Демографическая ситуация Пензенской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы очевидна тем что, дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения. Учитывая, что процесс депопуляции усилился из-за негативных изменений возрастного состава населения (сокращение численности населения репродуктивного возраста, увеличение доли пожилых людей), в настоящее время требуется переход к масштабным, активным и финансово обеспеченным действиям, которые реально позволят изменить демографическую ситуацию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………......3
1. Государственная демографическая политика в РФ.............................................7
1.1 Сущность демографической политики...............................................................7
1.2 История демографической политики в РФ.......................................................13
2. Демографическая политика на современном этапе...........................................19
2.1 Демографическая политика в современной России.........................................19
2.2 Базовые условия эффективности демографической политики......................28
3. Демографическая ситуация Пензенской области...............................................37
3.1 Общие тенденции и проблемы демографических процессов в Пензенской области........................................................................................................................37
3.2 Реализация государственной демографической политики в Пензенской области........................................................................................................................42
Заключение………………………………………………………………………….47
Список использованных источников информации………

Файлы: 1 файл

курсовая по демографиии.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

- органы социальной сферы (социальной политики, социального развития, социальной защиты и т. п.): Санкт-Петербург, Ленинградская область, Новосибирск, Новосибирская область, Свердловская область, Волгоградская область, Красноярск, Красноярский край, Нижегородская область, Башкирия, Ростов-на-Дону;

- органы здравоохранения: Нижний Новгород, Уфа, Красноярский край, Саратовская область;

- органы по вопросам труда и трудовых ресурсов: Омская область, Воронежская область, Ростовская область.

В нескольких регионах имеется  опыт работы в межведомственном формате:

- Волгоградская область: Межведомственная комиссия по социально-демографической политике;

- Пермский край: Рабочая группа по улучшению демографической ситуации в Пермском крае;

- Саратовская область: Комиссия по реализации демографической политики [10].

        Содержательная часть семейной политики в регионах тоже оставляет желать лучшего.

        По сути, в российских регионах наблюдается лишь трансляция предложенных федеральным центром мер социальной поддержки российских семей. Никакой региональной специфики, никаких индивидуальных подходов.

Как правило, попытки  проведения демографической или  семейной политики в регионах сводятся к тому, что местные администрации  выступают всего лишь в качестве оператора федерального бюджета  по распределению «материнского  капитала», распределителя пособий по уходу за ребенком, родовых сертификатов, компенсатора затрат родителей на детское дошкольное воспитание т. п.

        В числе прочих региональных мер по укреплению семьи и стимулированию рождаемости почему-то заявляется стандартный набор мероприятий по улучшению жилищных условий населения, в результате чего происходит подмена демографической политики жилищной.

Фактически, в России нет элементарной структурной основы для проведения последовательных мероприятий  по достижению демографических целей, обозначенных на высшем властном уровне.

       Так, 8 мая 2007 года Министерство образования и науки утвердило Концепцию государственной политики в отношении молодой семьи. В том же году, спустя ровно 5 месяцев (9 октября 2007 года), президентом утверждается Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, предполагающей решение аналогичных задач, ответственным за реализацию данной концепции фактически назначено Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Последнее также осуществляет мониторинг региональных программ демографического развития, разработку и реализацию планов мероприятий по реализации демографической политики.

        Иными словами два совершенно разных ведомства почти в одно и то же время занимаются смежными вопросами, дублируя работу друг друга, и таким образом неэффективно используя государственные ресурсы.

        В обеих концепциях прописаны схожие цели. Например, в числе целей и задач Концепции государственной политики в отношении молодой семьи указаны следующие:

- «обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций, в т. ч. стимулирование рождаемости детей и их воспитания»;

- «укрепление института российской семьи на основе народных традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни»;

- «формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа социально-благополучной семьи»;

- «обеспечение возможности молодой семье самостоятельно достичь уровня доходов, достаточного для ее стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций и репродуктивных установок».

        То же самое, только другими словами, сказано о задачах и мерах Концепции демографической политики на период до 2025 года:

- «повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей»;

- «укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений»;

- «пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей»;

- «обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам» [10].

       Это лишь один из множества примеров, характеризующих отсутствие системности и управленческой логики в вопросах разработки и реализации семейной и демографической политики в России.

