Бюджетное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетный кодекс. Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1. Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в финансовой деятельности.……………………….4
2. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.……………………………………………………...9
3. Бюджетное регулирование – основная форма деятельности государства и органов местного самоуправления……………………………..16
Заключение………………………………………………………….…….23
Список литературы……………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

финансовое переделанное.docx

— 47.99 Кб (Скачать файл)

- бюджет, в основном, - перераспределительный  инструмент.

Важность такого понятия как бюджет подчеркивается наличием целой бюджетной системы в РФ.

Бюджетная система государства является чрезвычайно важной категорией финансов и инструментом финансовой политики. Этому способствуют выполняемые ею функции:

- экономическая (обеспечивает  финансирование важнейших народнохозяйственных  объектов, субсидирование предприятий и производств, имеющих большое значение);

- важный инструмент межотраслевого  и межтерриториального распределения  ресурсов. С помощью налогов и  субсидий ограничиваются одни  отрасли, а субсидируются другие  и во многих странах мира  бюджет - главный инструмент поддержки развития слабых районов;

- социальная (государство  обеспечивает бесплатное образование, лечение - частичное или полное финансирование из бюджета);

- политическая (финансирование  армии, правоохранительных органов). До середины XIX века военные расходы  были основным элементом расходов (XVIII век - Россия - 90%);

- НТП (финансирование фундаментальных  наук, государственных научно-технических  проектов);

- финансирование государственных  органов власти.

Наиболее яркий показатель роли бюджета - отношение доходов (расходов) госбюджета к величине ВВП.

Можно сказать, что расходы бюджета - это определенные экономические отношения, связанные с распределением (перераспределением) и использованием централизованных денежных фондов государства. Они различаются по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы тесно связаны с функциями государства. У каждого государства можно выделить четыре первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная.

Исходя из них, в расходах бюджета основное место занимают четыре группы:

- экономического назначения (на финансирование народного  хозяйства);

- расходы на социально - культурные мероприятия, финансирование  отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления  бесплатных услуг в здравоохранении, образовании; расходы на предоставление  социальной помощи отдельным  слоям и категориям населения;

- расходы на управление - связаны с финансированием органов  исполнительной и законодательной  власти, осуществляющих управление  страной;

- военные расходы;

- в условиях госкредита  появляются расходы на обслуживание  государственного долга10.

Кроме того, можно произвести классификацию по отраслевому признаку (строительство, сельское хозяйство и т.д.); по целевому назначению (расходы на капитальные вложения, на выплату заработной платы, капитальный ремонт, приобретение инвентаря); по уровням звеньев бюджетной системы или уровням управления (федеральные расходы, расходы субъектов федерации, местных бюджетов).

Однако планомерное выполнение своей роли бюджетная система субъекта РФ может осуществлять лишь при хорошо скоординированном взаимодействии с бюджетами других уровней. И здесь как никогда важным становится процесс межбюджетного регулирования.

Межбюджетное регулирование - это предоставление финансовой помощи одним бюджетом другому в различных формах11.

Такое регулирование выступает как форма взаимодействия бюджетной системы субъекта РФ с государственным и местными бюджетами. Можно выделить несколько основных актуальных форм: дотации, субвенции, бюджетные ссуды, отчисления от регулирующих налогов и доходов, трансферты.

Дотации - самая простая форма: для сбалансирования из Федерального бюджета предоставляется бюджетам Субъектов Федерации и местным сумма (абсолютная) средств. Вообще, эта форма самая несовершенная, так как располагает к иждивению.

Субвенции - целевая дотация бюджету для финансирования определенных мероприятий. Это более прогрессивная форма, которая, в принципе, может предоставляться на долевых началах.

Бюджетные ссуды - это предоставление средств на возвратной основе под небольшой процент. Более развито на уровне государственная бюджетная система – бюджетная система субъекта РФ, нежели на уровне бюджетная система субъекта РФ - местные бюджеты.

Отчисления от регулирующих налогов и доходов - наиболее распространенная до последнего времени форма. Механизм ее реализации заключается в следующем: с налогов, поступающих в вышестоящий бюджет, устанавливается определенный процент отчислений в соответствующий территориальный бюджет. Этот способ должен был стимулировать изыскание дополнительных средств для роста сбора налогов, однако на практике региональные бюджеты стремились повысить ставку отчисляемого процента, а не искать средства, вследствие того, что процент отчислений устанавливается в большей мере виртуально, свой для каждого региона.

Трансферты - это достаточно новый для нашей страны механизм - т.н. бюджетный федерализм, заимствованный у Германии. В этом случае распределение средств производится при помощи трансфертов (трансферт, трансфер - банковские операции по переводу иностранной или национальной валюты как внутри страны, так и за ее пределы). Финансовая помощь предоставляется за счет специально создаваемого фонда финансовой поддержки регионов (внутри его - фонд для особо нуждающихся) - в эти фонды направляется примерно 15% всех собираемых налогов и сборов, кроме таможенных пошлин.

