Центральный банк РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

Содержание работы

1. История Центрального банка Российской Федерации………………………3
2. Правовой статус Центрального банка РФ (Банка России)…………………..8
3. Функции Банка России и его организационная структура…………………11
Список используемой литературы……………………………………………...16
Приложение

Файлы: 1 файл

Кр Банковское право.docx

— 32.97 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1. История Центрального  банка Российской Федерации………………………3

2. Правовой статус Центрального  банка РФ (Банка России)…………………..8

3. Функции Банка России и его организационная структура…………………11

Список используемой литературы……………………………………………...16

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История Центрального  банка Российской Федерации

  Центральный банк  Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе  Российского республиканского банка  Госбанка СССР. Подотчетный Верховному  Совету РСФСР, он первоначально  назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным  Советом РСФСР был принят Закон  о Центральном банке РСФСР  (Банке России), согласно которому  Банк России являлся юридическим  лицом, главным банком РСФСР  и был подотчетен Верховному  Совету РСФСР. В законе были  определены функции банка в  области организации денежного  обращения, денежно-кредитного регулирования,  внешнеэкономической деятельности  и регулирования деятельности  акционерных и кооперативных  банков.

В июне 1991 г. был утвержден  Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в связи  с образованием Содружества Независимых  Государств и упразднением союзных  структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный  банк СССР был упразднен и  все его активы и пассивы,  а также имущество на территории  РСФСР были переданы Центральному  банку РСФСР (Банку России). Несколько  месяцев спустя банк стал называться  Центральным банком Российской  Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992 г. начался процесс  передачи Банком России функций кассового  исполнения государственного бюджета  вновь созданному Федеральному Казначейству.

 Свои функции, определенные  Конституцией Российской Федерации1 и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»2, банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания  стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и  инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного  регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных  ценных бумаг (ГКО) и стал принимать  участие в функционировании.

С 1995 г. Банк России прекратил  использование прямых кредитов для  финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять  целевые централизованные кредиты  отраслям экономики.

С целью преодоления последствий  финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение  работы коммерческих банков и повышение  их ликвидности. В установленных  законодательством рамках с рынка  банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована  на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста  страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию  растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело  к некоторому укреплению реального  валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной денежно-кредитной  политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились  золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний  обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной  системы была направлена на повышение  ее надежности и эффективности для  обеспечения стабильности финансового  сектора и экономики страны. С  целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной  системы Банком России была введена  отчетность кредитных организаций  и территориальных учреждений Банка  по платежам, которая учитывала международный  опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

 В 2003 г. Банк России  приступил к реализации проекта  по усовершенствованию банковского  надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение  достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения  требований к содержанию, объему и  периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной  практикой. Кроме того, будет раскрыта информация о реальных владельцах кредитных  организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

В связи с расширением  круга кредитных организаций, предоставляющих  населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О  проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором  был определен порядок составления  и предоставления сведений о предоставленных  кредитными организациями ипотечных  жилищных кредитах.

В 2008 году, в связи с  кризисом ипотечного кредитования в  США и острым дефицитом ликвидности  на международных финансовых рынках, изменились условия проведения денежно-кредитной  политики. Банк России увеличил объемы рефинансирования коммерческих банков. Был разработан аукционный механизм размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. При  этом с целью существенного снижения инфляции Банк России активно использовал  доступные ему инструменты денежно-кредитной  политики — процентные ставки, нормативы  обязательных резервов, валютный курс рубля. В сентябре 2008 г. в результате обострения мирового финансового кризиса  ситуация в экономике России кардинально  изменилась. Резкое падение мировых  цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары привело к ухудшению  состояния платежного баланса страны. К концу 2008 г. сформировавшийся осенью 2008 года валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим  реалиям. Поэтому была проведена  постепенная девальвация рубля. 23 января 2009 года верхняя граница валютного коридора стоимости бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль.

В течение 2010 г. по мере улучшения  ситуации в банковском секторе Банк России постепенно сворачивал специальные  антикризисные механизмы. К концу 2010 г. было полностью прекращено предоставление Банком России кредитов без обеспечения.

В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной  политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение  о повышении нормативов обязательных резервов. В феврале Банк России объявил о еще одном повышении  нормативов обязательных резервов и  о повышении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было принято решение  о повышении нормативов обязательных резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовой статус  Центрального банка РФ (Банка  России)

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право  на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции  – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным  законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" целями деятельности Банка  России являются: защита и обеспечение  устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Ключевым элементом правового  статуса Банка России является принцип  независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных  актов, обязательных для федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции  Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим  лицом. Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной  собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые  установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие  и обременение обязательствами  имущества Банка России без его  согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка  России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том  числе в международных судах, судах иностранных государств и  третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так  же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли  на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная  Дума), которая назначает на должность  и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению  Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей  квоты, а также рассматривает  основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики и годовой  отчет Банка России и принимает  по ним решения. На основании предложения  Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять  решение о проверке Счетной палатой  Российской Федерации финансово-хозяйственной  деятельности Банка России, его структурных  подразделений и учреждений. Кроме  того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады  Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении  годового отчета и основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики.

Информация о работе Центральный банк РФ