        В 2011- 2015 года основной акцент со стороны государства предполагается сделать на внедрение программы здорового образа жизни, реализации мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, профилактике и своевременному выявлению профзаболеваний. К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения. Планируется реализация мер, направленных на изменение репродуктивных установок населения, создание комфортных условий жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, повышения ответственности населения за свое здоровье. Государство проявляет озабоченность демографической ситуацией, принимает активную позицию в отношении улучшения демографической проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Демографическая  ситуация Пензенской области

        3.1 Общие тенденции и проблемы демографических процессов в Пензенской области

На 01.12.2012 года на территории Пензенской области постоянно проживает около 1371,0 тыс. человек.

Основные тенденции  воспроизводства населения в 2012 году заключаются в росте рождаемости (в том числе и трудоспособного  населения, особенно мужчин) и снижении смертности.

Тенденции в демографической ситуации на территории Пензенской области за 11 месяцев 2012 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого годом (далее - АППГ) приведены «Пензенским областным  медицинским информационно-аналитическим центром».

1. Увеличение числа родившихся на 7,1% (родилось 13672 ребенка, что на 901 ребенка больше АППГ), при этом коэффициент рождаемости увеличился с 10,1 на 1000 населения до 10,9‰ . [Приложение 2] 

Наибольший показатель рождаемости отмечен в Бессоновском (13,8‰), Городищенском (12,5‰), Колышлейском (12,3‰), Сосновоборском (12,3‰), Кузнецком (12,2‰) районах и г. Кузнецк (12,2‰). Показатель рождаемости значительно ниже среднеобластного наблюдается в Вадинском (6,2‰), Пачелмском (7,3‰), Малосердобинском (8,0), Неверкинском (8,8‰), Наровчатском (8,9‰) районах.

2. Уменьшение числа  умерших на 3,2% (умерло 18671 человек,  что на 617 человек меньше АППГ), при этом коэффициент смертности  снизился с 15,3 на 1000 населения  до 14,9‰. [Приложение 1]

Ниже среднеобластного показателя отмечена смертность только в г. Пензе (12,4‰) и г.Кузнецке (13,7‰). Высокая смертность сохраняется в Земетчинском (21,0‰), Камешкирском (19,6‰), Сосновоборском (19,4‰), Бековском (19,3‰), Иссинском (19,0‰), Лунинском (18,8‰), Шемышейском (18,6‰), Тамалинском (18,5‰), Наровчатском (18,4‰) районах.

В структуре причин смертности населения отмечается: 
- снижение смертности от болезней системы кровообращения на 1,5%, с 978,1 на 100000 населения (12356 случаев) до 963,5 (12113 случаев), в том числе смертности населения в трудоспособном возрасте на 12,0%, с 206,8 на 100000 населения трудоспособного возраста (1496 случаев) до 182,0 (1317 случаев); 
- снижение смертности от несчастных случаев, отравлений и травм на 9,2%, со 152,1 на 100000 населения (1921 случай) до 138,1 (1736 случаев), в том числе смертности населения в трудоспособном возрасте на 9,6%, со 181,5 на 100000 населения трудоспособного возраста (1313 случаев) до 164,1 (1187 случаев); 
- снижение смертности от новообразований на 2,0%, с 216,9 на 100000 населения (2740 случаев) до 212,6 (2673 случая), в том числе смертности населения в трудоспособном возрасте на 2,6%, с 94,9 на 100000 населения трудоспособного возраста (687 случаев) до 97,4 (705 случаев); 
- снижение смертности от болезней органов дыхания на 19,6%, с 46,9 на 100000 населения (593 случая) до 37,7 (474 случая), в том числе смертности населения в трудоспособном возрасте на 26,4%, с 25,4 на 100000 населения трудоспособного возраста (184 случая) до 18,7 (135 случаев); 
- рост смертности от болезней органов пищеварения на 6,1%, с 61,1 на 100000 населения (772 случая) до 64,8 (815 случаев), в том числе смертности населения в трудоспособном возрасте на 17,2%, с 40,1 на 100000 населения трудоспособного возраста (290 случаев) до 47,0 (340 случаев); 
- снижение смертности от инфекционных и паразитарных болезней на 9,4%, с 10,7 на 100000 населения (135 случаев) до 9,7 (122 случаев), в том числе смертности населения в трудоспособном возрасте на 16,8%, с 14,9 на 100000 населения трудоспособного возраста (108 случаев) до 12,4 (90 случаев).

        Увеличение случаев младенческой смертности на 34,7% (умерло 97 детей, что на 25 детей больше АППГ), в связи с этим коэффициент увеличился с 5,6 на 1000 родившихся живыми до 7,4. Показатель перинатальной смертности увеличился с 6,78 на 1000 родившихся живыми и мертвыми (87 случаев) до 8,44 (116 случаев). В 11 районах области не зарегистрировано случаев младенческой смертности.