Механизм трансферта происходит следующим образом: налоговый потенциал (берется он за базовый предыдущий год) - его сравнивают со средним налоговым потенциалом налогов в России, и выделяются трансферты, если этот показатель ниже среднего по России. Размер трансфертов определяется пропорционально этой разнице. Если полученного трансферта не хватает, то регион имеет право на дополнительный трансферт.

Естественно, трансферты не отменяют остального регулирования (например, Москва как Субъект Федерации имеет высокий налоговый потенциал, но, тем не менее, получает субвенции).

Большое значение в бюджете РФ имеет бесперебойное поступление средств из регионов (оставляют часть средств у себя).

Однако при нарушении отдельными Субъектами Федерации правил уплаты налогов и сборов в бюджет предусмотрены следующие санкции:

- приостановление финансирования  из федерального бюджета программ  и мероприятий, осуществляемых на  территории региона (в т. ч. трансферты, субвенции);

- приостановление поставки  продукции из централизованных  государственных ресурсов;

- прекращение выдачи лицензий  на экспорт предприятиям данного  региона.

Таким образом, можно увидеть, что государство пристально следит за действиями бюджетных систем субъектов РФ и осуществляет с ними прямое взаимодействие. На сегодняшний день обеспечение четких взаимоотношений бюджетов всех уровней является не прихотью Правительства, а жестким требованием времени. Улучшение взаимодействия, соотношение расходов и доходов государственной бюджетной системы РФ являются необходимыми условиями прогресса отечественной экономики, ее гармоничной интеграции в мировую экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. Построение бюджетной системы подчинено определенным принципам, которые установлены Бюджетным кодексом РФ. Он же закрепляет структуру доходов и расходов бюджетов различных уровней.

На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетный кодекс позволят регулировать экономические и социальные процессы в интересах членов общества. Таким образом, бюджетное устройство РФ обусловлено характером ее государственности и представляет собой единство трех уровней бюджетной системы - федерального, субъектов РФ и местного (муниципального).

Рассмотрев бюджетную систему и бюджетное устройство, можно сделать некоторые выводы.

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - Федеральный бюджет. Средства Федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Для успешного и эффективного регулирования процесса формирования и распределения бюджета, законодательными органами власти и Президентом РФ разработаны законодательные акты, положения, приказы.

Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в 90-е годы в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

В заключении можно сделать вывод, что концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям рыночных отношений, установлены Бюджетным Кодексом РФ, законами Российской Федерации и законами субъектов РФ регламентируют права и обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской  Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.

2. Бюджетный кодекс Российской  Федерации: принят 17 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 3823. № 1, ст. 28.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000, № 32, ст. 3340; 2006, № 3, ст. 280; № 23,ст. 2382; № 31, ст. 3433, 3436, 3443, 3450, 3452; № 45, ст. 4627, 4630.

Научная и учебная литература

4. Г.Б. Поляк. Государственные и муниципальные финансы: учебник. М.: Юрист, 2010.

5. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России: Учебное пособие для вузов. М.: Новый Юрист, 2013.

6. Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. Финансовое право: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

7. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования: учебное пособие. М.: Юрист, 2002.

8. Клитгаард Р. Рыночные реформы: учебное пособие. М.: Просвещение, 1992.

9. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П. Финансовое право: учебник. М.: Волтерс Клувер, 2003.

10. Н.И. Химичева.Финансовое право: Учебник. М.: Юристъ, 2009.

11. Л.А. Дробозина и др. Финансы, денежное обращение, кредит: учебник. М.: Финансы ЮНИТИ, 2007.

12. В.М. Лукашевский. Словарь терминов рыночной экономики. М., 2004.

 

1 Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. Финансовое право: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. С. 123.

2Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования: учебное пособие. М.: Юрист, 2002. С. 2.

3 Клитгаард Р. Рыночные реформы: учебное пособие. М.: Просвещение, 1992. С. 18.

4 Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П. Финансовое право: учебник. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 211.

5 Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. Финансовое право: учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. С. 198.

6 Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России: Учебное пособие для вузов. М.: Новый Юрист, 2013. С. 111.

7 Н.И. Химичева.Финансовое право: Учебник. М.: Юристъ, 2009. С. 231.

8 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.

9 Л.А. Дробозина и др. Финансы, денежное обращение, кредит: учебник. М.: Финансы ЮНИТИ, 2007. С. 79.

10 Г.Б. Поляк. Государственные и муниципальные финансы: учебник. М.: Юрист, 2010. С. 89.

11 В.М. Лукашевский. Словарь терминов рыночной экономики. М., 2004. С. 21.

 

 


Информация о работе Бюджетное регулирование