Государственный бюджет РФ, его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия Государственный бюджет: его сущности, доходов и расходов, дефицита, бюджетных процедур, и других наиболее важных категорий.
В соответствии с целью исследования определены основные задачи:
•изучить функции и задачи государственного бюджета;
•рассмотреть государственный бюджет как основной финансовый план страны;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Сущность государственного бюджета ……………………………………... 6
1.1. Понятие государственного бюджета ………………………………….. 6
1.2. Особенности государственного бюджета, функции, задачи ………... 10
2. Состав государственного бюджета …………………………………………. 15
2.1. Расходы государственного бюджета …………………………………. 15
2.2. Доходы государственного бюджета ………………………………….. 19
3. Бюджетная политика. Государственное регулирование экономики ……… 23
3.1. Прямое вмешательство …………………………………………………. 23
3.2. Косвенное вмешательство …………..…………………………………. 24
Заключение …………………………………………………………………….. 27
Список использованной литературы …………………………………………... 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Бюджетная система РФ.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

Так,  содержание  распределительной  функции  бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства.  Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого межотраслевого и  многоуровневого  (федеральный,  республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет. Основным  объектом  бюджетного перераспределения  является  чистый  доход;  однако  это  не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.5

Контрольная функция  заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и  использование фонда денежных средств  государства - отображает экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может информировать о том, как поступают в распоряжение  государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д.

В этих функциях получает непосредственное выражение экономическая сущность государственного бюджета как инструмента стоимостного распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Контрольная функция позволяет судить о том, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении централизованных средств, экономно и эффективно ли они используются.6

Распределительная и  контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений.

Межотраслевое перераспределение  базируется, с одной стороны, на налогах  и платежах, вносимых в бюджет юридическими и физическими лицами, а с другой – на финансировании за счёт бюджетных средств различных инвестиционных программ, оборотных средств, операционных и других расходов. Межтерриториальное перераспределение происходит путём закрепления налогов и доходов за соответствующими органами государственной власти, а так же посредством различных форм бюджетного регулирования. Это позволяет сформировать в каждой административно- территориальной единице такой бюджетный фонд, который обеспечивает её развитие в соответствии с планом социально-экономического развития (рис 1.2.)

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1.2. Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии

Широкое использование  распределительной функции для  перераспределения уже распределённой стоимости внутреннего продукта приводит к тому, что через государственный бюджет может многократно перераспределяться одна и та же часть национального дохода. Изменение взаимоотношений предприятий с бюджетом, когда потоки денежных средств перетекают в бюджет и обратно, меняет взаимосвязи, определяет степень воздействия бюджета на экономику не столько количественными пропорциями, сколько их влиянием на процессы её функционирования и на рост финансовых ресурсов страны.

К особенностям распределительной  функции бюджета относятся так  же многогранность её влияния на общественное производство и высокая степень действенности в достижении конкретных результатов. Распределительная функция бюджета позволяет направлять денежные средства на решающие участки экономического и социального развития; она содействует достижению высоких темпов роста экономики и повышению его эффективности.7

Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных  ресурсов, которое отражается в соответствующих  показателях бюджетных поступлений  и расходных назначений. Несвоевременное  или неполное внесение налогов и платежей в бюджет свидетельствует, например, о замедлении темпов развития отдельных отраслей экономики. Если предусмотренные бюджетные ассигнования используются в неполном объёме, то имеет место не совсем благополучная экономическая конъюнктура в отраслях экономики и сферах деятельности. Сигнализируя о тех или иных неполадках в экономике, бюджетные показатели одновременно служат основанием для выработки или принятия конкретных мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков, устранение нарушений финансовой дисциплины.

 Контрольная функция  бюджета отличается чрезвычайно  широкими границами действия  и носит всеобъемлющий характер. Она распространяется на все  подразделения экономики, на всех  участников общественного производства. Хотя в бюджете концентрируются далеко не все финансовые ресурсы страны, это не мешает контрольной функции «посылать сигналы» об общем финансовом состояния экономики.8

 Таким образом, функции бюджета, точнее сказать, функции бюджетно-налоговой политики в обобщенном виде сводятся к следующим:

  • предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);
  • перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);
  • государственное регулирование (антимонопольное регулирование, занятости и др.);
  • осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль).

Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Функции  бюджета нужно рассматривать  с точки зрения его внутренней потенциальной способности, которые могут проявить себя в определённой сфере общественных отношений лишь при обязательном участии человека.

 К числу особенностей бюджета относятся:

  • государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства и её использованием в целях удовлетворения потребностей и отдельных государственно-территориальных формирований;
  • с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже – национального богатства между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности;
  • пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
  • область распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.9

Бюджетный механизм, являясь  реальным воплощением бюджетной  политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач. При этом необходимо правильное понимание  соотношения между объективной и субъективной сторонами функционирования бюджета, поскольку объективный характер бюджета, присущие ему функции позволяют определить его место в системе отношений и зависимость от уровня развития экономики.

Глава 2. Структура  государственного бюджета

2.1. Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства  и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета РФ в 2012 году. (Рис. 2.1.)

Наименование статьи расходов

Сумма, млрд. руб.

Социальная политика

2923,5

Национальная оборона

1216,7

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1128,0

Национальная экономика

1125,9

Общегосударственные вопросы

531,7

Прочие расходы

1788,5


 

Рис. 2.1. Структура расходов федерального бюджета в 2012 году.

Категория расходов бюджета  проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее  развитие  непроизводственной  сферы. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает  выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с  общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,  социально-культурные  мероприятия,  оборона,  управление.10

Основу отраслевой группировки  расходов государственного бюджета  составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.

Исходя из него, расходы  в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства на развитие: промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.;

В непроизводственной подразделяются по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.

Отраслевое деление  расходов позволяет выявлять пропорции  в распределении  бюджетных  средств  и, изменяя  их,  добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они  позволяют государству развивать  систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять  минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения.

Основное место в  затратах на оборону занимает закупка  вооружений и военной техники; затем  идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию НИОКР; остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы.11 Объем расходов на оборону зависит, прежде всего, от степени реальной угрозы военного нападения; при благоприятной международной обстановки они сокращаются. На величину бюджетных расходов, на оборону может влиять уровень развития экономики, ее финансовые возможности.

Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием управленческой сферы деятельности. Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.12

Итак, расходы бюджета  подразделяются на две группы:

    1. бюджет текущих расходов,
    2. бюджет развития,  куда включаются расходы,  связанные с расширенным воспроизводством.

Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и  незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при  недостатке доходных источников. Сокращение может производится только по защищенным статьям.

И все же задача обеспечения  высокой эффективности используемых государством средств налогоплательщиков пока не решена. Необходима  коренная перестройка бюджетных отношений, и, прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует быстрее заменить системой субсидирования, при которой обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов.

Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны  с его доходами (рис 2.2.).

Рис 2.2. Структура государственного бюджета.

Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходами, а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими  рамками  поступающих  бюджетных  доходов,  причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.

2.2. Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны. Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета в 2012 году. (Рис.2.3.)

Вид дохода

Сумма, млрд.руб.

Доходы от внешнеэкономической деятельности

3625,7

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование ресурсами

1828,0

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1684,4

Налоги на товары, ввозимые в РФ

1243,6

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

298,7

Прочее

704,9

Информация о работе Государственный бюджет РФ, его структура