        Зарегистрирован 1 случай материнской смертности (2011 год - 2 случая), коэффициент материнской смертности 7,3 на 100000 родившихся живыми.

- Снижение естественной убыли населения на 23,3% (естественная убыль населения -4999 человек, что на 1518 человек меньше АППГ), коэффициент естественной убыли снизился с -5,2 на 1000 населения до -4,0‰.

        Низкая естественная убыль населения отмечается в г. Кузнецке (-1,5‰), г. Пензе (-1,6‰), Бессоновском (-2,2‰), Городищенском (-2,9‰), Кузнецком (-3,0‰), Пензенском (-3,8‰) районах. Высокая естественная убыль населения, более чем в 2 раза превышающая среднеобластной показатель, наблюдается в Земетчинском (-11,7‰), Вадинском (-11,1‰), Наровчатском (-9,7‰), Пачелмском (-9,5‰), Шемышейском (-8,7‰) Камешкирском и Малосердобинском (по -8,5‰), Наровчатском (-9,5‰), Пачелмском (-9,1‰), Малосердобинском (-8,7‰), Шемышейском (-8,6‰), Иссинском (-8,5‰) районах [20].

        Можно вывести следующую тенденцию из вышеприведенным данных. Показатели воспроизводства населения значительно дифференцированы в пространственном отношении. В поселках городского типа и в небольших городах рождаемость преимущественно выше по сравнению с более крупными городами. Смертность выше в сельской местности и ниже в городской — сказывается влияние возрастной структуры населения.

       Актуальные вопросы в демографии Пензенской области- это в первую очередь, повышения роли института семьи, охраны материнства и детства, правовые аспекты современной демографической политики в Пензенской области, профилактики абортов, также эффективная миграционная политика, роли общественных объединений и СМИ в реализации демографической политики в регионе.

        Финансирование здравоохранения  и образования увеличивается,  но к повышению рождаемости  это не ведет. Демографическая  проблема по-прежнему остается  для Пензенского региона достаточно  острой.

        Первая задача, которую не раз обсуждают чиновники Пензенской области на совещаниях, встречах у губернатора - это попытаться найти резервы снижения смертности среди трудоспособного населения. Речь идет о молодом поколении.

        Следующая задача - большое количество прерывания беременности. По статистике, с прошлого года количество абортов в области снизилось на 15%. Одна из причин, по которой женщины прерывают беременность, - отсутствие собственного жилья. «Решили помочь компенсировать расходы на съем жилья, на аренду жилья. Но к нам никто особо толпой не пошел за деньгами. Потому что здесь мы натолкнулись на другую проблему, которая абсолютно не имеет никакого отношения к здравоохранению, к соцзащите, к образованию, это нежелание легализовать сдаваемое жилье внаем», – отмечает заместитель председателя Правительства Пензенской области Елена Столярова [22].

Дефицит мест в детских  садах остается для Пензы серьезной  проблемой. На сегодняшний день, общая  очередность в Пензе - 5500 детей. На координационном совете при правительстве области по вопросам формирования у населения семейных ценностей в марте 2012 года было сказано, что данная проблема решится к 2013 году, с помощью активного строительства новых детских садов, и ожидается, что со сдачей в эксплуатацию всех объектов, очередь в детские сады Пензы сократится на две трети.

        Для повышения эффективности управления демографическими процессами необходима грамотная, научно обоснованная региональная демографическая политика, основными принципами которой должны являться принципы сбалансированности социально-экономических преобразований и мер демографической политики, комплексности (системности), территориальности, соответствия потребностям населения, долговременности и постоянного совершенствования. О демографической политике в Пензенской области подробно рассказывается в следующей главе данной курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        3.2 Реализация государственной демографической политики в Пензенской области

        На территории области реализовывался комплекс мер, направленных на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития.

Региональное Министерство здравоохранения и социального  развития завершает разработку долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Пензенской области на 2011 - 2012 годы».

        Проект программы в ноябре был представлен на рассмотрение в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

        Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач.

1. Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения.

2. Внедрение современных  информационных систем в здравоохранение.

3. Внедрение стандартов  оказания медицинской помощи.

        Общий объём финансового обеспечения Программы в 2011, 2012 годах составит 4755391,0 тыс. рублей, в том числе:

- средства Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования - 3555391,0 тыс. рублей, в  том числе в 2011 году - 1756950,0 тыс.  рублей, в 2012 году - 1798441,0 тыс. рублей;

- средства бюджета  Пензенской области - 1200000,0 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 600000,0 тыс. рублей, в 2012 году - 600000,0 тыс. рублей.

Информация о работе Демографическая ситуация Пензенской области