенция органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений.

Бюджетный кодекс РФ наделяет соответствующими полномочиями субъектов  бюджетных правоотношений отдельно в области бюджетного регулирования  и бюджетного процесса. При этом указанные субъекты одновременно могут  рассматриваться участниками и  бюджетного процесса, и бюджетного регулирования. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетные полномочия – это установленные Бюджетным кодексом РФ и принятые в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Компетенция органов государственной  власти в области организации  бюджетных правоотношений определена в ст. 7 БК РФ (Приложение 2 к курсовой работе).

Вторая часть Бюджетного кодекса  РФ называется «Бюджетная система РФ» и описывает бюджетное устройство РФ, доходы, расходы, дефицит, профицит бюджетов.

В третьей части Бюджетного кодекса описывается состав участников, процедуры и стадии бюджетного процесса, осуществляемого в РФ.

Четвертая часть посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Наконец, пятая часть – заключительные положения.

В последние годы проводились  и продолжают проводиться бюджетные  реформы, в связи с чем в Бюджетный кодекс РФ постоянно вносятся изменения и дополнения. Например, при проведении реформы бюджетного процесса существенной переработке подверглась ч. 3 БК РФ «Бюджетный процесс в Российской Федерации», при реформировании межбюджетных отношений была переработана гл. 16 «Межбюджетные трансферты» и т.д.

2.3. Бюджетная  классификация как элемент построения  бюджетной системы

Особую роль в современных  условиях играет принцип единства бюджетной  системы, призванный при наличии  самостоятельных бюджетов сохранить  целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная  классификация. Доходы и расходы  бюджетов разных уровней по своим  характеристикам разнообразны, поэтому  при составлении, рассмотрении, утверждении  и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации.

В связи с этим среди прочих федеральных законов, относящихся к источникам бюджетного права необходимо выделить Федеральный закон от 15.08.1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ».

Бюджетная классификация  является одним из важнейших элементов  бюджетного устройства РФ наряду с  бюджетной системой РФ и принципами бюджетной системы.

Бюджетная классификация Российской Федерации – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация  обеспечивает сопоставимость показателей  бюджетов всех уровней. В соответствии с Федеральным законом «О бюджетной  классификации» состав бюджетной классификации  может быть представлен схемой на рис.2.1.

Рис. 2.1. Бюджетная классификация6

 

Определение и состав бюджетной  классификации описаны и в Бюджетном кодексе РФ, в то время как подробное описание каждой из группировок приводится в ФЗ «О бюджетной классификации РФ».

Код классификации доходов  бюджетов Российской Федерации состоит  из кодов: главного администратора доходов  бюджета; вида доходов; подвида доходов; классификации операций сектора  государственного управления, относящихся  к доходам бюджетов.

Перечень и коды главных  администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

Доходы бюджетов РФ подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Группами бюджетных доходов являются:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные перечисления;

- доходы целевых бюджетных фондов;

- доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

Каждая из групп включает в себя ряд подгрупп. Например, группа налоговых доходов включает в  себя такие подгруппы как: налоги на прибыль; налоги на товары и услуги; лицензионные и регистрационные сборы; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины и сборы.

В рамках подгрупп выделяют также статьи и подстатьи.

Код классификации расходов бюджетов состоит из кодов:

а) главного распорядителя  бюджетных средств;

б) раздела, подраздела, целевой  статьи и вида расходов;

в) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Функциональная классификация является группировкой расходов бюджетов всех уровней и отражает направления бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Функциональная классификация расходов включает в себя четыре уровня.

Первый уровень – разделы, отражающие направления расходования бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Примеры разделов функциональной классификации расходов: государственное управление и местное самоуправление; судебная власть; национальная оборона; образование и т.д.

В пределах разделов выделяют подразделы, конкретизирующие направления расходования бюджетных средств. Например, в рамках раздела «образование» бюджетные средства направляются на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование и т.д., которые являются подразделами раздела «Образование» функциональной классификации расходов.

Третий уровень  функциональной классификации расходов составляют целевые статьи, которые отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации.

Наконец, четвертым уровнем  функциональной классификации являются виды расходов, которые детализируют направления расходования бюджетных средств в пределах целевых статей.

Экономической классификацией расходов называют группировку расходов бюджетов по их экономическому содержанию. Это означает, что расходы группируются в зависимости от целей расходования.

Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими  исполнению за счет средств соответствующих  бюджетов.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из трех элементов – кодов: главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов; группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов; классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов. 

Перечень главных администраторов  источников финансирования дефицитов  бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются источники:

а) внутреннего финансирования дефицитов бюджетов – государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная  стоимость которых указана в  валюте Российской Федерации; кредиты  кредитных организаций в валюте Российской Федерации; бюджетные кредиты  от других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации; кредиты международных  финансовых организаций в валюте Российской Федерации; изменение остатков средств на счетах по учету средств  бюджета; иные источники внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов;

б) внешнего финансирования дефицитов бюджетов – государственные  ценные бумаги, номинальная стоимость  которых указана в иностранной  валюте; кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные  кредиты (заимствования), международных  финансовых организаций, иных субъектов  международного права, иностранных  юридических лиц в иностранной  валюте; кредиты кредитных организаций  в иностранной валюте; иные источники  внешнего финансирования дефицитов  бюджетов.

Перечень статей и видов  источников финансирования дефицитов  бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при  утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

До 1 января 2008 г. в составе  бюджетной классификации не предусматривалось  классификации операций сектора  государственного управления. При этом определения понятий «классификация операций сектора государственного управления» и «сектор государственного управления» в Бюджетном кодексе  Российской Федерации не закреплены.

Информация о работе Источники и содержание правовых основ построения бюджетной системы РФ