Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявления наиболее значительных про-блем государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой сис-темы общества, а главными задачами:
− изучить понятие бюджета государства;
− охарактеризовать функции государственного бюджета в современ-ной экономике;
− рассмотреть проблему сбалансированности и механизмы регулиро-вания структуры государственного бюджета;
− обозначить роль бюджета в реализации экономической политики российского Правительства;
− выявить проблемы государственного бюджета РФ.

Содержание работы

Введение 4
1. Государственный бюджет: понятие и роль в экономике 6
1.1 Социально-экономическая сущность и структура государственного
бюджета 6
1.2 Функции государственного бюджета в современной экономике 11
1.3 Проблема сбалансированности и механизмы регулирования
структуры государственного бюджета 13
2. Проблемы российского государственного бюджета 19
2.1 Динамика доходов и расходов бюджетов РФ разных уровней 19
2.2 Роль бюджета в реализации экономической политики России 25
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

госбюджет курс.doc

— 840.50 Кб (Скачать файл)

Налог на прибыль организаций  составляет 8,2%. Прочие доходы составили 10,8%.

На рисунке 2.3 представлена структура доходов бюджета за 2009 году, на основании чего можно  сделать вывод, что существенную часть доходов составляют два  источника: доходы от внешнеэкономической деятельности – 36,6%; и налоги на товары, реализуемые на территории РФ – 17,1%.

 

Рисунок  2.3. Структура доходов бюджета в 2009 году

Значительную долю составляли налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – 12,2%, а также налоги за пользование природными ресурсами – 13,7%.

Налог и взносы на социальные нужды составили 6,9%. Прочие доходы составили 13,4%.

На рисунке 2.4 представлена структура доходов бюджета за 2010 году, на основании чего можно  сделать вывод, что существенную часть доходов составляют два источника: доходы от внешнеэкономической деятельности – 38,9%; и налоги за пользование природными ресурсами – 17%.

 

Рисунок 2.4. Структура доходов бюджета в 2010 году

Значительную долю составляют налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – 14,4%, а также реализуемые на территории РФ – 7,4%.

Доходы, от использования  имущества, находящегося в муниципальной  и государственной собственности составили 5,2%. Прочие доходы составили 7,2%.

На рисунке 2.5 представлена структура доходов бюджета за 2012 году, на основании чего можно сделать вывод, что существенную часть доходов составляют два источника: доходы от внешнеэкономической деятельности – 41%; и налоги за пользование природными ресурсами – 18%. Значительную долю составляют налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – 13,6%, а также реализуемые на территории РФ – 17,5%. Доходы, от использования имущества, находящегося в муниципальной и государственной собственности составили 3,3%. Прочие доходы составили 6,6%.

 

Рисунок 2.5. Структура доходов бюджета в 2012 году

Динамика расходов государственного бюджета за 2005-2013 гг. приведена на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6. Динамика расходов государственного бюджета в 2005–2013 гг.

На рисунке 2.7 представлена структура расходов бюджета в 2008 году, на основании чего можно сделать вывод, что существенную часть расходов составляли: социальная политика – 26,6%; прочие расходы 25,6%.

Значительную долю составляют расходы на национальную экономику  – 16%, а также расходы на образование  – 11,8%. Расходы на здравоохранение, физкультуру и спорт составили 10,9%, общегосударственные вопросы 9,1%.

Рисунок  2.7. Структура расходов консолидированного бюджета в 2008 году, млрд. руб.

На рисунке 2.8 представлена структура расходов бюджета в 2009 году, на основании чего можно сделать вывод, что существенную часть расходов составляют: социальная политика – 29,4%; прочие расходы 23,7%.

Рисунок 2.8. Структура расходов консолидированного бюджета в 2009 году, млрд. руб.

Значительную долю составляют расходы на национальную экономику – 17,3%, а также расходы на образование – 11,1%. Расходы на здравоохранение, физкультуру и спорт составили 10,3%, общегосударственные вопросы 8,2%.

На рисунке 2.9 представлена структура расходов бюджета в 2010 году, на основании чего можно сделать вывод, что существенную часть расходов в этом году составляли: социальная политика – 35,1%; прочие расходы 23,1%.

Значительную долю составляют расходы на национальную экономику  – 13,2%, а также расходы на образование  – 10,8%. Расходы на здравоохранение, физкультуру и спорт составили 9,7%, общегосударственные вопросы 8,2%.

Рисунок  2.9. Структура расходов консолидированного бюджета в 2010 году, млрд. руб.

На рисунке 2.10 представлена структура расходов бюджета в 2011 году, на основании чего можно сделать вывод, что существенную часть расходов в этом году составляли: социальная политика – 32,6%; прочие расходы 25%.

Рисунок 2.10. Структура расходов консолидированного бюджета в 2011 году, млрд. руб.

Значительную долю составляют расходы на национальную экономику – 14%, а также расходы на образование – 11,2%. Расходы на здравоохранение, физкультуру и спорт составили 9,7%, общегосударственные вопросы 7,6%.

На рисунке 2.11 представлена структура расходов бюджета в 2012 году, на основании чего можно сделать вывод, что существенную часть расходов в этом году составляли: социальная политика – 32,36%; прочие расходы 14,51%; 14,33% - национальная экономика.

Рисунок 2.11. Структура расходов консолидированного бюджета в 2012 году, млрд. руб.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать выводы, что задачами по укреплению доходов бюджетов РФ и контроль за расходами заключаются в дальнейшем осуществлении налоговой реформы, усилении мер налогового администрирования, разработке стабильной схемы оптимального распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней, повышении эффективности использования государственной и муниципальной собственности.

2.2 Роль бюджета в реализации  экономической политики России

 

Задачи поддержания  бюджетной и макроэкономической сбалансированности положены в основу бюджетной политики РФ. Основным ее тезисом на перспективу является обеспечение максимальной защищенности федерального бюджета от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары.

В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью  выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.

К началу 2012 года экономика  полностью восстановилась после  кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.

Федеральный бюджет за 2012 год исполнен с дефицитом в размере 27 миллиардов рублей, или 0,04% ВВП, при законодательно утвержденном дефиците в сумме 42,7 миллиарда рублей, или 0,1% ВВП по данным Счетной палаты.

Но есть и ряд нерешенных проблем.

Во-первых, сохраняется  значительный нефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части.

Во-вторых, структура  бюджетных расходов не является оптимальной  для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета  средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.

В-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия будет иметь принятие новых обязательств для социально-экономического развития Российской Федерации, как оно будет связано с другими направлениями политики государства и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств.

В-четвертых, зачастую эффективность  осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический  эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.

В-пятых, межбюджетные отношения  пока не в полной мере настроены  на стимулирование органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Высока зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются.

В-седьмых, не удалось  избежать практики постоянных фрагментарных  изменений налогового законодательства. Даже при улучшении условий налогообложения для ведения предпринимательской деятельности это обусловливает необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив в планы финансовой деятельности, что вызывает дополнительные затраты, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства. Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов.

Сложность и масштабность задач в сфере социально-экономической  политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.

Для решения этой задачи при формировании и реализации бюджетной  политики на 2013 год и среднесрочную  перспективу необходимо исходить из следующих основных целей.

1. Бюджетная политика  должна стать более эффективным  инструментом реализации государственной социально-экономической политики. Механизмы государственной социально-экономической политики должны иметь надежное, точно просчитанное бюджетное обеспечение. Должны быть четко определены объемы бюджетного финансирования, необходимые для достижения конкретных количественно определенных целей государственной социально-экономической политики. Недопустимо, когда отдельно подводятся итоги исполнения бюджета и отдельно – итоги реализации мер социально-экономической политики.

2. Для достижения целей  социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ. Переход к «программному бюджету» в полном объеме необходимо осуществить начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Для правового обеспечения этих процессов необходимо внесение в 2013 году комплексных поправок в бюджетное законодательство Российской Федерации.

3. Особое внимание  должно быть уделено продуманности  и обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики государства.

Для этого необходима разработка бюджетной стратегии  Российской Федерации на период до 2030 года, определяющей основные черты  бюджетной политики при различных вариантах развития российской и мировой экономики. При этом на период до 2020 года в бюджетной стратегии должны быть определены предельные размеры бюджетных ассигнований по государственным программам (ключевым направлениям расходов).

4. Необходимо повысить  качество предоставляемых населению  государственных и муниципальных услуг. Прежде всего, это относится к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура. От успешности действий в этих сферах непосредственно зависят условия жизни населения. Эффективность осуществления бюджетных расходов в этих сферах справедливо принимается в расчет и при оценке качества инвестиционного климата, поскольку эти расходы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.

5. Обеспечение макроэкономической  стабильности и бюджетной устойчивости.

Инструменты бюджетной политики должны быть нацелены на противодействие факторам нестабильности – высокой инфляции и бюджетному дефициту. Без этого невозможно улучшение предпринимательского и инвестиционного климата.

Прежде всего, необходимо крайне осмотрительно формировать политику расходов. В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом рынке в бюджет поступают дополнительные доходы, и возникает потенциальная возможность соответственно увеличить бюджетные расходы. Но действие этого фактора крайне нестабильно, и в случае ухудшения ситуации на мировом рынке может возникнуть угроза невыполнения бюджетных обязательств. Такого развития событий нельзя допустить.

Продуманная бюджетная  политика в области расходов в  совокупности с мерами денежно-кредитного регулирования, включая применение гибкого механизма формирования валютного курса рубля, должна обусловливать низкую инфляцию, что, в свою очередь, должно способствовать переходу России на новый уровень развития, характеризующийся большей устойчивостью к резкому воздействию внешних негативных факторов.

Информация о работе Государственный бюджет